26 октября 2023 г. |
Дело N А56-99857/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Кадулина А.В., Филиппова А.Е.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Время шить" генерального директора Матвеевой А.Н. (решение N 1 от 21.06.2021),
рассмотрев 18.10.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Время шить" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.02.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2023 по делу N А56-99857/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Время шить", адрес: 196601, Санкт-Петербург, г. Пушкин, Магазейная ул., д. 25, лит. А, пом. 1-Н, ОГРН 1207800008261, ИНН 7807237811 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга, адрес: 191144, Санкт-Петербург, Новгородская ул., д. 20, лит. А, пом. 2-Н, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076 (далее - Комитет), от 26.09.2022 N 05-26-89788/22-0-2 об отказе в реализации преимущественного права на приобретение нежилого помещения с кадастровым номером 78:42:0018112:1179, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, Магазейная ул., д. 25, лит. А, пом. 1-Н, а также об обязании Комитета в срок, не превышающий 10 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу, подготовить заявку на проведение оценки рыночной стоимости помещения, принять решение об условиях приватизации (продажи) в течение 14 календарных дней с даты принятия отчета об оценке рыночной стоимости объекта, направить экземпляр проекта договора купли-продажи помещения в течение 10 календарных дней с даты принятия решения об условиях приватизации (продажи).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.02.2023 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2023 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение от 09.02.2023 и постановление от 15.06.2023, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении требований заявителя.
Податель жалобы считает, что применительно к распоряжению Комитета от 16.06.2020 N 542-р, которым принято решение о включении арендуемого Обществом нежилого помещения в перечень государственного имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, не был соблюден установленный порядок опубликования соответствующего правового акта, поэтому оснований для применения этого распоряжения при рассмотрении заявления Общества о выкупе помещения не имелось.
В дополнениях к кассационной жалобе Общество указывает, что обстоятельства включения помещения в названный перечень, не учитывались Комитетом при заключении с Обществом договора аренды в отношении этого объекта, в частности, при определении срока аренды.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы.
Комитет извещен в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направил, что в силу статьи 284 того же Кодекса не препятствует рассмотрению жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании договора аренды от 23.07.2020 N 18-А003939 Обществу предоставлено во временное владение и пользование нежилое помещение 1-Н площадью 206,3 кв.м, с кадастровым номером 78:42:0018112:1179, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, Магазейная ул., д. 25, лит. А (далее - Объект).
Общество 16.09.2020 обратилось в Комитет с заявлением о намерении реализовать преимущественное право на приобретение арендуемого Объекта в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности, и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ).
Письмом от 26.09.2022 N 05-26-89788/22-0-2 Комитет уведомил Общество о том, что объект включен в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) перечень государственного имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, и что в отношении Объекта не соблюдены предусмотренные частью 2.1 статьи 9 Закона N 159-ФЗ условия его приватизации Обществом.
Полагая изложенное в названном письме Комитета решение об отказе в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не соответствующим положениям Закона N 159-ФЗ и нарушающим права и законные интересы арендатора этого имущества, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суды первой и апелляционной инстанций не установили наличия правовых оснований для удовлетворения требований Общества.
Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене в связи со следующим.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 3 Закона N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент обращения Общества с заявлением о намерении выкупить Объект) субъектам малого и среднего предпринимательства, за исключением указанных в этой статье субъектов, предоставлено преимущественное право на приобретение арендуемого ими недвижимого имущества при возмездном отчуждении его из государственной или муниципальной собственности, по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", при наличии в совокупности четырех условий, предусмотренных названной статьей.
Данное право может быть реализовано, в частности, если арендуемый объект не включен в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Закона N 209-ФЗ перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 Закона N 159-ФЗ.
Согласно части 2.1 статьи 9 Закона N 159-ФЗ субъект малого или среднего предпринимательства вправе по своей инициативе направить в уполномоченный орган заявление о реализации преимущественного права на выкуп в отношении арендуемого недвижимого имущества, включенного в перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, при наличии условий, предусмотренных пунктами 1 и 2 этой части, а именно: арендуемое имущество на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства находится в его временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение трех и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; арендуемое имущество включено в упомянутый перечень в течение пяти и более лет до дня подачи этого заявления.
