05 февраля 2024 г. |
Дело N А05-2513/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Кудина А.Г., Соколовой С.В.,
рассмотрев 31.01.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного казенного учреждения Архангельской области "Главное управление капитального строительства" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 25.07.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2023 по делу N А05-2513/2023,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение Архангельской области "Главное управление капитального строительства", адрес: 163000, г. Архангельск, ул. Попова, д. 16, ОГРН 1042900047850, ИНН 2901131041 (далее - Учреждение, заказчик), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области, адрес: 163000, г. Архангельск, ул. Карла Либкнехта, д. 2, каб. 142, ОГРН 1022900530696, ИНН 2901061919 (далее - Управление, УФАС), от 21.02.2023 по делу N РНП-29-17029/06/104-108/2023 в части признания заказчика нарушившим часть 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Эко-Проект", адрес: 129337, Москва, ул. Вешних Вод, д. 14, стр. 3, пом. 2/н, ОГРН 1117746950452, ИНН 7719796313, администрация муниципального образования "Красноборский муниципальный район" Архангельской области, адрес: 165430, Архангельская обл., с. Красноборск, ул. Гагарина, д. 7а, ОГРН 1022901353859, ИНН 2914000230 (далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 25.07.2023, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2023, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленные требования.
Как указывает податель жалобы, отсутствие демонтажа существующих на земельных участках объектов недвижимости исключало передачу этих участков ООО "Эко-Проект" с целью выполнения работ и явилось тем обстоятельством (не зависящим от воли сторон), которое препятствовало дальнейшему исполнению контракта, в связи с чем заказчик принял решение об одностороннем отказе от его исполнения.
По мнению Учреждения, заказчик имеет право в любой момент отказаться от контракта, даже в случае, когда нарушений со стороны подрядчика или исполнителя не имеется.
Учреждение считает, что поскольку Закон N 44-ФЗ не предусматривает иного основания для расторжения контракта, как принятие решения об одностороннем отказе от его исполнения, то заказчиком, не смотря на отсутствие нарушений со стороны подрядчика, правомерно было принято такое решение ввиду невозможности реализации контракта.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Учреждение (заказчик) 16.09.2022 разместило в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" извещение N 0124200000622005434 о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства для расселения многоквартирных домов, признанных аварийными в связи с физическим износом, подлежащих сносу или реконструкции (четыре многоквартирных дома в селе Красноборск Архангельской области).
По результатам проведения 20.10.2022 указанного конкурса его победителем признано ООО "Эко-Проект", предложившее наилучшие условия исполнения контракта.
Учреждение (заказчик) и ООО "Эко-Проект" (подрядчик) заключили государственный контракт от 02.11.2022 N 0124200000622005434 по предмету указанного конкурса (далее - Контракт).
В соответствии с пунктами 3.2 и 3.3 Контракта начало выполнения работ установлено с даты заключения Контракта; окончание выполнения работ (предоставление проектной документации с положительным заключением государственной экспертизы) - не позднее 15.02.2023 с учетом подписания всех документов о приемке; завершение строительства и ввод объекта в эксплуатацию - не позднее 30.06.2024 с учетом подписания всех документов о приемке.
Управлением и судами установлено, что ООО "Эко-Проект" незамедлительно приступило к исполнению обязательств по Контракту: направило заявки на предоставление технических условий на присоединение к сетям ООО "СельЭнерго" и публичного акционерного общества "Ростелеком"; заявку в ООО "Красноборские Тепловые Сети" на получение договора на подключение к сетям; в Администрацию - заявление на заключение договоров на предоставление земельных участков для проектирования и строительства; в адрес заказчика для рассмотрения и согласования - планы-графики производства работ, а также варианты разработанных в соответствии с техническим заданием планировочных решений многоквартирных домов, справку о ходе реализации проекта и копии заключенных договоров (на инженерно-геологические, инженерно-экологические, инженерно-геодезические изыскания и на подготовку проектно-сметной и рабочей документации).
Администрация в адрес ООО "Эко-Проект" направило письмо от 19.01.2023 N 36-куми о приостановлении рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, имеющего кадастровый номер 29:08:013111:102.
