18 января 2024 г. |
Дело N А56-7356/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Кудина А.Г., Толкунова В.М.,
рассмотрев 17.01.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.04.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2023 по делу N А56-7356/2023,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго", адрес: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 1, ОГРН 1027809170300, ИНН 7803002209 (далее - ПАО "Россети Ленэнерго", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области, адрес: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953 (далее - Управление, УФАС) от 11.01.2023 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-3595/2022, которым Общество привлечено к административной ответственности на основании части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде 300 000 руб. штрафа.
Решением суда от 14.04.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.08.2023, Обществу отказано в удовлетворении заявления
В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты, не согласившись с судебной оценкой предпринятых сетевой организацией действий для осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств (ЭПУ) потребителя, поскольку на дату 20.10.2022 мероприятия по технологическому присоединение были выполнены в полном объеме, что подтверждается соответствующим актом. В виду изложенного, податель жалобы с учетом наличия смягчающих вину обстоятельств полагает возможным применить положения статей 4.1, 4.2 КоАП РФ либо признать совершенное правонарушение малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ). Податель жалобы также обращает внимание суда на то, что со своей стороны потребитель не выполнил мероприятия, указанные в технических условиях (ТУ), а именно не создал ЭПУ и не обеспечил возможность его фактического технологического присоединения к объектам электрохозяйства, принадлежащим Обществу.
Представители УФАС и Общества, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 23.01.2022 между ПАО "Россети Ленэнерго" и гр. Новицким П.В. заключен договор N ОД-НлЭС-000151-22/083440-Э-21 (далее - Договор) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающего устройства объекта "индивидуальный жилой дом", расположенного по адресу: Ленинградская область, Кировский муниципальный район, Мгинское городское поселение, массив "Славянка", СНТ "Парус", уч. N25, кадастровый номер 47:64:0883001:1134, присоединяемая мощность -15 кВт. (далее - Объект).
Согласно пункту 10.1.1 ТУ, Общество обязуется:
- построить ВЛ-04 кВ направлением от ТП-3128 до границ земельного участка заявителя, с применением провода марки СИП-2. Место расположения ЭПУ заявителя согласно плану расположения энергопринимающих устройств, приложенного к заявке. Параметры ВЛ-04 кВ, объем работ уточнить проектом;
- смонтировать систему учета электрической энергии на ближайшей к земельному участку опоре новой ВЛ-04 кВ от ТП-3128 с установкой однофазных приборов учета прямого включения без трансформаторов тока (1 прибор учета) (пункту 10.1.2 ТУ);
- на вновь установленной опоре после системы учета на высоте не боле 1,5 м установить распределительную коробку класса защиты не ниже 54 с автоматическим выключателем, обеспечивающим фактический прием заявителем напряжения и мощности на его энергопринимающее устройство путем фиксации коммутационного аппарата в положении "включено".
При этом в силу пункта 13 ТУ, являющихся неотъемлемой частью Договора, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения Договора, т.е. - до 23.07.2022.
В Управление поступило обращение гр. Новицкого П.В., содержащее сведения о бездействии ПАО "Россети Ленэнерго", поскольку на дату подачи жалобы технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя не осуществлено.
По данному факту антимонопольным органом в отношении Общества возбуждено дело N 047/04/9.21-3595/2022 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена статьей 9.21 КоАП РФ.
Нарушение Обществом пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), выразившее в неосуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя в срок, установленный в пункте 13 ТУ (6 месяцев с даты заключения Договора - 23.07.2022) послужили основанием для составления Управлением 28.12.2022 протокола об административном правонарушении по делу N 047/04/9.21-3595/2022.
Постановлением УФАС от 11.01.2023 047/04/9.21-3595/2022 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ (с учетом повторного привлечения к ответственности постановлением
047/04/9.21-1631/2021). Административное наказание назначено Управлением в соответствии с положениями частей 3, 3.1 статьи 4.1 КоАП РФ в виде
от минимального размера штрафа, что оставило 300 000 руб., (принято во внимание устранение нарушения согласно акту от 22.10.2022).
Не согласившись с означенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и пришли к выводу о доказанности УФАС события и состава вмененного Обществу административного правонарушения. Суды не установили существенных процедурных нарушений в рамках административного производства, а равно оснований для изменения избранной УФАС меры ответственности и еще большего снижения штрафа либо для освобождения Общества от административной ответственности в порядке статьи 2.9 КоАП РФ.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении нормам материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 4 статьи 210, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статьи 210, 211 АПК РФ).
