г. Санкт-Петербург |
|
16 августа 2023 г. |
Дело N А56-7356/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 августа 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Семеновой А.Б., Фуркало О.В.,
при ведении протокола судебного заседания Семакиной Т.А.,
при участии:
от заявителя: Безпечук Н.А. по доверенности;
от ответчика: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16663/2023) публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.04.2023 по делу N А56-7356/2023, принятое
по заявлению публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго" (далее - заявитель, Общество, ПАО "Россети Ленэнерго") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее - Управление, административный орган) от 11.01.2023 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-3595/2022, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Решением суда от 14.04.2023 в удовлетворении заявления Обществу отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой. Общество в жалобе ссылается на отсутствие вины, а также полагает, что имеются основания для признания правонарушения малозначительным.
В судебном заседании представитель Общества жалобу поддержал.
Ответчик извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направил, письменный отзыв не представил.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в Управление поступила жалоба Новицкого П.В. с информацией о нарушении Обществом положений Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
В ходе административного расследования Управлением установлено, что 23.01.2022 между Новицким П.В. и ПАО "Россети Ленэнерго" заключен договор N ОД-НлЭС-000151-22/083440-Э-21 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающего устройства объекта "индивидуальный жилой дом", расположенного по адресу: Ленинградская обл., Кировский муниципальный район, Мгинское городское поселение, массив "Славянка", СНТ "Парус", уч.N25, кадастровый номер 47:64:0883001:1134, присоединяемая мощность -15 кВт.
Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению по Договору составляет 6 месяцев с даты его заключения (пункт 13 Технических условий).
По результатам проверки Управление пришло к выводу о нарушении ПАО "Россети Ленэнерго" требований Правил N 861, в связи с чем в отношении ПАО "Россети Ленэнерго" возбуждено дело об административном правонарушении N 047/04/9.21-3595/2022 по статье 9.21 КоАП РФ.
Уполномоченным должностным лицом Управления 28.12.2022 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении N 047/04/9.21-3595/2022.
Постановлением Управления от 11.01.2023 N 047/04/9.21-3595/2022 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с законностью вышеуказанного постановления, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, не установил существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении, а также оснований для признания правонарушения малозначительным, в связи с чем отказал Обществу в удовлетворении заявления.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Порядок заключения и исполнения договоров между сетевой организацией и потребителями урегулирован Правилами технологического присоединения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Указанные Правила N 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор).
На основании пункта 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Мероприятия по технологическому присоединению перечислены в пункте 18 Правил N 861.
В соответствии с пунктом 16 Правил срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Судом первой инстанции установлено, что договор N ОД-НлЭС-000151-22/083440-Э-21 заключен 23.01.2022, срок выполнения мероприятий по Договору составляет 6 месяцев, то есть до 23.07.2022.
Между тем технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя в сроки, установленные Правилами N 861 и условиями Договора, не осуществлено.
Таким образом, факт нарушения сетевой организацией срока осуществления технологического присоединения по Договору установлен судом первой инстанции и подтверждается материалами административного дела.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Поскольку Общество ранее привлекалось к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ, совершенное правонарушение правомерно квалифицировано по части 2 указанной статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В апелляционной жалобе Общество настаивает на отсутствии его вины в совершении административного правонарушения, поскольку задержка сроков выполнения технологического присоединения связана с существенным объемом проектно-изыскательных и строительно-монтажных работ.
Вместе с тем, доказательств в обоснование данного довода Управление административному органу и суду не представлено, также как и не представлено доказательств, подтверждающих, что частичное невыполнение заявителем условий технологического присоединение препятствовало Обществу осуществить технологическое присоединение, принимая во внимание, что отсутствие распределительной коробки было установлено Актом осмотра (обследования) электроустановки от 21.10.2022 N 3450, то есть уже на следующих день после технологического присоединения объекта к сетям Общества (Акт об осуществлении технологического присоединения от 20.10.2022).
Вопреки ошибочным доводам Общества, устранение нарушения после его выявления (фактическое осуществление технологического присоединения) не может служить основанием для освобождения от административной ответственности, при этом просрочка выполнения мероприятий по техническому присоединению составила около трех месяцев.
Таким образом, вина Общества установлена судом и подтверждается материалами дела.
Оценив представленные в материалы доказательства, а также факт неоднократного привлечения Общества к ответственности за аналогичные правонарушения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности судами не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ. Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушений, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
Административный штраф назначен Обществу в размере 300 000 руб., что составляет половину от минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
По мнению суда апелляционной инстанции, избранная мера ответственности отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, является справедливой и соразмерной характеру совершенного заявителем правонарушения и согласуется с принципами юридической ответственности.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, в связи с чем апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Общества.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14 апреля 2023 года по делу N А56-7356/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-7356/2023
Истец: ОАО энергетики и электрификации "Ленэнерго"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области