21 декабря 2023 г. |
Дело N А05-6944/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Баженовой Ю.С., Сергеевой И.В.,
рассмотрев 07.12.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2023 по делу N А05-6944/2023,
УСТАНОВИЛ:
Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконными действий Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Управление), выразившихся в отказе исполнить вступившие в законную силу решения Арбитражного суда Архангельской области по делам N А05-2350/2021, А05-3057/2021, А05П-184/2020, А05-6128/2021, решения Няндомского районного суда Архангельской области по делам N 2-95872021, 2-959/2021, 2-954/2021, 2-7-84/2021 и возврате указанных решений без исполнения письмом от 24.05.2023 N 02-19/0022, а также о возложении на Управление обязанности в 10-дневный срок с момента вступления решения по данному делу в законную силу принять к исполнению указанные судебные решения.
Определением суда первой инстанции от 29.08.2023 производство по делу N А05-6944/2023 прекращено.
Постановлением апелляционного суда от 06.10.2023 определение суда первой инстанции отменено, дело направлено в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
В кассационной жалобе Управление, считая, что выводы апелляционного суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебный акт принят с нарушением норм материального права, просит постановление апелляционного суда отменить, оставить в силе определение суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд кассационной инстанции своих представителей не направили, что в силу положений статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в ходе мониторинга за сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости в отношении земель лесного фонда на территории Архангельской области, Департаментом выявлено неисполнение вступивших в законную силу решений судов.
Департамент направил в адрес Управления с сопроводительным письмом от 11.05.2023 N 6170/04 решения Арбитражного суда Архангельской области по делам N А05-2350/2021, А05-3057/2021, А05П-184/2020, А05-6128/2021, Няндомского районного суда Архангельской области по делам N 2-95872021, 2-959/2021, 2-954/2021, 2-7-84/2021 с отметками о вступлении в законную силу.
Письмом от 24.05.2023 N 02-19/0022 "О рассмотрении обращения" управление произвело возврат копий судебных актов, приложенных к обращению.
Возврат документов без исполнения Управление обосновало положениями статей 14, 15, 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), указав на несоблюдение заявительного порядка для проведения им регистрационных действий.
Не согласившись с указанными действиями Управления, Департамент обратился в арбитражный суд с указанными требованиями.
Суд первой инстанции прекратил производство по делу, ссылаясь на положения пунктов 1, 3, 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - Пленум N 21), статью 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ). Суд пришел к выводу о том, что ответ Управления от 24.05.2023 N 02-19/0022 носит информационный, разъяснительный характер и не является отказом в исполнении вступивших в законную силу судебных актов, не имеет признаков ненормативного правового акта, поскольку не носит властный, обязывающий характер, не содержит обязательных предписаний, распоряжений, влекущих юридические последствия, поэтому не может быть оспорен в суде в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ.
Апелляционный суд не согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что предметом оспаривания в данном случае являются действия Управления, а не его решение, следовательно, заявленные Департаментом требования подлежали рассмотрению по существу, а основания для прекращения производства по делу отсутствовали.
Исследовав материалы дела, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как разъяснено в пункте 4 Пленума N 21, к действиям наделенных публичными полномочиями органов и лиц относится их волеизъявление, которое не облечено в форму решения, но может влечь нарушение прав, свобод и законных интересов граждан и организаций или создавать препятствия к их осуществлению.
Действия Управления по возвращению Департаменту документов в полной мере соответствуют данному понятию.
При таких обстоятельствах апелляционный суд пришел к правильному выводу о том, что при рассмотрении заявления Департамента суд первой инстанции должен был проверить порядок подачи заявления и оценить законность действий Управления по ответу на указанное заявление, то есть дать оценку действиям Управления по соблюдению Законов N 59-ФЗ и N 218-ФЗ.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает обжалуемое постановление апелляционного суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2023 по делу N А05-6944/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кадулин |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как разъяснено в пункте 4 Пленума N 21, к действиям наделенных публичными полномочиями органов и лиц относится их волеизъявление, которое не облечено в форму решения, но может влечь нарушение прав, свобод и законных интересов граждан и организаций или создавать препятствия к их осуществлению.
Действия Управления по возвращению Департаменту документов в полной мере соответствуют данному понятию.
При таких обстоятельствах апелляционный суд пришел к правильному выводу о том, что при рассмотрении заявления Департамента суд первой инстанции должен был проверить порядок подачи заявления и оценить законность действий Управления по ответу на указанное заявление, то есть дать оценку действиям Управления по соблюдению Законов N 59-ФЗ и N 218-ФЗ.
...
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2023 по делу N А05-6944/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 декабря 2023 г. N Ф07-18641/23 по делу N А05-6944/2023
Хронология рассмотрения дела:
30.10.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-11780/2024
20.06.2024 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2651/2024
19.02.2024 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-6944/2023
21.12.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-18641/2023
06.10.2023 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-7548/2023