23 января 2024 г. |
Дело N А13-5804/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М.,
рассмотрев 23.01.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом города Череповца Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 01.06.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2023 по делу N А13-5804/2023,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Шабалкова Наталия Артуровна (ОГРНИП 305352801400358) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным решения Комитета по управлению имуществом города Череповца Вологодской области (162608, Вологодская обл., г. Череповец, пр. Строителей, д. 4А; ОГРН 1023501247440; ИНН 3528008860; далее - Комитет) от 14.03.2023 об аннулировании разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 25.04.2019 N 19059 (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением суда первой инстанции от 01.06.2023 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 13.09.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить. По мнению подателя жалобы, разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции аннулировано правомерно.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Шабалкова Н.А. на основании разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 25.04.2019 N 19059, выданного Комитетом на срок по 01.03.2024, и договора аренды земельного участка от 01.07.2022 N 07/2022, заключенного с обществом с ограниченной ответственностью "СоюзСервис", установила и эксплуатирует рекламную конструкцию (щитовая установка двухсторонняя) с информационным полем площадью 36 кв.м. по адресу: г. Череповец, ул. Набережная, д. 33 (Г-16).
Комитетом 24.01.2023 при проверке правомочности установки и эксплуатации рекламных конструкций выявлено, что рекламная конструкция Г-16 N 19059 не используется для размещения рекламы, социальной рекламы.
Придя к выводу об использовании Шабалковой Н.А. рекламной конструкции не в целях распространения рекламы, социальной рекламы, Комитет решением от 14.03.2023 аннулировал разрешение на ее установку и эксплуатацию.
Шабалкова Н.А. не согласилась с указанным решением Комитета и обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, установив, что у Комитета не имелось оснований для аннулирования разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, заявленные требования удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) рекламная конструкция должна использоваться исключительно в целях распространения рекламы, социальной рекламы.
Согласно части 17 статьи 19 Закона N 38-ФЗ разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции является действующим до истечения указанного в нем срока действия либо до его аннулирования или признания недействительным.
В силу пункта 4 части 18 статьи 19 Закона N 38-ФЗ в случае, если рекламная конструкция используется не в целях распространения рекламы, социальной рекламы, органом местного самоуправления муниципального района, органом местного самоуправления муниципального округа или органом местного самоуправления городского округа принимается решение об аннулировании разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что по состоянию на 24.01.2023 на рекламной конструкции Г-16 N 19059 реклама не размещена (отсутствует).
Исходя из этого, суды указали на недоказанность Комитетом использования Шабалковой Н.А. рекламной конструкции не в целях распространения рекламы, социальной рекламы.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оснований для аннулирования разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции у Комитета не имелось, о несоответствии оспариваемого решения упомянутым нормам, а также о нарушении прав и законных интересов заявителя, с чем согласился и апелляционный суд.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Выводы судов в указанной части соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам.
Согласно пункту 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) аннулирование разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального, городского округа, осуществляемое в соответствии с Законом N 38-ФЗ, относится к вопросам местного значения муниципального, городского округа.
Как предусмотрено пунктом 6.2 Положения об установке и эксплуатации рекламных конструкций на территории города Череповца, утвержденного решением Череповецкой городской Думы от 24.06.2008 N 80, в области установки и эксплуатации рекламных конструкций принятие решений об аннулировании разрешений отнесено к полномочиям Комитета.
В соответствии со статьей 17.1 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (часть 1); организация и осуществление видов муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) (часть 2).
Согласно пункту 1 статьи 36 Закона N 248-ФЗ контролируемое лицо при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля имеет право присутствовать при проведении профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия, давать пояснения по вопросам их проведения, за исключением мероприятий, при проведении которых не осуществляется взаимодействие контрольных (надзорных) органов с контролируемыми лицами.
Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся такие контрольные (надзорные) мероприятия, как наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование (часть 3 статьи 56 Закона N 248-ФЗ).
В силу статьи 75 Закона N 248-ФЗ выездное обследование может проводиться по месту нахождения (осуществления деятельности) организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту осуществления деятельности гражданина, месту нахождения объекта контроля, при этом не допускается взаимодействие с контролируемым лицом (часть 2); в ходе выездного обследования на общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектах может осуществляться осмотр (часть 3); выездное обследование проводится без информирования контролируемого лица (часть 4).
Поскольку судами установлено, что нарушение в сфере законодательства о рекламе Комитет выявил на основании фотофиксации рекламной конструкции (фактически - в процессе выездного обследования путем осмотра) вывод судов о проведении Комитетом муниципального контроля за соблюдением обязательных требований в сфере законодательства о рекламе без учета положений Закона N 248-ФЗ является ошибочным.
В связи с тем, что ошибочность указанного вывода не привела к принятию незаконных судебных актов, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 01.06.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2023 по делу N А13-5804/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом города Череповца Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 75 Закона N 248-ФЗ выездное обследование может проводиться по месту нахождения (осуществления деятельности) организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту осуществления деятельности гражданина, месту нахождения объекта контроля, при этом не допускается взаимодействие с контролируемым лицом (часть 2); в ходе выездного обследования на общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектах может осуществляться осмотр (часть 3); выездное обследование проводится без информирования контролируемого лица (часть 4).
Поскольку судами установлено, что нарушение в сфере законодательства о рекламе Комитет выявил на основании фотофиксации рекламной конструкции (фактически - в процессе выездного обследования путем осмотра) вывод судов о проведении Комитетом муниципального контроля за соблюдением обязательных требований в сфере законодательства о рекламе без учета положений Закона N 248-ФЗ является ошибочным.
...
решение Арбитражного суда Вологодской области от 01.06.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2023 по делу N А13-5804/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом города Череповца Вологодской области - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 января 2024 г. N Ф07-19935/23 по делу N А13-5804/2023