Таким образом, Законом N 159-ФЗ в редакции, действовавшей на дату обращения Общества с заявлением о приобретении Объекта, право выкупить арендованное имущество было предоставлено как тем лицам, чье имущество не включено в упомянутый перечень (в этом случае субъект малого (среднего) предпринимательства должен арендовать указанное имущество непрерывно в течение двух и более лет), так и лицам, чье имущество включено в перечень, если такое имущество арендовалось непрерывно в течение трех и более лет и находилось в перечне в течение пяти и более лет до подачи такого заявления.
Частью 4 статьи 18 Закона N 209-ФЗ предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства).
Этой же нормой предусмотрено, что такие перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и (или) на официальных сайтах информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно части 4.1 статьи 18 Закона N 209-ФЗ порядок формирования, ведения и опубликования указанных перечней устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
В Санкт-Петербурге такой порядок определен постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22.12.2008 N 1624 "О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" (далее - Постановление N 1624).
В соответствии с пунктом 3.1 Постановления N 1624 формирование, утверждение и ведение перечня недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге) и предназначенного для предоставления во владение и(или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге (далее - Перечень), осуществляет Комитет.
Порядком ведения и опубликования Перечня (далее - Порядок), утвержденного Постановлением N 1624, определено, что утверждение и ведение Перечня осуществляется путем издания соответствующих распоряжений Комитета об утверждении Перечня, включении в Перечень либо исключении из Перечня сведений об объектах.
В соответствии с пунктом 8 Порядка утвержденный Комитетом Перечень, распоряжения Комитета о включении в Перечень либо исключении из Перечня объектов направляются Комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации для опубликования, а также размещаются на официальном сайте Комитета не позднее двух рабочих дней с даты издания соответствующего распоряжения Комитета.
Как установили суды и не оспаривает податель жалобы, в Санкт-Петербурге Перечень утвержден распоряжением Комитета от 26.12.2008 N 237-р, распоряжением Комитета от 16.06.2020 N 542-рк Объект включен в указанный Перечень; распоряжение Комитета от 16.06.2020 N 542-рк опубликовано на официальном сайте Комитета 17.06.2020.
Исходя из установленных при рассмотрении дела обстоятельств, суды, руководствуясь положениями статей 3 и 9 Закона N 159-ФЗ, пришли к обоснованному выводу о том, что условия приобретения в собственность имущества, включенного в Перечень, на момент обращения Общества с заявлением о выкупе Объекта не были соблюдены (не истекли пятилетний срок нахождения имущества в Перечне и трехлетний срок владения Объектом по договору аренды).
Вопросы ведения Перечня отнесены к компетенции Комитета, размещение распоряжения от 16.06.2020 N 542-рк на официальном сайте Комитета является предусмотренным статьей 18 Закона N 209-ФЗ и Порядком способом доведения его до сведения заинтересованных лиц, обеспечивающим возможность ознакомления с его содержанием.
При таких обстоятельствах оснований для неприменения названного распоряжения при разрешении спора у судов не имелось.
Довод подателя жалобы со ссылкой на то, что договор аренды в отношении Объекта был заключен на три года, при том, что частью 4.3 статьи 18 Закона N 209-ФЗ предусмотрен иной срок, на который заключаются договоры аренды в отношении имущества, включенного в перечни государственного имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, не свидетельствует об отсутствии правовых оснований для применения к отношениям сторон положений части 2.1 статьи 9 Закона N 159-ФЗ. Вопросы оценки правомерности определения условий договора аренды выходят за пределы предмета спора по настоящему делу.
Поскольку условия, указанные в статье 9 Закона N 159-ФЗ, на момент обращения Общества с заявлением о выкупе Объекта не были соблюдены, суды верно посчитали, что оснований для признания оспариваемого решения Комитета незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя не имеется, и правомерно отказали в удовлетворении заявления.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, их выводы основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба не подлежит удовлетворению
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.02.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2023 по делу N А56-99857/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Время шить" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Чуватина |
Судьи |
Е.В. Чуватина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 3 Закона N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент обращения Общества с заявлением о намерении выкупить Объект) субъектам малого и среднего предпринимательства, за исключением указанных в этой статье субъектов, предоставлено преимущественное право на приобретение арендуемого ими недвижимого имущества при возмездном отчуждении его из государственной или муниципальной собственности, по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", при наличии в совокупности четырех условий, предусмотренных названной статьей."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 октября 2023 г. N Ф07-14686/23 по делу N А56-99857/2022