07 декабря 2023 г. |
Дело N А56-51000/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Бобарыкиной О.А., Серовой В.К.,
при участии от государственного унитарного предприятия "Водоканал Ленинградской области" Турлаповой О.Н. (доверенность от 14.08.2023),
рассмотрев 07.12.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пикалевский глиноземный завод" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.05.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2023 по делу N А56-51000/2022,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Водоканал Ленинградской области", адрес: 191095, Санкт-Петербург, Кавалергардская улица, дом 42, ОГРН 1027809256254, ИНН 7830000426 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Пикалевский глиноземный завод", адрес: 187600, Ленинградская область, Бокситогорский район, город Пикалево, Спрямленное шоссе, дом 1, ОГРН 1164704054558, ИНН 4715030610 (далее - Общество), 7 187 653 руб. 82 коп., составляющих плату за негативное воздействие на водный объект централизованной системы водоотведения, 2 875 036 руб. 11 коп. неустойки, исчисленной за период с 11.03.2019 по 27.10.2022, а также неустойки, начисляемой на сумму долга с 28.10.2022 по дату фактического исполнения основного обязательства, исходя из пункта 65 договора от 24.02.2014 N 48/2014-ВК (далее - Договор).
Решением суда от 16.05.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.08.2023, исковые требования удовлетворены частично: с Общества в пользу в Предприятия взыскано 3 552 452 руб. 43 коп. долга, 1 357 244 руб. 35 коп. неустойки, а также неустойка с 15.02.2023 по дату фактического исполнения основного обязательства в размере, предусмотренном пунктом 65 Договора; в удовлетворении иска в остальной части отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 16.05.2023 и постановление апелляционной инстанции от 02.08.2023, направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию арбитражного суда.
По мнению подателя жалобы, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения неправомерно произведен Предприятием с применением нормативов предельно допустимых концентраций (далее - ПДК) вредных веществ, утвержденных постановлением администрации города Пикалево муниципального образования "Город Пикалево" от 20.01.2015 N 28 (далее - Постановление N 28), которые установлены для выпуска N 4 после фильтровальной станции очистных сооружений, тогда как применению подлежат ПДК, согласованные в Договоре между Предприятием и Обществом, поскольку контрольные колодцы, согласованные сторонами для отбора проб, расположены в черте города Пикалево; судом в данной части не приняты разъяснения, данные администрацией города Пикалево о порядке применения Постановления N 28. Указанные выводы судов также основаны на ошибочных утверждениях Предприятия о том, что канализационные колодцы Общества канализуются через выпуск N 4, основанных на неактуальной схеме водоотведения; актуальной схемой водоотведения является схема, указанная в приложении N 1 к Договору и приложении N 1 к решению Комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 12.09.2014.
Общество также указало, что судами неправильно применен срок исковой давности за период с января по апрель 2019 года, а также неправомерно отказано в снижении неустойки по правилам статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -ГК РФ).
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Общество, надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако своего представителя в судебное заседание не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, между муниципальным унитарным предприятием "Водоканал г. Пикалево" (правопредшественник Предприятия, (организацией водопроводно-канализационного хозяйства; далее - организация ВКХ) и закрытым акционерным обществом "БазэлЦемент-Пикалево" (далее - ЗАО "БазэлЦемент-Пикалево") заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения от 24.02.2014 N 48/2014-ВК.
ЗАО "БазэлЦемент-Пикалево" 04.04.2016 прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме преобразования. В соответствии с пунктом 5 статьи 58 ГК РФ права и обязанности абонента перешли к Обществу.
В пункте 2 Договора указано, что организация ВКХ обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку очистку и сброс в водный объект, а абонент - соблюдать режим водоотведения, нормативы водоотведения по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения, негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения и оплачивать водоотведение и принятую холодную воду.
Объекты водоснабжения и водоотведения приведены в пункте 1 Договора.
Расчетный период, установленный Договором, равен одному календарному месяцу.
