28 ноября 2023 г. |
Дело N А26-7475/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М.,
рассмотрев 28.11.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Петрозаводского городского округа на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 25.05.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2023 по делу N А26-7475/2022,
УСТАНОВИЛ:
администрация Петрозаводского городского округа (185910, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 2; ОГРН 1021000538481; ИНН 1001040505; далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к товариществу собственников жилья "Сотка" (185030, г. Петрозаводск, ул. Маршала Мерецкова, д. 14А, кв. 92; ОГРН 1051000028640; ИНН 1001049226; далее - ТСЖ) о возложении на него обязанности в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести работы по оборудованию площадки по накоплению твердых коммунальных отходов и крупногабаритных отходов (далее - ТКО; КГО) для нужд собственников многоквартирного дома (далее - МКД), расположенного по адресу: г. Петрозаводск, ул. Маршала Мерецкова, д. 14А, в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также в случае неисполнения ответчиком решения суда взыскать с него судебную неустойку в размере 2000 руб. в день до дня фактического исполнения решения суда, вступившего в законную силу.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия (185003, г. Петрозаводск, ул. Володарского, д. 26; ОГРН 1051000011677; ИНН 1001048857; далее - Управление).
Решением суда первой инстанции от 25.05.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 09.08.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить. По мнению подателя жалобы, исковые требования правомерны и подлежат удовлетворению.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ТСЖ управляет МКД, расположенным по адресу: г. Петрозаводск, ул. Маршала Мерецкова, д. 14А.
Администрация 25.05.2022 в ходе обследований придомовой территории МКД выявила, что на земельном участке, сформированном для эксплуатации МКД, имеется место для обустройства контейнерной площадки для нужд жителей МКД, однако контейнерная площадка на территории земельного участка отсутствует.
По результатам обследований Администрация направила ТСЖ письмо от 26.05.2022, указав на необходимость организовать в границах земельного участка, сформированного для эксплуатации указанного МКД, площадку для сбора и накопления ТКО.
В связи с тем, что ТСЖ не организована площадка для сбора и накопления ТКО, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, установив, что в пределах земельного участка, сформированных для эксплуатации МКД, организовать место накопления ТКО без нарушений норм действующего законодательства невозможно, в удовлетворении исковых требований отказал.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с ТКО относится, в частности, создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление МКД должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в МКД, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД, к предоставлению коммунальных услуг.
В силу части 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в МКД должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ).
В силу части 2.2 статьи 161 ЖК РФ при управлении МКД товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги газоснабжения, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, согласно пункту 26(1) которого в этот перечень включены работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
В пункте 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, указано, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения МКД включает в себя работы по содержанию мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями (подпункт "д(2)").
Согласно пункту 4 СанПиН 2.1.3684-21 расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до МКД, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 м., но не более 100 м.
Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении N 1 к Санитарным правилам.
В случае раздельного накопления отходов расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до МКД, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 8 м., но не более 100 м.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), определен конкретный перечень работ по организации уборки придомовой территории, сбору мусора и вторичных материалов (раздел III).
Так согласно подпункту 3.7.1 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечить установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
При этом согласно подпункту 3.7.6 Правил N 170 мусоросборники необходимо размещать на расстоянии от окон до дверей жилых зданий не менее 20 м., но не более 100 м. от входных подъездов.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что согласно акту осмотра места установки контейнерной площадки от 27.01.2023 с приложенной схемой, проведенного с участием представителей Администрации и ТСЖ, в границах земельного участка, предоставленного для эксплуатации указанного МКД, имеется возможность установки контейнерной площадки.
Указанный акт подписан представителем Администрации, представители ТСЖ от подписания акта уклонились.
Судами также установлено, что согласно ответу ГУ МЧС России по Республике Карелия на запрос ТСЖ за разъяснениями по вопросу размещения площадки для сбора ТКО рядом с оборудованным во дворе МКД газгольдером в силу положений части 2 статьи 74, таблицы 19 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от подземных резервуарных установок сжиженных углеводородных газов до жилых домов противопожарные расстояния должны составлять не менее 10 м.; пунктом 65 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479, запрещено использовать противопожарные расстояния между сооружениями и строениями для складирования материалов, мусора, травы и иных отходов, оборудования и тары, строительства (размещения) зданий и сооружений, в том числе временных.
