23 января 2024 г. |
Дело N А13-5805/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Аникиной Е.А., Мунтян Л.Б.,
рассмотрев 23.01.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом города Череповца Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 01.06.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2023 по делу N А13-5805/2023,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Рекламное агентство "Престиж", адрес: 162606, Вологодская область, город Череповец, Вологодская улица, дом 4, квартира 10, ОГРН 1123528002949, ИНН 3528187955 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Комитету по управлению имуществом города Череповца Вологодской области, адрес: 162608, Вологодская область, город Череповец, проспект Строителей, дом 4а, ОГРН 1023501247440, ИНН 352800886 (далее - Комитет), о признании недействительным решения от 14.03.2023 об аннулировании разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции Г-11 от 19.05.2020 N 20055. Заявление принято с уточнением в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 01.06.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 13.09.2023, оспариваемое решение признано недействительным; на Комитет возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили в связи с чем жалоба рассмотрена без из участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Комитетом 19.05.2020 Обществу выдано разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции N 20055 сроком действия с 17.03.2020 по 17.03.2025 по адресу: город Череповец, проспект Луначарского, дом 14/68, земельный участок с кадастровым номером 35:21:0401010:266.
Данный земельный участок используется Обществом на основании договора аренды от 17.03.2015 N 01-03/2015, заключенным с товариществом собственников недвижимости "Луначарского, дом 14/68".
Технические характеристики рекламной конструкции - двухсторонняя щитовая установка с двумя информационными статичными полями. Размер одной стороны информационного поля составляет 3-м x 6-м. Площадь информационного поля определяется общей площадью его сторон и составляет 36 кв. м.
Комитетом 06.02.2023 выявлен факт не использования рекламной конструкции Г-11 N 20055 для размещения рекламы, социальной рекламы, что подтверждается фотоматериалами.
В связи с этим Комитет направил в адрес директора Общества Шабалковой Н.А. письмо от 02.02.2023 об устранении нарушений законодательства о рекламе, в котором предупредил о возможном аннулирования разрешения на установку рекламной конструкции.
По адресу Общества, который содержится в Едином государственном реестре юридических лиц, данное предупреждение Комитетом не направлялось.
В связи с не устранением Обществом выявленных нарушений Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) Комитет направил Обществу уведомление об аннулировании разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 14.03.2023 N 08-01-283/172, которым известил о принятии решения об аннулировании указанного разрешения в соответствии с пунктом 4 части 18 статьи 19 Закона N 38-ФЗ с 15.03.2023, так как рекламная конструкция не используется в целях распространения рекламы, социальной рекламы.
В связи с аннулированием 15.03.2023 разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции N 20055 Комитет направил Обществу предписание от 06.04.2023 о демонтаже рекламной конструкции в срок до 07.05.2023.
Общество не согласилось с решением Комитета об аннулировании указанного выше разрешения в связи с чем обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды двух инстанций пришли к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявления Общества.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (статья 3 Закона N 38-ФЗ).
В соответствии с частью 9 статьи 19 Закона N 38-ФЗ установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Частью 17 статьи 19 Закона N 38-ФЗ установлено, что разрешение выдается органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. В разрешении указываются владелец рекламной конструкции, собственник земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, тип рекламной конструкции, площадь ее информационного поля, место установки рекламной конструкции, срок действия разрешения, орган, выдавший разрешение, номер и дата его выдачи, иные сведения. Разрешение является действующим до истечения указанного в нем срока действия либо до его аннулирования или признания недействительным.
Согласно подпункту 15.1 пункта 1 статьи 15, подпункту 26.1 пункта 1 статьи 16 Закона 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесена выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального района, муниципального, городского округа, осуществляемые в соответствии с Законом N 38-ФЗ.
Пунктом 6.2 Положения об установке рекламных конструкций на территории города Череповца, утвержденного решением Череповецкой городской Думы от 24.06.2008 N 80, определено, что Комитет является органом, уполномоченным на принятие решения об аннулировании разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, а также выдачу предписаний о демонтаже рекламных конструкций.