Согласно подпунктам "е", "т" пункта 16 Договора абонент обязан вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, а также вносить плату за вред, причиненный водному объекту; соблюдать установленные нормативы допустимых сбросов и лимиты на сбросы сточных вод, принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов, соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на централизованную систему водоотведения.
По результатам отбора проб, состоявшихся 26.02.2019, 26.03.2019, 15.04.2019, 14.11.2019, 25.11.2019, 12.12.2019, составлены акты отбора проб от 26.02.2019 N 421-Б-050219, от 26.03.2019 N 441-Б-050319, от 15.04.2019 N 475-Б-280319, от 14.11.2019 N 725-Б-051119, от 25.11.2019 N 753-Б-221119, от 12.12.2019 N 801-Б-061219 и по результатам проведенного анализа зафиксированы залповые сбросы нефтепродуктов, СПАВ и АПАВ в контрольном канализационном колодце с января по декабрь 2019 года.
О проведении отбора проб ответчик был уведомлен письмами от 26.02.2019, 26.03.2019, 15.04.2019, 14.11.2019, 25.11.2019, 12.12.2019 соответственно, которые переданы ответчику по электронной почте и факсу и факт получения которых Обществом не оспаривается.
Письмами Предприятие уведомило Общество о результатах анализа проведенного отбора проб сточных вод, приложив к уведомлению выписку из журнала контроля состава и свойств сточных вод; истцу выставлены и направлены счета на оплату.
Ссылаясь на то, что Обществом оплата в добровольном порядке не произведена, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды, признав требования Предприятия законными и обоснованными удовлетворили его требования частично, применив срок исковой давности.
Проверив материалы дела и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Правоотношения сторон в сфере водоснабжения и водоотведения в спорный период регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление N 1310), Порядком взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ленинградской области, утвержденным Постановлением N 326 (далее - Постановление N 326).
В силу части 1 статьи 14 Закона N 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения (далее - ЦСВ) и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент, в частности, обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод.
Согласно пункту 22 статьи 2 Закона N 416-ФЗ состав и свойства сточных вод - это совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические и другие свойства сточных вод, в том числе концентрацию загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в сточных водах.
Если принятые в централизованную систему водоотведения от абонента сточные воды не соответствуют нормативам допустимых сбросов абонентов или лимитам на сбросы, такой абонент обязан возместить вред, причиненный окружающей среде (пункт 2 статьи 29 Закона N 416-ФЗ).
Из подпунктов "в" и "г" пункта 36 Правил N 644 следует, что организация ВКХ имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в ЦСВ сточных вод и плату за негативное воздействие на работу ЦСВ, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в ЦСВ.
В силу пункта 113 Правил N 644 сточные воды, отводимые в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать следующим требованиям: запрещается производить сброс в централизованные системы водоотведения веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, по перечню согласно приложению N 4, в том числе с превышением значений показателей, при превышении которых концентрация загрязняющего вещества в сточных водах является запрещенной, согласно приложению N 4(1); значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения показателей и концентраций по перечню согласно приложению N 5, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 этих Правил.
Пунктом 114 Правил N 644 установлено, что организация, осуществляющая водоотведение или очистку сточных вод, и абонент вправе заключить договор водоотведения (единый договор холодного водоснабжения и водоотведения), предусматривающий прием сточных вод с превышением максимальных допустимых значений показателей и концентраций по показателям, относящимся к технологическим показателям работы очистных сооружений, определенным в соответствии с проектной и (или) технической документацией таких очистных сооружений (для очистных сооружений централизованных систем водоотведения поселений или городских округов - по показателям, относящимся к технологически нормируемым веществам), при условии, что согласно результатам технического обследования очистные сооружения могут быть дополнительно нагружены без ухудшения качества очистки сточных вод и эффективности обработки осадка сточных вод и с сохранением существующей возможности утилизации осадка сточных вод (за исключением веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу, а также максимальных допустимых значений показателей и концентраций, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на канализационные сети).
