16 ноября 2023 г. |
Дело N А21-4835/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Журавлевой О.Р., Соколовой С.В.,
рассмотрев 09.11.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лорри Сервис Плюс" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 31.01.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2023 по делу N А21-4835/2022,
УСТАНОВИЛ:
Центральная акцизная таможня, адрес: 109028, Москва, Яузская ул., д. 8, ОГРН 1027700552065, ИНН 7703166563 (далее - Таможня), обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Лорри Сервис Плюс", адрес: 238522, Калининградская обл., пос. Поддубное, Берлинская ул., зд. 1, оф. 1, ОГРН 1043902803845, ИНН 3906118818 (далее - ООО "Лорри Сервис Плюс", Общество), 690 000 руб. утилизационного сбора, 149 017 руб. пеней за период с 04.12.2021 по 11.04.2022, а также пени, подлежащие уплате за каждый календарный день просрочки исполнения обязательства по уплате утилизационного сбора до момента фактического исполнения денежного обязательства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Хавилов Денис Андреевич.
Решением суда первой инстанции от 31.01.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 08.06.2023, с Общества в пользу Таможни взыскано 690 000 руб. утилизационного сбора за ввоз транспортного средства, 31 487 руб. пеней за просрочку уплаты по состоянию на 31.03.2022, кроме того, взысканы пени по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно, за исключением периода действия моратория, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - Постановление N 497).
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению ООО "Лорри Сервис Плюс", суды пришли к ошибочному выводу об отсутствии оснований для освобождения от уплаты утилизационного сбора, между тем, в отношении экскаватора, классифицируемого по коду 8429 59 000 0 ТН ВЭД, утилизационный сбор не уплачивается. Выводы судов противоречат принципу формальной определенности фискальных сборов и основаны на неверном толковании пункта 2 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ). Суды не дали надлежащей оценки выводам, изложенным в заключении специалиста автономной некоммерческой организации "Кемеровская областная лаборатория судебных экспертиз" от 30.01.2023 N 7-30-01-2023/ДАТЭ.
В отзыве на кассационную жалобу Таможня, считая обжалуемые решение и постановление законными и обоснованными, просила оставить их без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с пунктом 3 статьи 284 АПК РФ не препятствует рассмотрению жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) и задекларировало по декларации на товары (далее - ДТ) N 10009100/181121/3000512 новый двухосный экскаватор-погрузчик марки "Caterpillar", модель 434, на колесном ходу, с гидравлической системой, мощностью 101.3 л.с., 2021 года выпуска, для землеройных работ.
В графе 33 ДТ Общество указало в отношении товара код 8429 59 000 0 в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (утв. Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54; далее - ТН ВЭД).
Товар выпущен Таможней в соответствии с заявленной таможенной процедурой "свободная таможенная зона" без уплаты утилизационного сбора.
Экскаваторы-погрузчики, классифицируемые в товарной подсубпозиции 8429 59 000 0 ТН ВЭД, включены в раздел III Перечня видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 (далее - Постановление N 81).
Поскольку в установленный срок уплата утилизационного сбора Обществом не произведена, Таможня обратилась в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что экскаваторы-погрузчики относятся к категории самоходных машин, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, и поскольку Обществом допущена просрочка уплаты утилизационного сбора, удовлетворили исковые требования, взыскав с Общества 690 000 руб. утилизационного сбора, 31 487 руб. пеней за просрочку уплаты по состоянию на 31.03.2022, а также пени по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно, за исключением периода действия моратория, введенного Постановлением N 497.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 этой статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
В силу пункта 2 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора признаны лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию; осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации; приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 названной статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка данного сбора.
Из положений пункта 1 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ следует, что утилизационный сбор уплачивается за каждое транспортное средство, ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 названной статьи.
Общество полагает, что в отношении ввезенных им экскаваторов-погрузчиков на основании абзаца пятого пункта 6 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ не подлежал уплате утилизационный сбор.
Исходя из абзаца пятого пункта 6 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств, с даты выпуска которых прошло менее трех лет и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации, за исключением транспортных средств международной перевозки.
Перечень видов самоходных машин и прицепов к ним, с даты выпуска которых прошло менее 3 лет, которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, и в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается, утвержден Постановлением N 81.
В названный Перечень включены автогрейдеры, классифицируемые по кодам 8429 20 001 0, 8429 20 009 1, 8429 20 009 9 ТН ВЭД (пункт 1); бульдозеры, классифицируемые по кодам 8429 11 001 0, 8429 11 002 0, 8429 11 009 0, 8429 19 000 1, 8429 19 000 9 ТН ВЭД (пункт 2); экскаваторы, классифицируемые по кодам 8429 51, 8429 52, 8429 59 000 0 ТН ВЭД (пункт 3); катки дорожные, классифицируемые по кодам 8429 40 100 0, 8429 40 300 0 ТН ВЭД (пункт 4); погрузчики одноковшовые фронтальные, классифицируемые по коду 8429 51 ТН ВЭД (пункт 5); трубоукладчики, классифицируемые по кодам 8426 49 001 0, 8426 49 009 1 ТН ВЭД (пункт 6); краны самоходные, за исключением кранов на базе шасси колесных транспортных средств, классифицируемые по коду 8426 41 000 (пункт 7); прицепы, классифицируемые по кодам 8716 20 000 0, 8716 31 000 0, 8716 39 500 1, 8716 39 500 9, 8716 39 800 5, 8716 39 800 8, 8716 40 000 0 ТН ВЭД (пункт 8); тракторы сельскохозяйственные колесные, классифицируемые по кодам 8701 91, 8701 92, 8701 93, 8701 94 100 9, 8701 94 500 0, 8701 94 900 0, 8701 95 100 9, 8701 95 500 0, 8701 95 900 0, 8701 21 109 0, 8701 21 909 0, 8701 22 109 0, 8701 22 909 0, 8701 23 109 0, 8701 23 909 0, 8701 24 109 0, 8701 24 909 0, 8701 29 109 0, 8701 29 909 0, 8709 ТН ВЭД (пункт 9); тракторы сельскохозяйственные гусеничные, классифицируемые по коду 8701 30 000 9 ТН ВЭД (пункт 10); опрыскиватели для защиты растений самоходные и косилки самоходные, классифицируемые по коду 8424 82 ТН ВЭД (пункт 13).
