30 января 2024 г. |
Дело N А56-26556/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б.,
при участии от Управления Федеральной антимонопольной по Санкт-Петербургу Кузьминой А.П. (доверенность от 09.01.2024), от Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия городского электрического транспорта Князева Р.Ф. (доверенность от 29.12.2023),
рассмотрев 29.01.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.06.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2023 по делу N А56-26556/2023,
УСТАНОВИЛ:
Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие городского электрического транспорта, адрес: 196105, Санкт-Петербург, Сызранская ул., д. 15, ОГРН 1027809259730, ИНН 7830001927 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А, ОГРН 1027809242933, ИНН 7825413361 (далее - Управление, УФАС), от 21.02.2023 по жалобе N Т02-94/23.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Охранная организация "Союз-Юнион", адрес: 197046, Санкт-Петербург, Б. Посадская ул., д. 9/5, лит. А, пом. 13Н, ОГРН 1067847324874, ИНН 7814337246 (далее - Общество).
Решением суда первой инстанции от 19.06.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 03.10.2023, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять по делу новый судебный акт - об отказе в заявленных требованиях, поскольку заказчик необоснованно отклонил заявку коллективного участника. Коллективный участник строго выполнил все требования конкурсной документации к коллективным участникам. При распределении между участниками коллективного участника обязанностей и объемов оказания услуг по договору на Общество был выделен объем услуг в соответствии с открытыми пунктами лицензии. На официальных сайтах размещена не противоречащая друг другу информация, позволяющая в полной мере получить требуемую документацией информацию. В соглашении о сотрудничестве и совместной деятельности от 24.10.2022 N 01/10-22 в разделе 5 и в приложении 1-3 прописано распределение обязанностей и определен объем оказанных услуг по договору для каждого участника коллективного участника. Таким образом, Обществом в составе заявки коллективного участника представлены требуемые документы, в том числе соглашение и план распределения выполнения объемов поставок (работ, услуг) между партнерами коллективного участника, а также ссылка на информацию, содержащую действующие сведения о лицензируемом виде деятельности, в совокупности надлежащим образом подтверждающие соответствие коллективного участника требованиям документации.
В судебном заседании представитель УФАС поддержала доводы кассационной жалобы, представитель Предприятия просил оставить судебные акты без изменения по мотивам отзыва.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, своих представителей в судебное заседание не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 19.10.2022 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет (далее - ЕИС) опубликовано извещение N 32211775645 о проведении Предприятием конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по физической охране объектов, транспортных средств, территории, помещений, имущества заказчика, в том числе при проведении культурно-массовых мероприятий; прибытию вооруженной мобильной группы быстрого реагирования; транспортировке и сопровождению сотрудников и материальных ценностей и конкурсная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта: 372 423 684 руб.
Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг СПб ГУП "Горэлектротранс" в редакции от 11.10.2022, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
В соответствии с протоколом от 03.02.2023 N 26/2022-ОК заявка Общества отклонена по следующим основаниям: "Несоответствие заявки по составу, содержанию и оформлению", а именно:
1. отсутствие действующей лицензии у одного из участников коллективного участника - ООО "ОП "Балтика ОБЛ";
2. отсутствие в лицензии у одного из участников коллективного участника - ООО "ОО "Союз-Юнион" разрешения на выполнение следующего вида услуг: охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию.
В Управление поступила жалоба Общества (от 13.02.2023 вх. N 3518-ЭП/23) на действия закупочной комиссии организатора торгов, выразившиеся в необоснованном отклонении его заявки от участия в процедуре закупки.
По результатам рассмотрения жалобы N Т02-94/23 Управлением вынесено решение от 21.02.2023, которым жалоба Общества признана обоснованной (пункт 1); в действиях закупочной комиссии организатора торгов при проведении закупки признано нарушение пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в предъявлении к участникам закупки требований, которые не указаны в документации о закупке, допущенное путем неправомерного отклонения заявки Общества от участия в процедуре закупки в порядке, не соответствующем документации (пункт 2); организатору торгов и его закупочной комиссии выдано обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений, допущенных при проведении конкурса в электронной форме (пункт 3).
Согласно предписанию Управления от 21.02.2023 предписано: организатору торгов и его закупочной комиссии совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при проведении закупки, путем отмены протокола N 26/2022-ОК заседания комиссии по закупкам по рассмотрению заявок на участие в закупке от 03.02.2023 с учетом наличия предписания от 20.02.2023, выданного на основании решения от 20.02.2023 N Т02-91/23 по жалобе ООО "Охранная фирма "Титан", проведения процедуры рассмотрения, оценки и сопоставления заявок участников закупки без учета содержащегося в документации подкритерия оценки заявок "Обеспеченность участника материально-техническими ресурсами" и завершения процедуры закупки в соответствии с документацией о закупке, действующим Положением о закупках организатора торгов и нормами Закона N 223-ФЗ. Об исполнении предписания следовало сообщить в Управление в срок до 31.03.2023 с приложением подтверждающих документов.