Согласно пункту 119 приведенных Правил расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно: по формулам, предусмотренным пунктами 120 и 123 Правил, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктом 120, абзацем восьмым пункта 123, пунктами 123(2), 123(4), 130 - 130(3) Правил, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение; по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) Правил, при наличии условий, указанных в данном пункте. Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета.
Согласно пункту 20 Постановления N 326 плата за сброс загрязняющих веществ, запрещенных и(или) не согласованных к сбросу в системы коммунальной канализации, а также за фактически установленный залповый сброс по любому из видов загрязняющих веществ и(или) нормативных показателей общих свойств сточных вод устанавливается из расчета пятикратного тарифа за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ, умноженного на объем фактически сброшенных абонентом сточных вод за расчетный период, в котором зафиксировано нарушение. При этом объем сточных вод учитывается с начала расчетного периода, в котором зафиксировано нарушение, независимо от даты отбора проб, но не более одного месяца.
Пунктом 19 Постановления N 326 определено, что предельный размер платы за сброс загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации, рассчитанный по формулам, ограничивается в каждом расчетном периоде десятикратным тарифом за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ, умноженным на объем фактически сброшенных сточных вод в расчетном периоде.
Суды проверили расчет Предприятия, признали его правильным и соответствующим указанным выше нормам и удовлетворили исковые требования частично в силу применения срока исковой давности по заявлению Общества, признав необоснованными требования по взысканию задолженности и неустойки за период с января 2019 года по март 2019 года, как заявленные за пределами исковой давности.
Довод подателя жалобы о том, что расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения неправомерно произведен с применением нормативов ПДК вредных веществ, утвержденных Постановлением N 28 правомерно отклонен судами.
Согласно пункту 36 Договора нормативы водоотведения по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Действовавшими в спорном периоде пунктами 61 и 70 Правил N 167 предусматривалось, что нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией ВКХ. Расчеты абонентов с организацией ВКХ за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления N 1310, действовавшего в спорном периоде, установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Таким образом, в спорный период одновременно действовали и подлежали применению два вида требований (нормативов) к составу и свойствам сточных вод абонентов: нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, устанавливаемые в соответствии с Правилами N 167, и требования к составу и свойствам сточных вод абонентов, предусмотренные приложением N 5 к Правилам N 644.
Согласно разъяснениям, данным в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 09.10.2017 N 36109-АЧ/04, указанные требования к составу и свойствам сточных вод абонентов имеют различную правовую природу и целевую направленность: нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод направлены на предотвращение негативного воздействия на окружающую среду (водные объекты), а требования к составу и свойствам сточных вод абонентов, предусмотренные приложением N 5 к Правилам N 644 - на предотвращение негативного воздействия на централизованные системы водоотведения.
Экономическое стимулирование абонентов к соблюдению указанных требований (нормативов) обеспечивается взиманием организациями ВКХ двух самостоятельных видов платы:
- платы за превышение нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, порядок исчисления и взимания которой в соответствии с Правилами N 167 и Постановлением N 1310 определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
- платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, порядок расчета и взимания которой устанавливается Правилами N 644.
Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, устанавливаемые органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями ВКХ, наряду с порядком исчисления и взимания платы за их превышение, определяемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, являются необходимым элементом регулирования отношений по предотвращению негативного воздействия, оказываемого на окружающую среду сбросами загрязняющих веществ в составе сточных вод абонентов.
Поскольку нормативные правовые акты органов местного самоуправления об установлении для абонентов нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод или делегировании права на установление таких нормативов организациям ВКХ и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устанавливающие порядок исчисления и взимания платы за превышение абонентами указанных нормативов, принимаются во исполнение прямого указания на это в нормативных правовых актах, имеющих большую юридическую силу (Правила N 167, Постановление N 1310), и содержат принятые в развитие положений этих актов нормы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить наличие действующего в любой момент времени на территории соответствующего субъекта Российской Федерации порядка исчисления и взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов в целях предотвращения негативного воздействия на водный объект, а органы местного самоуправления - наличие действующих в любой момент времени на территории соответствующих муниципальных образований нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод абонентов или муниципальных правовых актов, делегирующих право на установление таких нормативов организациям ВКХ.
