г. Вологда |
|
20 июня 2024 г. |
Дело N А05-6944/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2024 года.
В полном объёме постановление изготовлено 20 июня 2024 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Варфоломеевой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 19 февраля 2024 года по делу N А05-6944/2023,
УСТАНОВИЛ:
Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу (ОГРН 1077847120944, ИНН 7802384322; адрес: 194021, Санкт-Петербург, Институтский проспект, дом 21, корпус Б; далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1042900050566, ИНН 2901131228; адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, улица Садовая, дом 5, корпус 1; далее - Росреестр, управление) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе исполнить вступившие в законную силу решения Арбитражного суда Архангельской области по делам N А05-2350/2021, А05-3057/2021, А05П-184/2020, А05-6128/2021, решения Няндомского районного суда Архангельской области по делам N 2-95872021, 2-959/2021, 2-954/2021, 2-784/2021, и в возврате указанных решений без исполнения письмом от 24.05.2023 N 02-19/0022, а также о возложении на управление обязанности в 10-дневный срок с момента вступления решения по данному делу в законную силу принять к исполнению указанные судебные решения.
Определением Арбитражного суда Архангельской области от 29 августа 2023 года производство по делу N А05-6944/2023 прекращено.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06 октября 2023 года, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 декабря 2023 года определение суда первой инстанции отменено, дело направлено в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 19 февраля 2024 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Департамент с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права. Считает, что оспариваемые действия по возврату и неисполнению Управлением решений судов являются незаконными, нарушают права заявителя, а также имущественные права и законные интересы Российской Федерации как собственника земель лесного фонда. Полагает, что на регистрирующий орган обязанность возложена без каких-либо заявлений исполнить судебные решения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), а также положениями законодательства, регулирующими правоотношения в рамках "лесной амнистии" в соответствии с которой Росреестр, в том числе осуществляет мероприятия по приведению в соответствие сведений Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН).
Управление в отзыве с доводами жалобы не согласилось, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, от департамента поступило ходатайство о рассмотрении жалобы без участия его представителя. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, в ходе мониторинга за сведениями, содержащимися в ЕГРН в отношении земель лесного фонда на территории Архангельской области, департаментом выявлено неисполнение вступивших в законную силу решений судов.
Департамент направил в адрес управления с сопроводительным письмом от 11.05.2023 N 6170/04 решения Арбитражного суда Архангельской области по делам N А05-2350/2021, А05-3057/2021, А05П-184/2020, А05-6128/2021, а также решения Няндомского районного суда Архангельской области по делам N 2-95872021, 2-959/2021, 2-954/2021, 2-7-84/2021 с отметками о вступлении их в законную силу.
Письмом от 24.05.2023 N 02-19/0022 "О рассмотрении обращения" управление произвело возврат копий судебных актов, приложенных к обращению (том 1, листы 12-13).
При этом возврат документов без исполнения управление обосновало положениями статей 14, 15, 18 Закона N 218-ФЗ, указав на несоблюдение департаментом заявительного порядка для проведения им регистрационных действий.
Не согласившись с указанными действиями управления, департамент обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, при этом обоснованно руководствовался следующим.
Положениями Закона N 218-ФЗ регулируются правоотношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением ЕГРН и представлением сведений, содержащихся в ЕГРН.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 названного Закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 30.12.2020 N П/0509 "Об установлении порядка представления заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов, а также об их приостановлении и об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости" (далее - Порядок N П/0509) установлен Порядок представления заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов.
Форма такого заявления утверждена приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19.08.2020 N П/0310 "Об утверждении отдельных форм заявлений в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, требований к их заполнению, к формату таких заявлений и представляемых документов в электронной форме" (далее - Приказ N П/0310).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 18 Закона N 218-ФЗ заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в форме документов на бумажном носителе представляются в орган регистрации прав посредством личного обращения в публично-правовую компанию, созданную в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2021 N 448-ФЗ "О публично-правовой компании "Роскадастр", или в многофункциональный центр, в том числе при выездном приеме.
В пункте 2 Порядка N П/0509 также предусмотрено, что заявление и прилагаемые к нему документы представляются по выбору заявителя:
1) в форме документов на бумажном носителе при личном обращении:
- в публично-правовую компанию "Роскадастр", указанную в части 1 статьи 3.1 Закона N 218-ФЗ, независимо от места нахождения объекта недвижимости, согласно перечню подразделений публично-правовой компании "Роскадастр", опубликованному на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, ведения Единого государственного реестра недвижимости (далее - орган регистрации прав), в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - официальный сайт), в том числе при выездном приеме;
- в многофункциональный центр предоставления государственных или муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) независимо от места нахождения объекта недвижимости согласно перечню многофункциональных центров, опубликованному на официальном сайте, в том числе при выездном приеме;
2) утратил силу. - Приказ Росреестра от 20.06.2022 N П/0237;
3) в форме электронных документов и (или) электронных образов документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, направляемых в орган регистрации прав через:
- единый портал государственных и муниципальных услуг (функций);
- порталы государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации на основании заключенных органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом регистрации прав соответствующих соглашений;
- официальный сайт, в том числе посредством использования сервиса "Личный кабинет", размещенного на официальном сайте с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - ЕСИА) и обеспечивающего хранение ранее направленных в орган регистрации прав заявлений и прилагаемых к ним документов;
- с использованием иных информационных технологий, в том числе веб-сервисов.
