18 января 2024 г. |
Дело N А21-4702/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Родина Ю.А., судей Васильевой Е.С., Соколовой С.В.,
при участии от Калининградской областной таможни Беденко А.А. (доверенность от 25.12.2023 N 82), от Федеральной таможенной службы Мельниковой А.Н. (доверенность от 27.09.2022 N 09-08/22840),
рассмотрев 18.01.2024 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Калининградской областной таможни и Федеральной таможенной службы на решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.07.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2023 по делу N А21-4702/2023,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Мебельная фабрика "ИнтерДизайн", адрес: 238158, Калининградская обл., г. Черняховск, Промышленная ул., д. 9, ОГРН 1133926038003, ИНН 3906307090 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Калининградской областной таможни, адрес: 236016, Калининград, Артиллерийская ул., д. 26, стр. 1, ОГРН 1083925999992, ИНН 3906190003 (далее - Таможня), от 18.11.2022 N 10012000-169/2022 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 20 000 руб., а также решения Федеральной таможенной службы, адрес: 121087, Москва, Новозаводская ул., д. 11/5, ОГРН 1047730023703, ИНН 7730176610 (далее - ФТС России), от 05.04.2023 N 10000000/383ю/62Б по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении.
Решением суда первой инстанции от 12.07.2023 признано незаконным и отменено постановление Таможни в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности; признано незаконным и отменено решение ФТС России от 05.04.2023 N 10000000/383ю/62Б.
Постановлением апелляционного суда от 27.09.2023 решение от 12.07.2023 оставлено без изменения.
В кассационных жалобах Таможня и ФТС России, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение от 12.07.2023 и постановление от 27.09.2023, принять по данному делу новый судебный акт. По мнению подателей жалобы, суды ошибочно сочли, что оспариваемое постановление Таможни вынесено за пределами срока давности привлечения к административной ответственности. Таможенные органы настаивают на том, что исчисление срока давности привлечения к административной ответственности начинается с даты направления статистической формы учета в таможенный орган. Указанный правовой подход согласуется с позицией, сформулированной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.10.2018 N 309-АД18-14885, постановлениях Верховного Суда Российской Федерации от 06.05.2019 N 5-АД19-21, от 13.05.2019 N 5-АД19-23, от 05.10.2020 N 41-АД20-11. В данном случае статистическая форма учета представлена в таможенный орган 19.11.2021, следовательно, по состоянию на 18.11.2022 срок давности не пропущен.
В судебном заседании представители Таможни и ФТС России поддержали доводы кассационных жалоб, настаивая на их удовлетворении.
От Общества в суд кассационной инстанции 15.01.2024 через систему подачи документов "Мой арбитр" поступило ходатайство о рассмотрении кассационных жалоб без участия его представителя.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Общество 19.11.2021 представило в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров с системным номером ED20211119181907958, содержащую информацию о совершенных между Обществом и открытым акционерным обществом "Дом Торговли "Свислоч" (Беларусь) операциях по поставке в марте 2021 года товара в рамках договора от 16.01.2020 N 181 по счетам-фактурам от 17.03.2021 N 705, 706. В дальнейшем, 25.07.2022, указанная форма была аннулирована Обществом с одновременной подачей новой статистической формы учета перемещения товаров с системным номером ED202207255162423342.
С учетом пункта 9 Правил ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 (далее - Правила N 891), Общество должно было представить статистическую форму учета перемещения товаров за март 2021 года не позднее 14.04.2021. Однако статистическая форма учета перемещения товара представлена Обществом 19.11.2021, т.е. с существенным нарушением установленного Правилами N 891 срока ее представления.
В связи с допущенным нарушением Таможня 10.08.2022 составила в отношении Общества протокол об административном правонарушении, квалифицировав его действия по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Постановлением Таможни от 18.11.2022 N 10012000-1169/2022 Общество привлечено к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Решением ФТС России от 05.04.2023 N 10000000/383ю/62Б постановление Таможни изменено в части административного наказания, административный штраф заменен на предупреждение.
Посчитав постановление таможенного органа и решение ФТС России незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования. Придя к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, суды в тоже время посчитали пропущенным срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспоренного постановления.
Изучив материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационных жалоб.
В части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 891, российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, обязано своевременно представлять в таможенный орган содержащую достоверные сведения статистическую форму, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности, размещенном на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", независимо от стоимости товаров, количества и вида транспорта, которым они перевозятся.
На основании пункта 6 Правил N 891 статистическая форма представляется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в ходе исполнения одного контракта (договора) (при наличии) в одном направлении (ввоз либо вывоз) одному и тому же покупателю (продавцу) из одной страны отправления (получения), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров.
Согласно пункту 9 Правил N 891 статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 данных Правил.
С учетом названного пункта Правил N 891 статистическая форма учета перемещения товаров за март 2021 года должна была быть представлена Обществом не позднее 14.04.2021.
Материалами дела подтверждается факт представления Обществом в таможенный орган в электронном виде 19.11.2021 статистической формы учета перемещения товаров с нарушением установленного срока, то есть несвоевременно.
Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
При таком положении суды сделали обоснованный вывод о наличии в деянии Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 19.7.13 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за административные правонарушения против порядка управления (в части непредставления или несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения) не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности только за оконченное правонарушение. Административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения.
Применительно к диспозиции статьи 19.7.13 КоАП РФ правонарушение в виде несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров выражается в том, что в установленный срок в таможенный орган статистическая форма учета перемещения товаров представлена не была, правонарушение совершено в форме бездействия.
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
В настоящем деле предельным сроком исполнения обязанности по представлению в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров за март 2021 года является 14.04.2021, вследствие чего годичный срок привлечения к административной ответственности подлежал исчислению с 15.04.2022 - со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности, и истек по состоянию на дату вынесения таможенным органом оспоренного постановления.
В соответствии с разъяснениями, изложениями в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и положениями пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, истечение срока давности привлечения к административной ответственности, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, на дату принятия таможенным органом постановления от 18.11.2022 N 10012000-169/2022 Общество уже не могло быть привлечено к административной ответственности за совершение спорного административного правонарушения.
Учитывая изложенное, ввиду истечения срока давности привлечения к административной ответственности суды обоснованно признали незаконными оспоренное постановление Таможни и решение ФТС России от 05.04.2023 N 10000000/383ю/62Б, которым постановление Таможни изменено в части административного наказания.
Иная оценка таможенными органами установленных судами фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении норм материального права к конкретным фактическим обстоятельствам настоящего дела.
Поскольку существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права судами не допущено, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется, кассационные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.07.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2023 по делу N А21-4702/2023 оставить без изменения, а кассационные жалобы Калининградской областной таможни и Федеральной таможенной службы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ю.А. Родин |
Судьи |
Ю.А. Родин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
...
В соответствии с разъяснениями, изложениями в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и положениями пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, истечение срока давности привлечения к административной ответственности, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 января 2024 г. N Ф07-21111/23 по делу N А21-4702/2023