31 октября 2023 г. |
Дело N А21-15071/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Кудина А.Г., Соколовой С.В.,
при участии от Федеральной антимонопольной службы Каревой Е.А. (доверенность от 25.08.2023),
рассмотрев 25.10.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной антимонопольной службы на решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.03.2023 постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2023 по делу N А21-15071/2022,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Россети Янтарь", адрес: 236022, Калининград, Театральная ул., д. 34, ОГРН 1023 900764832, ИНН 3903007130 (далее - Общество, АО "Россети Янтарь"), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Федеральной антимонопольной службе, адрес: 125993, Москва, Садово-Кудринская ул., д. 11, ОГРН 1047796269663, ИНН 77003516539 (далее - ФАС России), о признании незаконным и отмене решения от 30.06.2022.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области, адрес: 236006, Калининград, Барнаульская ул., д. 4, ОГРН 1023901001552, ИНН 3905011090 (далее - Управление, УФАС) и Бичан Алла Владимировна.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 14.03.2023, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2023, оспариваемое решение ФАС России признано незаконным и отменено; в удовлетворении ходатайства ФАС России о прекращении производства по делу отказано.
В кассационной жалобе ФАС России, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые судебные акты и прекратить производство по делу. По мнению подателя жалобы, производство по настоящему делу подлежало прекращению, поскольку Арбитражным судом Калининградской области был принят к производству тождественный спор - между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям (дело N А21-10976/2022), которое окончено принятием судебного акта от 26.01.2023 о прекращении производства по делу в связи с принятием судом отказа Общества от заявленных требований. Также ФАС России считает, что рассматриваемое правонарушение не может быть признано малозначительным.
В судебном заседании представитель ФАС России поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, постановлением УФАС от 24.02.2022 прекращено производство по делу об административном правонарушении N 039/04/9.21-52/2022, возбужденное по признакам наличия в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Основанием для вынесения названного постановления послужил вывод УФАС о малозначительности правонарушения.
Бичан Алла Владимировна обратилась в ФАС России с жалобой на указанное постановление Управления.
Решением от 30.06.2022 ФАС России отменила постановление от 24.02.2022 по делу N 039/04/9.21-52/2022 и направила материалы дела об административном правонарушении на новое рассмотрение в Управление. ФАС России констатировала наличие в действиях Общества состава вменяемого правонарушения и отсутствие исключительных обстоятельств, свидетельствующих о его малозначительности.
Не согласившись с указанным решением ФАС России, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, поддержав позицию УФАС о малозначительности вменяемого правонарушения, признал незаконным и отменил оспариваемое решение ФАС России.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу ФАС России не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
За нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям установлена административная ответственность в соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Порядок подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям установлен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
В соответствии с пунктом 105 Правил N 861 в отношении заявителя, указанного в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 этих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает в личном кабинете заявителя: условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям согласно приложению N 17; счет на оплату технологического присоединения по договору; подписанные со стороны сетевой организации технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктами 25(1), 25(6) и 25(7) Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации; инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Общество, получив 30.11.2021 заявку Бичан А.В., документы, указанные в пункте 105 Правил N 861, разместило в личном кабинете заявителя лишь 28.12.2021, то есть с нарушением законодательно установленного срока (до 14.12.2021).
Исходя из отсутствия доказательств невозможности выполнения Обществом упомянутых требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые невозможно предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, суды поддержали позицию УФАС и ФАС России о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Вместе с тем, исходя из конкретных обстоятельств совершенного деяния и с учетом дальнейших действий Общества, УФАС в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении сочло возможным применить положения статьи 2.9 КоАП РФ и освободить Общество от административной ответственности, прекратив производство по делу об административном правонарушении (постановление УФАС от 24.02.2022).
Как следует из постановления от 24.02.2022, УФАС дана оценка обстоятельствам и характеру совершенного Обществом правонарушения, степени его общественной опасности, а также принято во внимание признание Обществом вины и устранение нарушения до возбуждения дела об административном правонарушении, отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В данном случае вывод о малозначительности рассматриваемого правонарушения (в отсутствие доказательств наличия каких-либо негативных и общественно опасных последствий совершенного деяния) мотивирован Управлением, основан на обстоятельствах конкретного дела, анализе причин и условий совершения противоправного деяния.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суды пришли к выводу о том, что у ФАС России не имелось оснований для отмены постановления УФАС от 24.02.2022 о прекращении производства по делу N 039/04/9.21-52/2022.
Довод ФАС России о наличии у судов оснований для прекращения производство по рассматриваемому делу был предметом рассмотрения судов и получил надлежащую правовую оценку, с которой у суда округа нет оснований не согласиться. Судом апелляционной инстанции установлено, что причиной отказа от требований по делу N А21-10976/2022 являлось не утрата интереса к возникшему спору и намерение прекратить спорные правоотношения, а наличие такого же спора, рассматриваемого в настоящем деле, по которому предполагалось рассмотрения спора по существу с приведением доводов в обоснование заявленного требования.
Материалы дела исследованы судами двух инстанций в полном объеме, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам спора и нормам права. Оснований для отмены судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, суд кассационной инстанции не установил.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.03.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2023 по делу N А21-15071/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Федеральной антимонопольной службы - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из отсутствия доказательств невозможности выполнения Обществом упомянутых требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые невозможно предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, суды поддержали позицию УФАС и ФАС России о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Вместе с тем, исходя из конкретных обстоятельств совершенного деяния и с учетом дальнейших действий Общества, УФАС в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении сочло возможным применить положения статьи 2.9 КоАП РФ и освободить Общество от административной ответственности, прекратив производство по делу об административном правонарушении (постановление УФАС от 24.02.2022).
...
решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.03.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2023 по делу N А21-15071/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Федеральной антимонопольной службы - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 октября 2023 г. N Ф07-14911/23 по делу N А21-15071/2022