Постановлением N 326 установлен Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ленинградской области, пунктом 4 которого предусмотрено, что нормативы водоотведения или сброса сточных вод по составу сточных вод (допустимые сбросы загрязняющих веществ) устанавливаются органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Во исполнение Постановления N 326 Постановлением N 28 утверждены нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ, принимаемых в централизованные системы водоотведения муниципального образования "Город Пикалево".
Условия приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в централизованные системы водоотведения указанного муниципального образования, устанавливают общие свойства сточных вод, принимаемых от абонентов в системы водоотведения; нормативы загрязняющих веществ, принимаемых в системы водоотведения; перечень веществ, запрещенных к сбросу в системы водоотведения.
Согласно пункту 1.4 Постановления N 28 эти условия являются обязательными для всех абонентов, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы водоотведения муниципального образования, не попадающих под категорию, установленную постановлением Правительства от 18.03.2013 N 230.
Учитывая изложенное, порядок утверждения нормативов водоотведения по составу сточных вод регулируется нормами действующего законодательства, которое, в свою очередь, не предоставляет сторонам право самостоятельно и произвольно определять нормативы по составу сточных вод.
Ссылки подателя жалобы на то, что выводы судов основаны на ошибочных и основанных на неактуальной схеме водоотведения утверждениях Предприятия о том, что канализационные колодцы Общества канализуются через выпуск N 4, правомерно признаны судами несостоятельными, поскольку в нарушение статьи 65 АПК РФ ответчиком не представлено доказательств того, что стоки от принадлежащих ему объектов не сбрасываются в централизованную систему водоотведения через выпуск N 4.
Судами отмечено, что Общество, заявляя вышеназванный довод, не отрицало тот факт, что сброс сточных вод производится в централизованную систему водоотведения, и указывало, что канализационная сеть, через которую осуществляется отведение сточных вод от принадлежащих ему объектов, расположена в черте города Пикалево.
В пункте 3.1 Постановления N 28 установлены допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах для абонентов, осуществляющих сброс сточных вод в централизованную бытовую систему водоотведения, которая указана как выпуск N 4.
В пункте 3.3 указанного постановления установлены допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах для абонентов, осуществляющих сброс поверхностных и дренажных сточных вод в централизованную ливневую канализацию, которая поименована как выпуски N 1, N 2 и N 3.
Таким образом, на территории муниципального образования "Город Пикалево" водоотведение осуществляется от бытовых потребителей и предприятий, в том числе Общества, через выпуск N 4, а поверхностные и дренажные стоки отводятся через ливневую систему канализации - выпуски N 1, N 2 и N 3.
Довод подателя жалобы о том, что судом первой инстанции неправильно применен срок исковой давности, рассмотрен судом апелляционной инстанции, получил надлежащую правовую оценку и, по мнению кассационной инстанции, правомерно отклонен.
Согласно статье 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года.
По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения (пункт 2 статьи 200 ГК РФ).
В силу пункта 119 Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктами 120, 123(1) и 130 Правил, на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод. Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 10 дней со дня выставления счета.
Счет за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за апрель 2019 года выставлен Предприятием 28.05.2019. Срок оплаты в соответствии с требованиями пункта 119 Правил N 644 - до 07.06.2019, в связи с чем иск предъявлен Предприятием 23.05.2022 в пределах трехлетнего срока исковой давности.
Несогласие подателя жалобы с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств спора и иное толкование им положений действующего законодательства не свидетельствуют о неправильном применении норм права.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены ими.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.05.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2023 по делу N А56-51000/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пикалевский глиноземный завод" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
А.А. Кустов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 декабря 2023 г. N Ф07-17194/23 по делу N А56-51000/2022