Пунктом 3 Порядка N П/0509 предусмотрено, что заявление в форме документа на бумажном носителе подписывается собственноручной подписью правообладателя, сторон договора, лица, чье право ограничивается и обременяется объект недвижимости, лица, в пользу которого ограничивается право и обременяется объект недвижимости, или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденными Верховным Советом Российской Федерации 11.02.1993 за номером 4462-1, а также иных лиц в предусмотренных Законом, другими федеральными законами случаях.
Заявление в форме электронного документа подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) заявителя, за исключением случаев, установленных частью 1.2 статьи 18 Закона N 218-ФЗ. В указанных случаях заявление в форме электронного документа подписывается простой электронной подписью посредством использования сервиса "Личный кабинет", размещенного на официальном сайте с использованием ЕСИА.
Содержание заявления, представляемого в форме электронного документа, должно соответствовать содержанию заявления, представляемого в форме документа на бумажном носителе.
В соответствии с пунктом 17 статьи 18 Закона N 218-ФЗ заявитель уведомляется в виде расписки при личном обращении в орган регистрации прав о приеме заявления о государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов с указанием их перечня, даты и времени их представления.
Вместе с тем, как верно указано судом, следует из материалов дела и не отрицается подателем жалобы, департамент с заявлением в Порядке, установленном приказом Росреестра от 30.12.2020 N П/0509, в регистрирующий орган не обращался.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, по сути, департамент направил в управление на адрес электронной почты ответчика письмо от 11.05.2023 N 6170/04, представляющее собой, по сути, электронный образ документа, оформленного на бумажном носителе и составленного на бланке департамента в произвольной форме (том 1, листы 10-11).
При этом, перечислив в этом письме одновременно все земельные участки, в отношении которых управлению надлежит исполнить судебные решения, департамент не указал, какие именно учетно-регистрационные действия следует совершить Росреестру.
Оригинал вышеуказанного письма департамента с приложенными копиями судебных актов на бумажном носителе, поступивший в управление заказной почтой позднее (18.05.2023), также не мог быть расценен в качестве надлежащего заявления об оказании государственной услуги, поскольку подобный способ подачи в орган регистрации прав документов для оказания государственной услуги действующим законодательством не предусмотрен.
Более того, как определено в части 1.4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату обращения департамента в Росреестр с письмом от 11.05.2023), органы государственной власти и органы местного самоуправления представляют заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к ним документы в орган регистрации прав только в форме электронных документов в порядке, установленном пунктом 2 части 1 настоящей статьи.
В свою очередь, пунктом 2 части 1 статьи 18 Закона N 218-ФЗ установлено, что заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом, - с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - единый портал), порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации на основании заключенных органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом регистрации прав соответствующих соглашений (далее - региональные порталы государственных и муниципальных услуг), официального сайта, в том числе посредством использования сервиса "Личный кабинет", размещенного на официальном сайте с использованием единой системы идентификации и аутентификации и обеспечивающего хранение ранее направленных в орган регистрации прав заявлений и прилагаемых к ним документов, или иных информационных технологий взаимодействия с органом регистрации прав.
Также, вопреки доводам апеллянта, как верно отмечено судом, судебные решения, указанные в письме департамента, не являются судебными актами о признании решений органа регистрации прав незаконными, обязывающими его осуществить учетно-регистрационные действия без соответствующего заявления заинтересованного лица, поскольку в резолютивных частях всех судебных актов, приложенных к вышеназванному письму заявителя, отсутствует возложение на Росреестр каких-либо обязанностей по совершению им регистрационных действий с земельными участками, которые являлись предметами рассмотрения во всех этих судебных делах.
При этом ни участие управления в качестве третьего лица в судебных разбирательствах по перечисленным в обращении делам, ни наделение органа регистрации прав полномочиями по проведению учетно-регистрационных действий, не возлагает на него безусловную обязанность самостоятельно, минуя предусмотренную действующим законодательством процедуру обращения заинтересованного лица за получением государственной услуги путем представления соответствующего заявления в установленном порядке, исполнять судебные акты, которыми разрешены лишь споры о признании права на объекты отсутствующими, о признании результатов межевания недействительными, о снятии объектов с государственного кадастрового учета.