В силу части 1 статьи 9.21 КоАП РФ противоправным признается нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 названной статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ).
Технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным (пункт 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике").
Порядок заключения и исполнения договоров между сетевой организацией и потребителями урегулирован Правилами N 861.
Указанные Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор).
Сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (пункт 3 Правил).
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (пункт 6 Правил).
В пункте 16 Правил N 861 закреплены существенные условия упомянутого договора, в том числе определенный срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению.
В данном случае ввиду пункта 16 Правил и пункта 13 ТУ к Договору такой срок равен шести месяцам со дня заключения Договора (т.е. до 23.07.2022).
ПАО "Россети Ленэнерго" является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии с использованием услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств физических лиц к электрическим сетям.
По результатам административного расследования антимонопольный орган пришел к обоснованному выводу о нарушении Обществом пункта 16 Правил N 861.
Конкретные доказательства, подкрепленные документально, что именно невыполнение возложенных Договором на потребителя обязательств, явилось причиной задержки присоединения Объекта к электрическим сетям, сетевая организация не приводит.
Вывод судов о наличии события и состава вмененного Обществу правонарушения основаны на требованиях статей 1.5, 2.1, 9.21 КоАП РФ, критериях виновности юридического лица как коллективного субъекта права, обладающего иными, нежели физическое лицо, возможностями для соблюдения требований публичного правопорядка.
Объективных причин для признания Общества (как профессионального и сильного субъекта в рамках исследованных правоотношений) невиновным у судов не имелось; нарушение Обществом пункта 16 Правил связано с непринятием им всех разумных и адекватных мер к своевременному технологическому присоединению объекта заявителя.
Выводы судов основаны на достаточно полном и объективном исследовании обстоятельств дела, сути вменения, его правовой определенности.
Квалификация УФАС и судами совершенного ПАО "Россети Ленэнерго" административного правонарушения как повторного (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ) является правильной и в кассационной инстанции не оспаривается.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом округа не установлено; срок давности привлечения к ответственности на момент вынесения постановления не истек.
Административный штраф, назначенный Обществу при рассмотрении материалов административного дела в размере от минимального размера санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, согласуется с предупредительными (превентивными) целями административного наказания (статья 3.1 КоАП РФ), отвечает положениям статей 3.5, 4.1, 4.5 КоАП РФ, а также принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности. Оснований для переоценки данных выводов судов у суда кассационной инстанции не имеется, поскольку УФАС при снижении размера штрафных санкций учтен как большой объем проводимых работ, так и осуществление технологического присоединения на дату вынесения оспариваемого постановления.
Суды мотивированно исключили возможность применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ (малозначительность административного правонарушения), указав на неуказание Обществом исключительных обстоятельств, которые послужили причиной совершения правонарушения.
Согласно абзацу четвертому пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Доводы кассационной жалобы, аналогичные по смыслу и содержанию аргументам, приведенным в заявлении, а затем и в апелляционной жалобе, были предметом исследования арбитражных судов двух инстанций и получили надлежащую правовую оценку, с которой суд округа согласен.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права судами не допущено, их выводы соответствуют примененным нормам права, обстоятельствам и материалам дела, основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.04.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2023 по делу N А56-7356/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Квалификация УФАС и судами совершенного ПАО "Россети Ленэнерго" административного правонарушения как повторного (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ) является правильной и в кассационной инстанции не оспаривается.
...
Административный штраф, назначенный Обществу при рассмотрении материалов административного дела в размере от минимального размера санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, согласуется с предупредительными (превентивными) целями административного наказания (статья 3.1 КоАП РФ), отвечает положениям статей 3.5, 4.1, 4.5 КоАП РФ, а также принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности. Оснований для переоценки данных выводов судов у суда кассационной инстанции не имеется, поскольку УФАС при снижении размера штрафных санкций учтен как большой объем проводимых работ, так и осуществление технологического присоединения на дату вынесения оспариваемого постановления.
Суды мотивированно исключили возможность применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ (малозначительность административного правонарушения), указав на неуказание Обществом исключительных обстоятельств, которые послужили причиной совершения правонарушения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 января 2024 г. N Ф07-18299/23 по делу N А56-7356/2023