Придя к выводу о невозможности организовать места накопления ТКО без нарушений указанных норм действующего законодательства, а также сославшись на пункт 1 статьи 8 Закона N 89-ФЗ, суды пришли к выводу о наличии обязанности организовать место накопления ТКО у самой Администрации и в связи с этим отказали в удовлетворении исковых требований.
Вместе с тем судами не учтено следующее.
Из системного толкования указанных норм права следует, что организация мест (площадок) по накоплению ТКО, контейнерных площадок и содержание прилегающей к ним территории является составной частью содержания общего имущества МКД; на управляющую организацию возложена обязанность по организации (созданию) и содержанию площадки накопления ТКО и КГО для нужд собственников помещений МКД, управление которым она осуществляет.
В силу пункта 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Одним из случаев, когда такая обязанность возлагается на иных лиц, является исполнение обязанностей, связанных с содержанием общего имущества МКД.
Именно лицо, осуществляющее управление МКД, отвечающее за содержание общего имущества МКД, обязано обеспечить возможность накопления ТКО на обустроенной площадке.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (пункт 4 Правил N 1039).
В рассматриваемом случае обязанность по организации мест (площадок) накопления ТКО для нужд МКД в силу приведенных норм действующего законодательства возложена на ТСЖ.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 25.09.2019 N 2-АПА19-8, из положений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закона N 89-ФЗ и Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что контейнерные площадки и площадки для складирования отдельных групп коммунальных отходов относятся к объектам благоустройства на территории города.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В соответствии с пунктом 4 указанного Перечня в него включены элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории.
В ходе судебного разбирательства Администрацией заявлен довод об отсутствии запрета в действующем законодательстве на размещение объектов для сбора ТКО за границами земельного участка под МКД.
Доводы сторон свидетельствуют о наличии между ними разногласий по вопросу организации на земельном участке МКД площадки по накоплению ТКО.
Суды первой и апелляционной инстанций, сославшись на санитарные нормы и правила, а также на ответ ГУ МЧС России по Республике Карелия на запрос ТСЖ, указали на невозможность организации на указанном земельном участке МКД площадки по накоплению ТКО.
Согласно пункту 4 Правил N 1039 в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с органом местного самоуправления (уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 1039 в целях оценки заявки на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления ТКО уполномоченный орган запрашивает позицию соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
По запросу уполномоченного органа территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, подготавливает заключение и направляет его в уполномоченный орган в срок не позднее 5 календарных дней со дня поступления запроса.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Правил благоустройства территории Петрозаводского городского округа, утвержденных решением Петрозаводского городского Совета от 26.02.2020 N 28/29-586, в случае невозможности установки контейнерной площадки на земельном участке, на котором расположен МКД, допускается установка контейнерной площадки на территории общего пользования по согласованию с Администрацией.
В материалах дела отсутствует заключение Управления по вопросу соблюдения требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения на случай организации площадки по накоплению ТКО на указанном земельном участке МКД, а также письменная заявка ТСЖ о согласовании с органом местного самоуправления создание места (площадки) накопления ТКО за границами земельного участка под МКД.
При указанных обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что выводы судов о невозможности организации на указанном земельном участке МКД площадки по накоплению ТКО и о несоблюдении в рассматриваемом случае санитарно-эпидемиологических и иных требований при организации такой площадки недостаточно обоснован.
Поскольку вопреки требованиям статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды не исследовали в полном объеме обстоятельства, относящиеся к предмету доказывания по настоящему спору, не дали надлежащую правовую оценку представленным доказательствам и доводам сторон обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, установить все фактические обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, в том числе соблюдение сторонами процедуры решения вопроса о размещении площадки накопления ТКО, предусмотренного Правилами N 1039 и Правилами благоустройства территории Петрозаводского городского округа, после чего с учетом всех доводов и возражений сторон принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 25.05.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2023 по делу N А26-7475/2022 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Карелия.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
...
Согласно пункту 4 Правил N 1039 в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с органом местного самоуправления (уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 1039 в целях оценки заявки на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления ТКО уполномоченный орган запрашивает позицию соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 ноября 2023 г. N Ф07-16763/23 по делу N А26-7475/2022