14 декабря 2023 г. |
Дело N А21-9592/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Лущаева С.В., Родина Ю.А.,
рассмотрев 07.12.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Феникс" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.02.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2023 по делу N А21-9592/2022,
УСТАНОВИЛ:
Центральная акцизная таможня, адрес: 109028, Москва, Яузская ул., д. 8, ОГРН 1027700552065, ИНН 7703166563 (далее - Таможня), обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Феникс", адрес: 238050, Калининградская обл., г. Гусев, ул. Победы, д. 4, каб. 5А, ОГРН 1213900003470, ИНН 3902011479 (далее - ООО "Феникс", Общество), 13 282 500 руб. утилизационного сбора за ввоз техники, 992 326,38 руб. пени, а также пени по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора.
Решением суда первой инстанции от 21.02.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 20.06.2023, исковые требования удовлетворены частично, с Общества в пользу Таможни взыскано 13 282 500 руб. утилизационного сбора за ввоз техники, 310 270 руб. пени за просрочку уплаты в сумме (по состоянию на 31.03.2022), а также пени по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно, за исключением периода действия моратория, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - Постановление N 497).
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению ООО "Феникс", суды пришли к ошибочному выводу об отсутствии оснований для освобождения от уплаты утилизационного сбора, между тем, в отношении ввезенных самоходных машин утилизационный сбор не уплачивается, поскольку ввезенные транспортные средства не оформлялись как самоходные машины, не эксплуатировались, паспорт транспортного средства на ввезенные самоходные машины не оформлялся.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза и задекларировало по декларациям на товары (далее - ДТ) N 10009100/150222/3021569, 10009100/020222/3014794 на акцизном специализированном таможенном посту (Центр электронного декларирования) самоходную лесозаготовительную машину (харвестер) на колесном ходу, бывшую в эксплуатации, код 8436 80 100 1 ТН ВЭД ЕАЭС, а также мини-экскаватор полноповоротный, гидравлический, на гусеничном ходу, бывший в эксплуатации, код 8429 52 100 1 ТН ВЭД ЕАЭС.
Товары выпущены в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления без уплаты утилизационного сбора.
По результатам проверки таможенный орган установил факт неуплаты утилизационного сбора в отношении ввезенных Обществом по ДТ N 10009100/150222/3021569, 10009100/020222/3014794 самоходных машин.
Согласно произведенному Таможней расчету общая сумма подлежащего уплате утилизационного сбора за две единицы самоходной техники составила 13 282 500 руб., сумма пеней за просрочку уплаты утилизационного сбора за период с 03.03.2022 по 31.03.2022 и с 18.02.2022 по 31.03.2022 составила 992 326,38 руб.
Таможенный орган направил в адрес Общества уведомление от 16.03.2022 N 13-12/06291 о необходимости уплаты утилизационного сбора и пеней.
Поскольку в установленный срок утилизационный сбор не уплачен, Таможня обратилась в суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что ввезенные самоходные машины относятся к категории самоходных машин, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, и поскольку декларантом утилизационный сбор не уплачен, удовлетворили исковые требования, взыскав утилизационный сбор в заявленном размере, 310 270 руб. пеней за просрочку уплаты по состоянию на 31.03.2022, а также пени по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно, за исключением периода действия моратория, введенного Постановлением N 497.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 этой статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
В силу пункта 2 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора признаны лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию; осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации; приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 названной статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка данного сбора.
Виды и категории колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определены Правилами взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 (далее - Правила N 81).
Порядок взимания утилизационного сбора Федеральной таможенной службой в части его исчисления и уплаты изложен в разделе II Правил N 81 (пункты 11 - 14).
Как правильно указали суды, утилизационный сбор - это особый вид обязательного платежа, введенный в Российской Федерации в развитие постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1194 "О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств", основной целью которого является обеспечение экологической безопасности. По своей сути утилизационный сбор призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который в данном случае наносит транспортное средство.
Исходя из положений пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ обязанность по уплате утилизационного сбора возникает с момента ввоза транспортного средства, самоходной машины в Российскую Федерацию. При этом данная обязанность не зависит от дальнейшей эксплуатации ввезенной техники по назначению. Иное противоречит требованиям Закона N 89-ФЗ и преследуемым законодателем целям обеспечения экологической безопасности.
При таком положении доводы подателя жалобы о том, что ввезенные самоходная лесозаготовительная машина (харвестер) и мини-экскаватор в качестве самоходных машин не оформлялись и не эксплуатировались, после ввоза были разукомплектованы на запчасти, узлы и агрегаты, правового значения не имеют, на выводы суда кассационной инстанции не влияют, поскольку не освобождают Общество как лицо, осуществившее ввоз самоходных машин в Российскую Федерацию, от обязанности уплатить утилизационный сбор.
Сумма подлежащего уплате утилизационного сбора исчислена Таможней в соответствии Перечнем видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также исходя из размеров утилизационного сбора, утвержденных указанным выше постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81, и Обществом не оспорена.
С учетом изложенного суды обоснованно удовлетворили требования таможенного органа о взыскании утилизационного сбора.
Пунктом 11 Правил N 81 установлен перечень документов, которые плательщик, указанный в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ или его уполномоченный представитель представляют в таможенный орган для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора.
В силу пункта 11(1) Правил N 81 (в редакции, действовавшей в спорный период) документы, предусмотренные пунктом 11 этих Правил, должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней с момента выпуска самоходных машин и прицепов к ним в соответствии с заявленной таможенной процедурой (осуществления таможенного декларирования).
Непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 этих Правил, является основанием для начисления пеней за неуплату утилизационного сбора.
Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 Правил N 81, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах от суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.
Установив неисполнение Обществом обязательства по оплате утилизационного сбора, суды пришли к выводу о необходимости взыскания пеней за его неуплату по 31.03.2022, а также пени по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно, за исключением периода действия моратория, введенного Постановлением N 497.
Поскольку выводы судов по существу спора соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), то основания для отмены обжалуемых судебных актов у кассационной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.02.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2023 по делу N А21-9592/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Феникс" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 11 Правил N 81 установлен перечень документов, которые плательщик, указанный в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ или его уполномоченный представитель представляют в таможенный орган для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора.
В силу пункта 11(1) Правил N 81 (в редакции, действовавшей в спорный период) документы, предусмотренные пунктом 11 этих Правил, должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней с момента выпуска самоходных машин и прицепов к ним в соответствии с заявленной таможенной процедурой (осуществления таможенного декларирования).
...
Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 Правил N 81, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах от суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 декабря 2023 г. N Ф07-14974/23 по делу N А21-9592/2022