В силу пунктов 3, 5 Перечня утилизационный сбор не подлежит уплате в отношении экскаваторов, классифицируемых по кодам 8429 51, 8429 52, 8429 59 000 0, одноковшовых фронтальных погрузчиков, классифицируемых по коду 8429 51 ТН ВЭД.
Как видно из материалов дела, Общество ввезло экскаватор-погрузчик, классифицируемый по коду 8429 59 000 0 ТН ВЭД.
Между тем, в упомянутом Перечне не поименованы такие самоходные машины, как экскаваторы-погрузчики. Из пункта 3 Перечня также не следует, что в него включены все виды экскаваторов.
Исходя из Перечня утилизационный сбор не уплачивается в отношении конкретных видов и категорий самоходных машин, которые классифицируются по указанным в Перечне кодам ТН ВЭД.
Основания для расширительного толкования указанного нормативного акта отсутствуют.
Суды правомерно отклонили довод Общества о том, что отнесение транспортного средства к определенному коду ТН ВЭД не является основанием для освобождения от уплаты утилизационного сбора; для освобождения от его уплаты необходимо руководствоваться, в первую очередь, наименованием транспортного средства, приведенным в Перечне. Как разъяснено в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 24.11.2020 N 305-ЭС20-6768, само по себе отнесение ввозимого товара к тому или иному коду ТН ВЭД не является основанием для взимания утилизационного сбора, поскольку данный сбор не является таможенным платежом. При решении вопроса об отнесении транспортного средства к Перечню необходимо учитывать помимо кода ТН ВЭД его реальные физические характеристики, в том числе вид и категорию.
Представленное в материалы дела заключение специалиста автономной некоммерческой организации "Кемеровская областная лаборатория судебных экспертиз" от 30.01.2023 N 7-30-01-2023/ДАТЭ получило надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актов, оснований не согласиться с ней не имеется. Ввезенный Обществом экскаватор-погрузчик не подпадает под категории льготных товаров, прямо поименованных в пунктах 3 и 5 Перечня видов самоходных машин, в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается, а является самостоятельным видом товара.
При этом в Перечне видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, утвержденном Постановлением N 81, прямо указано, что сбор платится в отношении таких самоходных средств как экскаватор, экскаватор-погрузчик, экскаватор-бульдозер, классифицируемых по коду 8429 51, 8429 52, 8429 59 000 0 ТН ВЭД.
С учетом изложенного суды обоснованно удовлетворили требования таможенного органа о взыскании утилизационного сбора.
Неправильного применения положений таможенного законодательства, регулирующего спорные вопросы, которое повлияло бы на исход дела, суды не допустили.
Постановлением N 81 также утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила).
Пунктом 11 указанных Правил установлен перечень документов, которые плательщик, указанный в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ или его уполномоченный представитель представляют в таможенный орган для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора.
В силу пункта 11(1) Правил документы, предусмотренные пунктом 11 этих Правил, должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней с момента выпуска самоходных машин и прицепов к ним в соответствии с заявленной таможенной процедурой (осуществления таможенного декларирования).
Непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 этих Правил, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.
Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 Правил, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах от суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.
Установив неисполнение Обществом обязательства по оплате утилизационного сбора, суды пришли к выводу о необходимости взыскания пеней за его неуплату по 31.03.2022, поскольку с 01.04.2022 Постановлением N 497 на территории Российской Федерации введен мораторий.
В соответствии со статьей 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
Постановлением N 497 с 01.04.2022 на территории Российской Федерации сроком на 6 месяцев введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей (за исключением лиц, указанных в пункте 2 данного постановления).
С учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 9.1, абзацем десятым пункта 1 статьи 63 Закона N 127-ФЗ, на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ), неустойка (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона N 127-ФЗ).
При этом правила о моратории, установленные Постановлением N 497, распространяют свое действие на всех участников гражданско-правовых отношений (граждане, включая индивидуальных предпринимателей, юридические лица), за исключением лиц, прямо указанных в пункте 2 данного постановления (застройщики многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов), независимо от того, обладают они признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет.
Исходя из приведенного правового регулирования, в период действия моратория (с 01.04.2022 по 01.10.2022) на требования, возникшие до введения моратория, финансовые санкции не начисляются.
Положения о введении моратория судам следует применять в силу закона, независимо от заявления ответчика о его применении.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для начисления и взыскания пеней за неуплату утилизационного сбора, начисленных Таможней за 01.04.2022, и правомерно отказали в удовлетворении требований о взыскании пеней за период с 01.04.2022 по 30.09.2022.
Таким образом, поскольку выводы судов по существу спора соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), то основания для отмены обжалуемых судебных актов у кассационной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 31.01.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2023 по делу N А21-4835/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лорри Сервис Плюс" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ), неустойка (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона N 127-ФЗ).
...
решение Арбитражного суда Калининградской области от 31.01.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2023 по делу N А21-4835/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лорри Сервис Плюс" - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 ноября 2023 г. N Ф07-13643/23 по делу N А21-4835/2022