г. Санкт-Петербург |
|
03 октября 2023 г. |
Дело N А56-26556/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 октября 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Мильгевской Н.А., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Риваненковым А.И.
при участии:
от заявителя: Соколов Н.В. по доверенности от 28.12.2022
от заинтересованного лица: Кузьмина А.П. по доверенности от 09.01.2023
от 3-го лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25065/2023) УФАС по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.06.2023 по делу N А56-26556/2023, принятое
по заявлению СПб ГУП "Горэлектротранс"
к УФАС по Санкт-Петербургу
3-е лицо: ООО "ОО "Союз-Юнион"
об оспаривании решения и предписания
УСТАНОВИЛ:
Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие городского электрического транспорта (ОГРН: 1027809259730, адрес: 196105, Санкт-Петербург, ул. Сызранская, 15, далее - СПб ГУП "Горэлектротранс", Предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А; далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган) от 21.02.2023 по жалобе N Т02-94/23.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Охранная организация "Союз-Юнион" (ОГРН: 1067847324874, адрес: 197046, Санкт-Петербург, ул. Б.Посадская, 9/5, лит. А, пом. 13Н, далее - ООО "ОО "Союз-Юнион", Общество, третье лицо).
Решением от 19.06.2023 суд первой инстанции признал недействительными решение и предписание УФАС по Санкт-Петербургу от 21.02.2023 по жалобе N Т02-94/23, взыскал с УФАС по Санкт-Петербургу в пользу СПб ГУП "Горэлектротранс" 3000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда, Управление обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Предприятия возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Общество, извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направило, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие третьего лица в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, 19.10.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сети Интернет (далее - ЕИС) опубликовано извещение N 32211775645 о проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по физической охране объектов, транспортных средств, территории, помещений, имущества заказчика, в том числе при проведении культурно-массовых мероприятий; прибытию вооруженной мобильной группы быстрого реагирования; транспортировке и сопровождению сотрудников и материальных ценностей (далее - Документация).
Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг СПб ГУП "Горэлектротранс" (далее - Положение о закупках) в редакции от 11.10.2022, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
В соответствии с Протоколом N 26/2022-ОК от 03.02.2023 заявка ООО "ОО "Союз-Юнион" отклонена от участия в Закупке по следующим основаниям: "Несоответствие заявки по составу, содержанию и оформлению, а именно:
1. отсутствие действующей лицензии у одного из участников Коллективного участника - ООО "ОП "Балтика ОБЛ",
2. отсутствие в лицензии у одного из участников Коллективного участника - ООО "ОО "Союз-Юнион" разрешения на выполнение следующего вида услуг: охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию.
В Управление поступила жалоба Общества (вх. N 3518-ЭП/23 от 13.02.2023) на действия Закупочной комиссии Организатора торгов, выразившиеся, по мнению заявителя, в необоснованном отклонении его заявки от участия в процедуре закупки.
По результатам рассмотрения жалобы N Т02-94/23 Управлением вынесено решение от 21.02.2023, которым жалоба Общества на действия закупочной комиссии Учреждения при проведении конкурса в электронной форме признана обоснованной (пункт 1). В действиях Закупочной комиссии Организатора торгов - Учреждения при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по физической охране объектов, транспортных средств, территории, помещений, имущества заказчика, в том числе при проведении культурно-массовых мероприятий; прибытию вооруженной мобильной группы быстрого реагирования; транспортировке и сопровождению сотрудников и материальных ценностей (извещение N32211775645) признано нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в предъявлении к участникам закупки требований, которые не указаны в документации о закупке, допущенное путем неправомерного отклонения заявки ООО "ОО "Союз-Юнион" от участия в процедуре Закупки в порядке, не соответствующем Документации (пункт 2). Организатору торгов - Учреждению и его Закупочной комиссии выдано обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений, допущенных при проведении конкурса в электронной форме (пункт 3).
Согласно выданному предписанию Управления от 21.02.2023 Комиссия предписывает: организатору торгов Учреждению и его закупочной комиссии совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при проведении конкурса в электронной форме, путем отмены протокола 26/2022-ОК заседания комиссии по закупкам по рассмотрению заявок на участие в Закупке от 03.02.2023 с учетом наличия предписания от 20.02.2023, выданного на основании решения от 20.02.2023 N Т02-91/23 по жалобе ООО "Охранная фирма "Титан", проведения процедуры рассмотрения, оценки и сопоставления заявок участников Закупки без учета содержащегося в документации подкритерия оценки заявок "Обеспеченность участника материально-техническими ресурсами" и завершения процедуры Закупки в соответствии с документацией о Закупке, действующим положением о закупках организатора торгов и нормами Закона N 223-ФЗ.
Не согласившись с вышеуказанным решением и предписанием, Предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил в полном объеме, придя к выводу об отсутствии нарушений Предприятием требований пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ).
Из части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ следует, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно части 9 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Частью 10 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ установлено, что заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Как следует из пункта 5.2.17 тома 2 Конкурсной документации (далее - Документация) заявка должна содержать следующие обязательные для предоставления документы и формы: Копию действующей лицензии (либо выписку, либо ссылку на информацию, содержащую сведения о лицензируемом виде деятельности) на осуществление частной охранной деятельности, выданной органами МВД РФ на следующие виды услуг, предусмотренные пунктами 3, 7 части 3 статьи 3 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 2487-1):
- охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
- обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
- охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью 3 статьи 11 Закона N 2487-1.
Из материалов дела следует и судом установлено, что в составе заявки Обществом представлена копия лицензии ЧО N 037730 от 28.12.2000 со сроком действия до 28.12.2018, а также выписка из ЕГРЮЛ от 07.11.2022 на ООО "ОП "Балтика ОБЛ" (л.д.78-81).
Вместе с тем, представленная копия лицензии являлась недействительной на момент ее представления, при этом, выписка из ЕГРЮЛ от 07.11.2022 не содержит перечня оказываемых услуг, установленных лицензией, что не позволило установить наличие права у ООО "ОП "Балтика ОБЛ" оказывать услуги, указанные в пункте 5.2.17 тома 2 Документации.
Кроме того, заявка Общества отклонена от участия в закупке по основаниям отсутствия в лицензии у одного из участников коллективного участника - ООО "ОО "Союз-Юнион" (Участник 1, Лидер коллективного участника), разрешения на выполнение следующего вида услуг: охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию.
Как следует из материалов дела, в соглашении о сотрудничестве и совместной деятельности N 01/10-22 от 24.10.2022 в разделе 5 и в приложении 1-3 прописано распределение обязанностей и определён объём оказываемых услуг по договору для каждого участника коллективного участника (л.д.66-77).
Участник 1 при реализации услуг по договору обеспечивает следующие количественные характеристики (объём) работ, услуг:
выставление дополнительных постов патрульной и постовой охраны, в том числе при проведении культурно-массовых мероприятий;
дополнительные посты при проведении культурно-массовых мероприятий выставляются по заявке Заказчика с указанием адреса.
В связи с тем, что вышеуказанные дополнительные посты выполняют те же функции, что и основные посты охраны - к ним применяются все требования связанные с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию.
Поэтому при выставлении дополнительных постов патрульной и постовой охраны, в том числе при проведении культурно-массовых мероприятий исполнитель должен иметь лицензию на охрану объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии нарушений Предприятием требований пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
Доводы апелляционной жалобы Управления отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19 июня 2023 года по делу N А56-26556/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Н.А. Мильгевская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-26556/2023
Истец: ГУП Санкт-Петербургское городского электрического транспорта
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
Третье лицо: ООО "Охранная организация "Союз-Юнион"