26 января 2024 г. |
Дело N А56-23299/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 января 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Пастуховой М.В., Серовой В.К.,
рассмотрев 25.01.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.06.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2023 по делу N А56-23299/2022,
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области", адрес: 183031, город Мурманск, улица Подстаницкого, дом 1, ОГРН 1135100000606, ИНН 5190996259 (далее - Фонд), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 191119, Санкт-Петербург, Звенигородская улица, дом 5, ОГРН 1027810323342, ИНН 7826001547 (далее - Учреждение), к Федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 125167, Москва, улица Планетная, дом 3, корпус 2, этаж 1, помещение 3, ОГРН 1035009568736, ИНН 5047041033 (далее - Управление), и к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, адрес: 119012, Москва, Никольский переулок, дом 9, ОГРН 1087746829994, ИНН 7710723134 (далее - Агентство), о солидарном взыскании 2 017 298 руб. 79 коп. задолженности по взносам на капитальный ремонт за период с 01.01.2019 по 30.11.2021, а при недостаточности денежных средств у Учреждения и Управления, в порядке субсидиарной ответственности - с Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 119019, Москва, улица Знаменка, дом 19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261 (далее - Министерство обороны).
Решением суда первой инстанции от 19.06.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.09.2023, иск Фонда удовлетворен частично. С Учреждения, а при недостаточности у него лимитов бюджетных обязательств - с главного распорядителя бюджетных средств - Министерства обороны в пользу Фонда взыскано 1 050 716 руб. 33 коп. задолженности; с Управления, а при недостаточности у него денежных средств - в порядке субсидиарной ответственности с Министерства обороны в пользу Фонда взыскано 8839 руб. 80 коп. задолженности; с Министерства обороны в пользу Фонда взыскано 957 742 руб. 66 коп. задолженности. В остальной части Фонду в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Учреждение и Министерство обороны, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просят отменить судебные акты.
По мнению подателей жалобы, Учреждение является ненадлежащим ответчиком по иску о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт, поскольку в силу части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) обязанность нести расходы на содержание помещения в многоквартирном доме (МКД) и участвовать в расходах на содержание общего имущества МКД, в том числе путем внесения взносов на капитальный ремонт, возложена на собственника помещения, то есть в данном случае на Российскую Федерацию в лице Министерства обороны.
Кроме того, податели жалобы считают неправомерным привлечение Министерства обороны к субсидиарной ответственности по долгам Учреждения, поскольку не была установлена невозможность удовлетворения заявленных требований за счет основного должника.
Представители участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, что не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке по доводам, приведенным в кассационной жалобе Учреждения и Министерства обороны.
Как следует из материалов дела, Фонд создан на основании постановления Правительства Мурманской области от 30.07.2013 N 423-ПП с целью аккумулирования взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах для формирования фондов капитального ремонта.
Ссылаясь на то, что Учреждение, являясь собственником (законным владельцем) помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: г. Мурманск, проезд Михаила Ивченко, дом 19 (площадь 1592 кв.м); г. Мурманск, проезд Михаила Ивченко, дом 8 (площадь 2985 кв.м); г. Мурманск, ул. Садовая, д. 9 (площадь 2238 кв.м); г. Мурманск, ул. Ушакова, д. N 13 (площадь 2238 кв.м); г. Мурманск, ул. Юрия Смирнова, дом 16, кв. 26 (площадь 47,3 кв.м); с. Алакуртти, ул. Содружества дом 12 (площадь 195,3 кв.м); г. Мурманск, ул. Юрия Смирнова, д. 22 (площадь 2433,3 кв.м); г. Североморск, ул. Морская, д. 10, кв. 150 (площадь 31,5 кв.), не исполнило обязательств по оплате взносов на капитальный ремонт, начисленных в период с января 2019 года по ноябрь 2021 года, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим иском (в соответствии с уточненными требованиями - в пределах срока исковой давности).
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили исковые требования частично, возложив на Учреждение, а при недостаточности у него лимитов бюджетных обязательств - на главного распорядителя бюджетных средств (Министерство обороны) обязанность по оплате 1 050 716 руб. 33 коп. взносов на капитальный ремонт, начисленных в отношении объектов, которые в спорный период находились в собственности Министерства обороны и были закреплены за Учреждением на праве оперативного управления.
Кроме того, 8839 руб. 80 коп. задолженности по взносам на капитальный ремонт взыскано в пользу Фонда с Управления (за которым с 16.11.2021 зарегистрировано право оперативного управления на помещение по адресу г. Мурманск, проезд Михаила Ивченко, д. 8), а при недостаточности у него денежных средств - в порядке субсидиарной ответственности с Министерства обороны. Также в пользу Фонда взыскано 957 742 руб. 66 коп. задолженности по взносам на капитальный ремонт с Министерства обороны как собственника помещений, в отношении которых в спорный период отсутствовало зарегистрированное право оперативного управления. В остальной части иск Фонда оставлен без удовлетворения.
Управление и Министерство обороны в кассационном порядке судебные акты в части взыскания с них задолженности по взносам не обжаловали. Фонд также не подавал кассационную жалобу на судебные акты в части отказа в удовлетворении иска.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы Учреждения и Министерства обороны, не находит оснований для отмены судебных актов (в обжалуемой части), исходя из следующего.
