г. Санкт-Петербург |
|
27 сентября 2023 г. |
Дело N А21-4702/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 сентября 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Згурской М.Л., Мильгевской Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: Макашевым В.Э.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: 1) Беденко А.А. по доверенности от 26.12.2022;
2) Шпакова И.Э. по доверенности от 19.12.2022
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26849/2023, 13АП-26852/2023) Федеральной таможенной службы и Калининградской областной таможни на решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.07.2023 по делу N А21-4702/2023, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мебельная фабрика "ИнтерДизайн"
к 1) Федеральной таможенной службе; 2) Калининградской областной таможне
об оспаривании
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Мебельная фабрика "ИнтерДизайн" (ОГРН: 1133926038003, ИНН: 3906307090; далее - заявитель, ООО "МФ "ИнтерДизайн", Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Калининградской областной таможни (далее - Таможня) от 18.11.2022 по делу об административном правонарушении N 10012000-1169/2022, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а также решения Федеральной таможенной службы (далее - ФТС России) от 05.04.2023 по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении N 10012000-1169/2022.
Решением суда от 12.07.2023 заявленные Обществом требования удовлетворены, постановление Таможни от 18.11.2022 по делу об административном правонарушении N 10012000-1169/2022 и решение ФТС России от 05.04.2023 по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении N 10012000-1169/2022 признаны незаконными и отменены.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Калининградская областная таможня и Федеральная таможенная служба направили апелляционные жалобы, в которых просят отменить обжалуемое решение суда от 12.07.2023, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований. Податели жалоб полагают, что исходя из диспозиции статьи 19.7.13 КоАП РФ датой совершения правонарушения, выразившегося в несвоевременном представлении статистической формы учета товаров, будет являться дата фактического представления статистической формы учета, в рассматриваемом случае - 19.11.2021. Таким образом, по мнению подателей жалоб, оспариваемое постановление от 18.11.2022 по делу об административном правонарушении N 10012000-1169/2022 вынесено с соблюдением установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности, который составляет один год.
В судебном заседании представители таможенных органов поддержали доводы, изложенные в апелляционных жалобах.
Общество извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направило, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 19.11.2021 Общество предоставило в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров за отчетный период - март 2021 года с системным номером ED20211119181907958 в виде электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, которая автоматически зарегистрирована таможенным органом с присвоением регистрационного номера 10012000/191121/С629113.
Согласно данным из представленной статистической формы в марте 2021 года в адрес ОАО "Дом Торговли "Свислоч" (Республика Беларусь, Минск,) Обществом отгружены товары: "мебель деревянная", "части мебели из металла", "части мебели из древесины", "прочие лампы электрические и осветительное оборудование из прочих материалов, прочие", общей стоимостью 290 165 руб.
Отгрузка осуществлялась по следующим документам: договор от 16.01.2020 N 181, товарные накладные от 17.03.2021 N 1043, N 1044, счета-фактуры (инвойсы) от 17.03.2021 N 705, N 706.
В соответствии с пунктом 9 Правил ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891, статистическая форма учета перемещения товаров за март 2021 года должна быть представлена в таможенный орган не позднее 14.04.2021, однако фактически представлена Обществом 19.11.2021, то есть с нарушением установленного срока.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления уполномоченным должностным лицом Таможни 10.08.2022 в отношении Общества протокола N 10012000-1169/2022 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Постановлением Таможни от 18.11.2022 по делу об административном правонарушении N 10012000-1169/2022 Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20000 руб.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, Общество обратилось с жалобой в ФТС России.
Решением ФТС России от 05.04.2023 N 10000000/383ю/62Б постановление Калининградской областной таможни от 18.11.2022 N 10012000-1169/2022 изменено в части назначенного наказания, административный штраф заменен на предупреждение.
Не согласившись с постановлением Таможни от 18.11.2022 N 10012000-1169/2022 и решением ФТС России от 05.04.2023 N 10000000/383ю/62Б, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии события вмененного Обществу правонарушения. Вместе с тем суд первой инстанции признал незаконным и отменил оспариваемее постановление от 18.11.2022 по делу об административном правонарушении N 10012000-1169/2022 и решение от 05.04.2023 N 10000000/383ю/62Б, установив, что на момент вынесения оспариваемого постановления истек срок давности привлечения к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены решения суда первой инстанции от 12.07.2023 ввиду следующего.
Частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.