Не согласившись с указанными решением и предписанием, Предприятие обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции согласился с позицией суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Из части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ следует, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно части 9 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Частью 10 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ установлено, что заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Как следует из пункта 5.2.17 тома 2 конкурсной документации заявка должна содержать следующие обязательные для предоставления документы и формы: копию действующей лицензии (либо выписку, либо ссылку на информацию, содержащую сведения о лицензируемом виде деятельности) на осуществление частной охранной деятельности, выданной на следующие виды услуг, предусмотренные пунктами 3, 7 части 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 2487-1):
- охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
- обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
- охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью 3 статьи 11 Закона N 2487-1.
То есть, документация (пункт 5.2.17) допускала представление одного из вариантов: копии действующей лицензии; электронной выписки; ссылки на информацию, содержащую сведения о лицензируемом виде деятельности.
Из материалов дела следует и судами установлено, что в составе заявки Обществом на бумажном носителе представлена копия лицензии ЧО N 037730 от 28.12.2000 со сроком действия до 28.12.2018, а также выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) от 07.11.2022 на ООО "ОП "Балтика ОБЛ".
Вместе с тем представленная по выбору участника из 3-х допустимых вариантов именно копия лицензии являлась недействительной на момент ее представления (срок действия лицензии истек 28.12.2018), графа о продлении срока действия не заполнена, при этом выписка из ЕГРЮЛ от 07.11.2022 не содержит перечня оказываемых услуг, установленных новой лицензией, что не позволило установить наличие права у ООО "ОП "Балтика ОБЛ" оказывать услуги, указанные в пункте 5.2.17 тома 2 документации. Предоставление двух противоположных фактов нарушает пункты 3.3.1, 4.2.1.14 документации, согласно которым сведения и заявка участника не должны допускать двусмысленных толкований. Согласно пункту 4.2.1.5 тома 1 документации основанием для отклонения заявок является представление в составе заявки противоречивых сведений.
Кроме того, заявка Общества отклонена от участия в закупке по основаниям отсутствия в лицензии у одного из участников коллективного участника - ООО "ОО "Союз-Юнион" (участник 1, Лидер коллективного участника) разрешения на выполнение следующего вида услуг: охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию.
Как следует из материалов дела, в соглашении о сотрудничестве и совместной деятельности от 24.10.2022 N 01/10-22 в разделе 5 и в приложении 1-3 прописано распределение обязанностей и определен объем оказываемых услуг по договору для каждого участника коллективного участника. Участник 1 при реализации услуг по договору обеспечивает следующие количественные характеристики (объем) работ, услуг:
выставление дополнительных постов патрульной и постовой охраны, в том числе при проведении культурно-массовых мероприятий;
дополнительные посты при проведении культурно-массовых мероприятий выставляются по заявке заказчика с указанием адреса.
УФАС не оспорило, что поскольку вышеуказанные дополнительные посты выполняют те же функции, что и основные посты охраны, - к ним применяются те же лицензионные требования. Поэтому при выставлении дополнительных постов патрульной и постовой охраны, в том числе при проведении культурно-массовых мероприятий, исполнитель должен иметь лицензию с соответствующим видом деятельности.
Учитывая изложенное, суды двух инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии вмененных нарушений Закона N 223-ФЗ, в связи с чем удовлетворили заявленные требования.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных актов, не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана оценка, соответствующая требованиям статей 9, 65-71, 200, 201 АПК РФ, в их совокупности и взаимной связи.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их относимости, допустимости, достаточности, достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.06.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2023 по делу N А56-26556/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из пункта 5.2.17 тома 2 конкурсной документации заявка должна содержать следующие обязательные для предоставления документы и формы: копию действующей лицензии (либо выписку, либо ссылку на информацию, содержащую сведения о лицензируемом виде деятельности) на осуществление частной охранной деятельности, выданной на следующие виды услуг, предусмотренные пунктами 3, 7 части 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 2487-1):
- охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
- обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
- охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью 3 статьи 11 Закона N 2487-1.
...
УФАС не оспорило, что поскольку вышеуказанные дополнительные посты выполняют те же функции, что и основные посты охраны, - к ним применяются те же лицензионные требования. Поэтому при выставлении дополнительных постов патрульной и постовой охраны, в том числе при проведении культурно-массовых мероприятий, исполнитель должен иметь лицензию с соответствующим видом деятельности.
Учитывая изложенное, суды двух инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии вмененных нарушений Закона N 223-ФЗ, в связи с чем удовлетворили заявленные требования."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 января 2024 г. N Ф07-21223/23 по делу N А56-26556/2023