В связи с тем, что предусмотренный Законом N 218-ФЗ, а также приказами N П/0509 и П/0310 порядок обращения в орган регистрации прав для целей осуществления государственной регистрации, департаментом не соблюден, письмо заявителя от 11.05.2023 N 6170/04, в котором к тому же не указано, какие именно учетно-регистрационные действия следует совершить Росреестру, не могло послужить основанием для начала управлением процедуры оказания соответствующей государственной услуги (услуг) и, соответственно, вынесения по ее итогам решения - о проведении учетно-регистрационных действий или об отказе в их совершении.
При этом какого-либо решения, предусмотренного Законом N 218-ФЗ, управление по результатам рассмотрения обращения департамента от 11.05.2023 N 6170/04 не принимало.
Следовательно, является верным вывод суда о том, что такое обращение департамента могло быть рассмотрено управлением только в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ).
В свою очередь, суд правомерно указал, что основания полагать, что органом регистрации прав нарушены требования данного нормативного правового акта, в данном случае также отсутствуют.
Частью 4 статьи 1 Закона N 59-ФЗ предусмотрено, что установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган и должно быть рассмотрено в течение 30 дней со дня его регистрации (часть 2 статьи 8, статья 12 Закона N 59-ФЗ).
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9 Закона N 59-ФЗ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 10 этого же Закона государственный орган обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган в письменной форме.
Как видно из материалов дела, обращение департамента поступило в управление 11.05.2023 в форме электронного документа на электронный почтовый адрес органа регистрации прав, 18.05.2023 - поступило в письменном виде с приложением копий судебных актов для исполнения по почте на юридический адрес управления.
Регистрация письма департамента в системе внутреннего электронного документооборота осуществлена управлением в день его поступления по электронной почте, то есть 11.05.2023, заявлению присвоен входящий номер 01-52/12466.
Соответствующий ответ за номером 02-19/022 на это письмо департамента сформирован специалистом управления 24.05.2023 и вместе с копиями судебных решений, приложенных к обращению, направлен почтовым отправлением обратно в адрес департамента.
Также 26.05.2023 сам ответ на обращение в виде электронного образа документа в формате РDF направлен Росреестром на электронный адрес заявителя.
Таким образом, как верно указано судом в обжалуемом решении, управление рассмотрело обращение департамента в установленный статьей 12 Закона N 59-ФЗ срок.
В подготовленном ответе управлением в рамках имеющихся полномочий даны пояснения по существу поставленного вопроса, а именно разъяснен порядок исполнения судебных актов, обращено внимание на то, что процедура проведения учетно-регистрационных действий независимо от оснований является единой и регламентирована положениями Закона N 218-ФЗ и носит заявительный характер. При этом названное письмо-ответ Росреестра не порождает для департамента каких-либо негативных правовых последствий в сфере административных и иных публичных правоотношений, не устанавливает для него запрет на определенное поведение или определенный порядок действий, не предоставляет и не отказывает в предоставлении права, не запрещает департаменту исполнить судебные акты в установленном законом порядке, поскольку требования, обязывающие департамент совершить определенные действия, а также условия привлечения к юридической ответственности в случае их неисполнения, в письме отсутствуют.
Как верно отмечено судом, указанное письмо управления не создает департаменту препятствий для обращения в орган регистрации прав в предусмотренном законом порядке, а напротив, направлено на соблюдение его прав и законных интересов в целях обеспечения исполнения судебных решений в соответствии с установленной законом процедурой.
С учетом изложенного суд пришел к правомерному выводу об отсутствии в рассматриваемом случае совокупности предусмотренных частью 1 статьи 198 АПК РФ условий для признания действий управления, выразившегося в неисполнении решений судов, незаконными.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия (бездействия), решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
При этом департамент не лишен возможности обратиться в регистрирующий орган с заявлением о прекращении незаконных кадастрового учета и государственной регистрации права на соответствующие земельные участки как на недвижимую вещь в установленном Законом N 218-ФЗ порядке и, в случае вынесения регистрирующим органом решения об отказе в совершении указанных действий, обжаловать соответствующее решение.
В связи с этим суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Следует отметить, что заявленные апеллянтом доводы являлись предметом исследования арбитражного суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними. Иное толкование подателем жалобы норм материального права не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 19 февраля 2024 года по делу N А05-6944/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-6944/2023
Истец: Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу
Третье лицо: АС Архангельской области
Хронология рассмотрения дела:
30.10.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-11780/2024
20.06.2024 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2651/2024
19.02.2024 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-6944/2023
21.12.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-18641/2023
06.10.2023 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-7548/2023