Из положений статей 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 3 статьи 30, статей 36, 37, 39, 154, 158 ЖК РФ следует, что собственник помещения в многоквартирном доме, в том числе собственник нежилого помещения, обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и текущий ремонт общего имущества, коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, и взносов на капитальный ремонт.
В силу части 3 статьи 158 ЖК РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
В соответствии с частью 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 этой статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 этого Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 этого Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Согласно части 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
В силу пункта 1 части 2 статьи 181 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора ежемесячно вносят в установленные в соответствии со статьей 171 этого Кодекса сроки и в полном объеме на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, уплачивают пени в связи с ненадлежащим исполнением указанными собственниками обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
Факт нахождения помещений, расположенных по адресам: г. Мурманск, ул. Юрия Смирнова, дом 16, кв. 26; г. Мурманск, ул. Юрия Смирнова, д. 22; г. Североморск, ул. Морская, д. 10, кв. 150; с. Алакуртти, ул. Содружества д. 12; г. Мурманск, проезд Михаила Ивченко, дом 8 (с января 2019 года по август 2021 года), в оперативном управлении Учреждения и формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора установлены судами и не опровергаются подателями кассационной жалобы.
В силу пункта 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с названным Кодексом.
Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (пункт 1 статьи 296 ГК РФ).
Исходя из смысла статей 210 и 296 ГК РФ право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и внесению платы за коммунальные услуги.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019, статьями 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию. В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников.
Таким образом, обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание этого имущества.
Представленными в материалы дела выписками из Единого государственного реестра недвижимости подтверждается, что помещения, расположенные по адресам: г. Мурманск, ул. Юрия Смирнова, дом 16, кв. 26; г. Мурманск, ул. Юрия Смирнова, д. 22; г. Североморск, ул. Морская, д. 10, кв. 150; с. Алакуртти, ул. Содружества д. 12; г. Мурманск, проезд Михаила Ивченко, дом 8 (с января 2019 года по август 2021 года), в заявленный период находились в собственности Министерства обороны и были закреплены за Учреждением на праве оперативного управления, поэтому, вопреки доводам подателей жалобы, именно Учреждение должно уплачивать взносы на капитальный ремонт в отношении указанных помещений.
Установив, что Учреждение обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома за спорный период не исполнило, суды правомерно взыскали с Учреждения в пользу Фонда 1 050 716 руб. 33 коп. взносов за период с 01.01.2019 по 30.11.2021, находящийся в пределах срока исковой давности.
Удовлетворение исковых требований, заявленных Фондом к Министерству обороны, которое, являясь главным распорядителем бюджетных средств, при недостаточности лимитов бюджетных обязательств у Учреждения несет субсидиарную ответственность по обязательствам последнего, соответствует положениям пункта 4 статьи 123.22 ГК РФ, пункта 7 статьи 161, пункта 10 статьи 242.3, пункта 9 статьи 242.4, пункта 9 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положению о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082.
По смыслу указанных норм кредитор также вправе одновременно предъявить иск к основному должнику - казенному учреждению и должнику, несущему ответственность при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - главному распорядителю бюджетных средств, осуществляющему финансовое обеспечение деятельности находящегося в его ведении казенного учреждения за счет средств соответствующего бюджета. В случае удовлетворения такого иска в резолютивной части судебного акта следует указывать на взыскание суммы задолженности с казенного учреждения (основного должника), а при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - с главного распорядителя бюджетных средств (пункт 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации").
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает, что суды правомерно удовлетворили заявленные Фондом требования о взыскании 1 050 716 руб. 33 коп. задолженности по взносам на капитальный ремонт в отношении объектов, которые в спорный период находились в собственности Министерства обороны и были закреплены за Учреждением на праве оперативного управления, за счет основного и субсидиарного должников (Учреждения и Министерства обороны).
Так как выводы судов в обжалуемой части соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела судами не допущено, оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Учреждения и Министерства обороны не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.06.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2023 по делу N А56-23299/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Боглачева |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворение исковых требований, заявленных Фондом к Министерству обороны, которое, являясь главным распорядителем бюджетных средств, при недостаточности лимитов бюджетных обязательств у Учреждения несет субсидиарную ответственность по обязательствам последнего, соответствует положениям пункта 4 статьи 123.22 ГК РФ, пункта 7 статьи 161, пункта 10 статьи 242.3, пункта 9 статьи 242.4, пункта 9 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положению о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082.
По смыслу указанных норм кредитор также вправе одновременно предъявить иск к основному должнику - казенному учреждению и должнику, несущему ответственность при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - главному распорядителю бюджетных средств, осуществляющему финансовое обеспечение деятельности находящегося в его ведении казенного учреждения за счет средств соответствующего бюджета. В случае удовлетворения такого иска в резолютивной части судебного акта следует указывать на взыскание суммы задолженности с казенного учреждения (основного должника), а при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - с главного распорядителя бюджетных средств (пункт 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации")."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 января 2024 г. N Ф07-17934/23 по делу N А56-23299/2022