19 декабря 2023 г. |
Дело N А66-4251/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Кудина А.Г., Савицкой И.Г.,
рассмотрев 18.12.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Партнер" на решение Арбитражного суда Тверской области от 30.05.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2023 по делу N А66-4251/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Партнер", адрес: 153000, г. Иваново, ул. Красной Армии, д. 20 б, оф. 4-23, ОГРН 1213700014670, ИНН 3702264955 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области, адрес: 170100, г. Тверь, Советская ул., д. 23, ОГРН 1036900080722, ИНН 6905005800 (далее - УФАС), от 10.03.2022 по делу N РНП 69-46-2022 в части включения в реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП) информации о заявителе.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области, адрес: 170100, г. Тверь, Советская ул., д. 33, ОГРН 1106952029315, ИНН 6950125150 (далее - Управление Росимущества).
Решением суда первой инстанции от 30.05.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.09.2023, в удовлетворении заявления Обществу отказано.
Общество не согласилось с вынесенными судебными актами, посчитало их незаконными и необоснованными, принятыми с неправильным применением норм материального и процессуального права и обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты и удовлетворить заявление.
Общество в кассационной жалобе указывает, что в его действиях отсутствовали признаки недобросовестности, умысел на уклонение от подписания контракта.
В соответствии с положениями статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Управление Росимущества 04.02.2022 разместило на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru извещение N 0136100012322000005 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по продаже имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, с начальной (максимальной) ценой контракта 100 000 руб.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.02.2022 N ИЭА1 победителем электронного аукциона с ценовым предложением 5 000 000 руб. признано Общество.
Проект контракта 16.02.2022 размещен заказчиком в единой информационной системе и направлен Обществу.
Общество 24.02.2022 предоставило обеспечение исполнения контракта внесением на счет заказчика 15 000 руб. В этот же день Общество направило в адрес заказчика и разместило на электронной площадке протокол разногласий.
Управление Росимущества мотивированно отклонило протокол разногласий и 24.02.2022 повторно разместило в единой информационной системе проект контракта без изменений.
В связи с тем что победитель электронного аукциона в установленный срок проект контракта не подписал, Управление Росимущества 28.02.2022 составило протокол признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта и направило сведения в отношении Общества в УФАС для включения их в РНП.
УФАС, проведя проверку поступивших документов, приняло решение от 10.03.2022 по делу N РНП 69-46-2022 о включении информации об Обществе в РНП сроком на два года.
Общество, не согласившись с указанным решением, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об обоснованности решения антимонопольного органа о наличии оснований для включения сведений об Обществе в РНП.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в РНП включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В силу части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 этого Закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с данным Законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 упомянутой статьи.
Как предусмотрено частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ, в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 названной статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 означенной статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В рассматриваемом случае Управление вынесло решение от 10.03.2022 по делу N РНП 69-46-2022 о включении сведений в РНП, поскольку Общество уклонилось от заключения контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 этой статьи, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 51 Закона N 44-ФЗ не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 указанной статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте): протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев: наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 данной статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки (подпункт "а"); несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 этой статьи (подпункт "б").
Как предусмотрено пунктом 3 части 4 статьи 51 Закона N 44-ФЗ, не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 названной статьи, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 указанной статьи. При таком размещении заказчик также формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) информацию о причинах отказа учесть полностью или частично информацию, содержащуюся в протоколе разногласий. При этом информация, предусмотренная подпунктом "б" пункта 2 части 3 означенной статьи, подлежит обязательному учету.
Не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 данной статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 указанной статьи (часть 5 статьи 51 Закона N 44-ФЗ).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации применяемые государственными органами санкции должны назначаться с учетом характера допущенного нарушения, размера причиненного вреда, наличия и степени вины нарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Следовательно, при рассмотрении вопроса о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков уполномоченный орган в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя) и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения его в реестр недобросовестных поставщиков.
При рассмотрении вопроса о законности решения антимонопольного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Иное противоречит задачам арбитражного судопроизводства. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не должен ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика (определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.02.2015 N 301-КГ15-632).
Таким образом, включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт его уклонения от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении поставщика (подрядчика, исполнителя) отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
В рассматриваемом случае судами установлено, что Общество, признанное победителем электронного аукциона, должно было подписать проект контракта до 25.02.2022 включительно до 23 ч 59 мин.
Вместе с тем проект контракта в указанный срок Обществом не был подписан, обеспечение в установленном размере участником закупки, с которым заключается контракт, в установленном размере не было предоставлено.
Судами двух инстанций также установлено, что представленный Обществом протокол разногласий отклонен заказчиком правомерно, поскольку по условиям контракта и требованиям Закона N 44-ФЗ при заключении контракта Общество было обязано внести на счет заказчика денежные средства, предложенные за заключение контракта (5 000 000 руб.), а также обеспечение исполнения контракта в размере 10% от указанной суммы.
В силу пункта 1 части 6 статьи 51 Закона N 44-ФЗ в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3, не выполнены требования пункта 3 части 3) и частью 5 указанной статьи, такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
Доводы Общества об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта получили объективную оценку судов двух инстанций.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций о соответствии оспариваемого решения антимонопольного органа нормам действующего законодательства.
Доводы Общества, изложенные в кассационной жалобе, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств, отличных от тех, которые были установлены судами по делу в пределах своей компетенции и положены в основу принятых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации Обществу подлежит возврату излишне уплаченная при подаче кассационной жалобы государственная пошлина в размере 1500 руб.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 30.05.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2023 по делу N А66-4251/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Партнер" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Партнер", адрес: 153000, г. Иваново, ул. Красной Армии, д. 20 Б, оф. 4-23, ОГРН 1213700014670, ИНН 3702264955, из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 20.09.2023 N 32.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами двух инстанций также установлено, что представленный Обществом протокол разногласий отклонен заказчиком правомерно, поскольку по условиям контракта и требованиям Закона N 44-ФЗ при заключении контракта Общество было обязано внести на счет заказчика денежные средства, предложенные за заключение контракта (5 000 000 руб.), а также обеспечение исполнения контракта в размере 10% от указанной суммы.
В силу пункта 1 части 6 статьи 51 Закона N 44-ФЗ в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3, не выполнены требования пункта 3 части 3) и частью 5 указанной статьи, такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
...
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации Обществу подлежит возврату излишне уплаченная при подаче кассационной жалобы государственная пошлина в размере 1500 руб."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 декабря 2023 г. N Ф07-16799/23 по делу N А66-4251/2022