Исходя из статьи 24 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, Протокола о порядке формирования и распространения официальной статистической информации ЕАЭС (приложение N 4 к Договору), официальная статистическая информация о товарах, перемещаемых между государствами - членами ЕАЭС во взаимной торговле, ведется государственными органами государств - членов ЕАЭС в соответствии с перечнем статистических показателей официальной статистической информации, предоставляемой Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), и форматами ее предоставления ЕЭК, утвержденными Решением Коллегии ЕЭК от 19.12.2016 N 167 "О предоставлении Евразийской экономической комиссии официальной статистической информации уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза".
Частью 1 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" (далее - Закон N 289-ФЗ) установлено, что статистика взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза ведется на основании сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров и в иных источниках информации.
Частью 2 указанной статьи обязанность представлять в таможенный орган статистическую форму установлена для российских лиц, которые: заключили сделку либо сделка заключена от их имени (по поручению), в соответствии с которой товары ввозятся (вывозятся) в Российскую Федерацию с территорий государств - членов ЕАЭС; не заключили сделку, но на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров имеют право владения, пользования и (или) распоряжения ими.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 утверждены Правила ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза (далее - Правила), определяющие порядок ведения и заполнения статистической формы учета перемещения товаров (далее - Правила) (дата вступления в законную силу 24.07.2020).
Согласно пункту 5 Правил российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, либо при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязано своевременно представлять в таможенный орган содержащую достоверные сведения статистическую форму, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности, размещенном на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет, независимо от стоимости товаров, количества и вида транспорта, которым они перевозятся.
В соответствии с пунктом 6 Правил статистическая форма представляется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в ходе исполнения одного контракта (договора) (при наличии) в одном направлении (ввоз либо вывоз) одному и тому же покупателю (продавцу) из одной страны отправления (получения), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров.
Статистическая форма представляется в таможенный орган в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через личный кабинет (пункт 8 Правил).
Пунктом 9 Правил установлено, что статистическая форма предоставляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров.
В соответствии с пунктом 16 Правил непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт представления Обществом в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров с системным номером ED20211119181907958 за отчетный период - март 2021 года с нарушением срока, установленного пунктом 9 Правил (форма представлена 19.11.2021 при установленном сроке - не позднее 14.04.2021), установлен административным органом, подтверждается материалами дела и не оспаривается Обществом, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, ответственность за которое установлена части 2 статьей 19.7.13 КоАП РФ.
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за административные правонарушения против порядка управления (в части непредставления или несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения) не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Как разъяснено в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности только за оконченное правонарушение. Административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения.
Применительно к диспозиции статьи 19.7.13 КоАП РФ правонарушение в виде несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров выражается в том, что в установленный срок в таможенный орган статистическая форма учета перемещения товаров представлена не была, правонарушение совершено в форме бездействия.
В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 также разъяснено, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Таким образом, в настоящем деле предельным сроком исполнения обязанности по представлению в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров за март 2021 года являлось 14.04.2021, вследствие чего с 15.04.2021 срок являлся пропущенным и именно в эту дату правонарушение считается совершенным. Соответственно, с 15.04.2021 начал исчисляться годичный срок давности привлечения к административной ответственности.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое постановление Таможни от 18.11.2022 по делу об административном правонарушении N 10012000-1169/2022 вынесено за пределами предусмотренного статьи 4.5 КоАП РФ годичного срока давности привлечения к административной ответственности.
Аналогичная правовая позиция поддержана в постановлениях Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31.03.2022 по делу N А42-6183/2021, от 07.09.2023 по делу N А21-13047/2022.
В соответствии с разъяснениями, изложениями в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и положениями пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, истечение срока давности привлечении к административной ответственности, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал незаконным и отменил постановление Таможни от 18.11.2022 по делу об административном правонарушении N 10012000-1169/2022.
Ввиду установления судом незаконности привлечения ООО "МФ "ИнтерДизайн" к административной ответственности, решение ФТС России от 05.04.2023 N 10000000/383ю/62Б по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении также правомерно признано судом первой инстанции незаконным и отменено.
Нарушения судом первой инстанции норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены решения суда первой инстанции от 12.07.2023 не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 12 июля 2023 года по делу N А21-4702/2023 оставить без изменения, апелляционные жалобы Федеральной таможенной службы и Калининградской областной таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-4702/2023
Истец: ООО "Мебельная фабрика "ИнтерДизайн"
Ответчик: КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ТАМОЖНЯ, ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА