15 ноября 2023 г. |
Дело N А52-5204/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А., Аникиной Е.А.,
рассмотрев 14.11.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Диджитал Интегрейшн Лоджистик" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2023 по делу N А52-5204/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Диджитал Интегрейшн Лоджистик", адрес: 620073, Свердловская область, город Екатеринбург, улица Крестинского, строение 63А, помещение 410, ОГРН 1216600008261, ИНН 6679140016 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Псковской области, адрес: 180017, город Псков, Кузнецкая улица, дом 13, ОГРН 1036000308508, ИНН 6027026536 (далее - Управление), о признании незаконным решения от 01.07.2022 по делу N 060/06/48-264/2022.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора, Комитет по образованию Псковской области, адрес: 180000, город Псков улица Некрасова, дом 25, ОГРН 1056000310343, ИНН 6027087761, Комитет по закупкам Псковской области, адрес: 180001, город Псков улица Некрасова, дом 23, ОГРН 1056000367323, ИНН 6027090066 (далее - Комитет по закупкам), общество с ограниченной ответственностью "Фортегрупп", 199004, город Санкт-Петербург, 3-я линия Васильевского острова, дом 48, литера А, помещение 2-Н, комната 33, ОГРН 1197847050257, ИНН 7820069242 (далее - ООО "Фортегрупп").
Решением суда первой инстанции от 25.01.2023 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 22.05.2023 указанное решение отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит постановление отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе.
В отзывах на кассационную жалобу Управление и Комитет по закупкам просили оставить в силе постановление апелляционной инстанции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для ее рассмотрения.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами двух инстанций и подтверждается материалами дела, Комитетом по образованию Псковской области на официальном сайте для размещения информации о проведении торгов размещено извещение от 09.06.2022 N 0157200000322000669 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку компьютерного оборудования в рамках мероприятий по модернизации школьных систем образования с начальной максимальной ценой контракта в размере 17 518 260 руб.
На участие в закупки подано четыре заявки, в том числе от Общества (N 20) с ценовым предложением в размере 9 284 677 руб. 80 коп. При этом данная заявка содержала предложение к поставке товаров, страной происхождения которых являлись Китай и Россия.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 20.06.2022 N 0157200000322000660 победителем признан заявитель.
Поскольку заявка участника закупки под N 23 (ООО "Фортегрупп") содержала предложение к поставке товаров, страной происхождения которых являлась исключительно Россия цена контракта снижена на 15% и определена в размере 7 891 976,13 руб.
Общество обратилось в Управление с жалобой посчитав снижение цены контракта неправомерным.
Управление решением от 01.07.2022 по делу N 060/06/48-264/2022 признало жалобу заявителя необоснованной.
Общество оспорило данное решение Управления в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд не нашел в действиях аукционной комиссии нарушений при применении положений статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), и приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - приказ N 126н), в связи с чем отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении заявления.
Изучив доводы кассационной жалобы и возражения в отношении нее, проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Отношения в сфере обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок регулируются Законом N 44-ФЗ.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В силу части 1 статьи 14 Закона N 44-ФЗ при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок (часть 3 статьи 14 Закона N 44-ФЗ).
В силу части 4 статьи 14 федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Согласно извещению о проведении аукциона закупка осуществляется с учетом запретов, а также ограничений и условий допуска в соответствии с требованиями, установленными статьей 14 Закона N 44-ФЗ.
В рассматриваемом случае объектом закупки является радиоэлектронная продукция, включенная как в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 (далее - Постановление N 878), так и в приложение N 1 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н), а именно проекторы, интерактивные доски, многофункциональные устройства, сенсорные планшеты для рисования, документ-камеры, мониторы, подключаемые к компьютеру, мыши компьютерные, интерактивные стойки со встроенным планшетом, клавиатуры (листы дела 57-61 том 1).
В пункте 1 Приказа N 126н установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении N 1, приложении N 2 к Приказу N 126н (далее соответственно - Приложение N 1, Приложение N 2, при совместном упоминании - Приложения).
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 Приказа N 126н при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок в электронной форме преимущества в отношении цены контракта в размере 15 процентов в отношении товаров, указанных в Приложении N 1, в размере 20 процентов в отношении товаров, указанных в Приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), в соответствии с подпунктами 1.2 и 1.3 пункта 1 Приказа предоставляются участникам закупки, заявки которых признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) и содержат исключительно предложения о поставке товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза (далее также - ЕАЭС), из Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики (далее - Республики).
Подпунктом 1.3 пункта 1 Приказа N 126н закреплено, что при проведении аукциона контракт заключается по цене: а) сниженной на 15 процентов в отношении товаров, указанных в Приложении N 1, сниженной на 20 процентов в отношении товаров, указанных в Приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов ЕАЭС, Республик); б) предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях и происходящих исключительно из государств - членов ЕАЭС, из Республик.
В силу подпункта 1.6 пункта 1 Приказа N 126н подтверждением страны происхождения товаров, указанных в Приложениях, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Законом о контрактной системе наименования страны происхождения товара.
Суд апелляционной инстанции исходил из того, что Приказом N 126н не установлены требования о представлении определенного документа в качестве декларации о стране происхождения товара, указание участником закупки в заявке наименования страны происхождения товара является декларированием страны происхождения товара; комиссия при рассмотрении заявок участников электронного аукциона не имеет права требовать подтверждения происхождения товара, а обязана руководствоваться лишь информацией, указанной (задекларированной) участником в заявке о стране происхождения товара.
Вместе с тем апелляционным судом не учтено следующее.
Пункт 3 Постановлении N 878 конкретизирует требования о подтверждении страны происхождения радиоэлектронной продукции.
Подтверждением страны происхождения радиоэлектронной продукции является одно из следующих условий:
а) наличие сведений о такой продукции в реестре и соответствие информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации требованиям, установленным для целей осуществления закупок постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий);
б) наличие сведений о такой продукции в евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, правила формирования и ведения которого устанавливаются правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров), и соответствие информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства - члена Евразийского экономического союза требованиям, установленным решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2020 N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий);
в) наличие сертификата о происхождении товара, выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009, и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами, - для целей осуществления закупок радиоэлектронной продукции, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены:
до 30.06.2022 включительно - в отношении радиоэлектронной продукции, кроме продукции, указанной в абзаце третьем настоящего подпункта, страной происхождения которой являются государства - члены Евразийского экономического союза (за исключением Российской Федерации).
Пунктом 3(1) Постановления N 878 закреплено предписание о документальном подтверждении участником закупки сведений о стране происхождения радиоэлектронной продукции.
В рассматриваемом случае объектом закупки являлась радиоэлектронная продукция, включенная как в перечень, утвержденный Постановлением N 878, так и в приложение N 1 к Приказу N 126н.
Принимая во внимание бланкетный характер пункта 1.6 Приказа N 126н, который предусматривает декларирование наименования страны происхождения товара в соответствии с Законом N 44-ФЗ, частью 3 статьи 14 которого закреплено, что определение страны происхождения товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, применению подлежит пункт 3 Постановления N 878, которым конкретизированы требования о подтверждении происхождения радиоэлектронной продукции, что соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 07.09.2022 N АКПИ22-624.
В рассматриваемом случае единственная заявка участника закупки под N 23 (ООО "Фортегрупп") содержала предложение к поставке товаров, страной происхождения которых являлась исключительно Россия, при этом страна происхождения товара в порядке, предусмотренном пунктом 3 Постановления N 878, данным участником не подтверждена.
Таким образом, в силу пункта 5 части 1 статьи 43 Закона N 44-ФЗ все заявки на участие в закупке должны быть приравнены к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств.
Подпунктом "в" пункта 2 Приказа N 126н определено, что положения подпунктов 1.1 - 1.3 пункта 1 Приказа не применяются при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок в электронной форме в случаях, если все заявки участников закупки, признанные в порядке, предусмотренном этим законом, соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если поименованным законом предусмотрена документация о закупке), содержат предложение о поставке указанных в Приложениях товаров, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов ЕАЭС, Республик).
В связи с этим у заказчика оснований для снижения цены контракта на 15 процентов по правилам подпункта "а" пункта 1.3 Приказа N 126н не имелось, а оспариваемое решение Управления не соответствуют упомянутым нормам и нарушают права и законные интересы заявителя.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы суда апелляционной инстанции сделаны при неправильном применении норм материального права. Данное обстоятельство в соответствии с частью 1 статьи 288 АПК РФ является основанием для отмены судебного акта.
По правилам пункта 5 части 1 статьи 287 АПК РФ арбитражному суду кассационной инстанции предоставлено право по результатам рассмотрения кассационной жалобы оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений.
С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене на основании части 1 статьи 288 АПК РФ, а решение суда первой инстанции в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 АПК РФ - оставлению в силе.
Обществом по платежному поручению от 27.06.2023 N 242 за подачу кассационной жалобы уплачена государственная пошлина. Данные расходы подлежат отнесению на Управление.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2023 по делу N А52-5204/2022 отменить.
Решение Арбитражного суда Псковской области от 25.01.2023 по настоящему делу оставить в силе.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области, адрес: 180017, город Псков, Кузнецкая улица, дом 13, ОГРН 1036000308508, ИНН 6027026536, в пользу общества с ограниченной ответственностью "Диджитал Интегрейшн Лоджистик", адрес: 620073, Свердловская область, город Екатеринбург, улица Крестинского, строение 63А, помещение 410, ОГРН 1216600008261, ИНН 6679140016, судебные расходы по государственной пошлине, уплаченной за подачу кассационной жалобы по платежному поручению от 27.06.2023 N 242 в сумме 1500 руб.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Подпунктом "в" пункта 2 Приказа N 126н определено, что положения подпунктов 1.1 - 1.3 пункта 1 Приказа не применяются при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок в электронной форме в случаях, если все заявки участников закупки, признанные в порядке, предусмотренном этим законом, соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если поименованным законом предусмотрена документация о закупке), содержат предложение о поставке указанных в Приложениях товаров, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов ЕАЭС, Республик).
В связи с этим у заказчика оснований для снижения цены контракта на 15 процентов по правилам подпункта "а" пункта 1.3 Приказа N 126н не имелось, а оспариваемое решение Управления не соответствуют упомянутым нормам и нарушают права и законные интересы заявителя."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 ноября 2023 г. N Ф07-12011/23 по делу N А52-5204/2022
Хронология рассмотрения дела:
11.02.2025 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-18010/2024
07.10.2024 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4268/2024
15.11.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-12011/2023
22.05.2023 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2025/2023
25.01.2023 Решение Арбитражного суда Псковской области N А52-5204/2022