В силу части 2 статьи 19 Закона N 38-ФЗ рекламная конструкция должна использоваться исключительно в целях распространения рекламы, социальной рекламы.
Пунктом 4 части 18 стать 19 Закона N 38-ФЗ предусмотрено, что использование рекламной конструкции не в целях распространения рекламы, социальной рекламы влечет за собой аннулирование разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
В рассматриваемом деле суды установили, что из содержания оспариваемого решения следует, что основанием принятия Комитетом решения об аннулировании разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 14.03.2023 N 08-01-283/172 и выдаче на его основе предписания о демонтаже рекламной конструкции от 14.03.2023 послужило обнаружение ответчиком факта не использования заявителем рекламной конструкции в целях распространения рекламы, социальной рекламы.
Суды констатировали, что представленные Комитетом фотоматериалы рекламной конструкции свидетельствуют о том, что по состоянию на 06.02.2023 на рекламной конструкции Г-11 N 20055 реклама не размещена., в связи с чем пришли к выводу о том, что отсутствие на рекламной конструкции информации (рекламы) не позволяет установить факт использования Обществом рекламной конструкции не в целях распространения рекламы, социальной рекламы.
В части 18 статьи 19 Закона N 38-ФЗ приведен исчерпывающий перечень оснований аннулирования разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Однако как заключили суды, отсутствие рекламы на рекламной конструкции, неиспользование данной конструкции для размещения рекламы данный перечень не содержит.
Суды, двух инстанций также установили, что Комитет установил в действиях Общества нарушение законодательства о рекламе без проведения каких-либо проверочных (контрольных) мероприятий. Выводы Комитета о таких нарушениях сделаны только на основании фотофиксации рекламной конструкции от 06.02.2023 и 10.03.2023.
Суды, исходя из положений статьи 17.1 Закона N 131-ФЗ, пункта 4 части 3 статьи 1 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) пришли к выводу о том, что деятельность органов местного самоуправления по выявлению нарушений в сфере законодательства о рекламе, аннулировании разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций и их последующему демонтажу должна осуществляться в рамках муниципального контроля в сфере благоустройства в соответствии с Положением о муниципальном контроле и требованиями положения Закона N 248-ФЗ.
Применение такой меры как аннулирование разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции непосредственно связано с реализацией органом местного самоуправления предоставленных ему контрольных полномочий и обусловлено выявлением им фактов нарушений обязательных требований к размещению рекламных конструкций (одного из элементов благоустройства территории), установленных статьей 19 Закона N 38-ФЗ, а не требований к содержанию или распространению рекламы.
Ввиду изложенного суды пришли к верному выводу об отсутствии у Комитета правовых оснований для принятия решения об аннулировании разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции Г-11 N 20055, выданного 19.05.2020 Обществу.
Несогласие подателя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Переоценка доказательств в полномочия суда кассационной инстанции не входит (статьи 286 и 287 АПК РФ, пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации").
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Исходя из изложенного, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 01.06.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2023 по делу N А13-5805/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом города Череповца Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды, исходя из положений статьи 17.1 Закона N 131-ФЗ, пункта 4 части 3 статьи 1 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) пришли к выводу о том, что деятельность органов местного самоуправления по выявлению нарушений в сфере законодательства о рекламе, аннулировании разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций и их последующему демонтажу должна осуществляться в рамках муниципального контроля в сфере благоустройства в соответствии с Положением о муниципальном контроле и требованиями положения Закона N 248-ФЗ.
Применение такой меры как аннулирование разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции непосредственно связано с реализацией органом местного самоуправления предоставленных ему контрольных полномочий и обусловлено выявлением им фактов нарушений обязательных требований к размещению рекламных конструкций (одного из элементов благоустройства территории), установленных статьей 19 Закона N 38-ФЗ, а не требований к содержанию или распространению рекламы.
...
Переоценка доказательств в полномочия суда кассационной инстанции не входит (статьи 286 и 287 АПК РФ, пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации")."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 января 2024 г. N Ф07-19860/23 по делу N А13-5805/2023