Письмом от 20.01.2023 N 177 Учреждение уведомило ООО "Эко-Проект" о приостановке выполнения работ в связи с невыполнением Администрацией обязательств по демонтажу существующих на земельных участках капитальных строений.
Со своей стороны ООО "Эко-Проект" предпринимало попытки урегулирования возникшей ситуации (письма от 20.01.2023 N 12, от 03.02.2023 N 20).
Однако Учреждением было принято решение от 03.02.2023 об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в котором изложены следующие мотивы его принятия.
Согласно справкам Администрации от 01.08.2022 и от 07.08.2022 N 1 демонтаж существующих на земельных участках зданий и сооружений планировалось осуществить до начала разработки проектной документации строительства объектов, между тем из полученной от Администрации информации следует, что демонтаж объектов капитального строительства не произведен.
При этом, исходя из срока проведения инженерных изысканий (ориентировочно - 1 месяц), самым поздним сроком предоставления земельных участков, освобожденных от существующих домов, является декабрь 2022 года.
Непредоставление подрядчику земельных участков, свободных от объектов недвижимости, является обстоятельством, не зависящим от воли сторон и препятствующим дальнейшему исполнению Контракта.
Решение Учреждения от 03.02.2023 об одностороннем отказе от исполнения Контракта в тот же день размещено заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Решение об одностороннем отказе".
ООО "Эко-Проект" возражало против одностороннего отказа от исполнения Контракта и просило отменить указанное решение (письмо от 07.02.2023 N 24).
Учреждение письмом от 13.02.2023 N 622 отказало подрядчику в удовлетворении указанной просьбы и направило 15.02.2023 в УФАС заявление о включении сведений об ООО "Эко-Проект" в реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП).
По результатам проверки данного заявления УФАС пришло к выводу о совершении подрядчиком необходимых действий, направленных на исполнение обязательств по Контракту, об отсутствии у заказчика по состоянию на 03.02.2023 правовых оснований для принятия решения об одностороннем отказе от его исполнения и злоупотреблении Учреждением своими правами, в связи с чем приняло решение от 21.02.2023 по делу N РНП-29-17029/06/104-108/2023.
Согласно указанному решению сведения, представленные Учреждением в отношении ООО "ЭКО-Проект", не подлежат включению в РНП, а заказчик признан нарушившим часть 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ.
Не согласившись с решением УФАС от 21.02.2023 по делу N РНП-29-17 029/06/104-108/2023 в части признания заказчика нарушившим часть 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, Учреждение оспорило его в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанции, констатировав законность оспариваемого решения, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Учреждения не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В данном случае суды двух инстанций, применив нормы Закона N 44-ФЗ, регулирующие порядок расторжения государственного контракта, с учетом целей правового регулирования осуществления государственных и муниципальных закупок, принципов контрактной системы пришли к мотивированному выводу о законности оспариваемого решения УФАС.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
На основании части 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В пункте 13.2 Контракта предусмотрено, что заказчик вправе в одностороннем внесудебном порядке отказаться от исполнения контракта в следующих случаях:
если подрядчик не приступил к исполнению контракта в течение 10 (десяти) дней, следующих за днем заключения контракта;
при нарушении подрядчиком сроков выполнения работ, предусмотренных в настоящем контракте более чем на 15 (пятнадцать) дней;
систематическое (два и более раза) не соблюдение подрядчиком требований к качеству работ или материалов, используемых при производстве работ;
если в ходе исполнения контракта установлено, что подрядчик не соответствует установленным извещением об осуществлении закупки требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения подрядчика;
установление факта предоставления подрядчиком недостоверной независимой гарантии;
в иных случаях, не противоречащих законодательству Российской Федерации и Архангельской области.
Учреждение в обоснование законности принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта ссылалось на положения пункта 1 статьи 416 ГК РФ, согласно которому обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана наступившим после возникновения обязательства обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает, и приводило довод о том, что демонтаж объектов, расположенных на предусмотренных для строительства земельных участках, возможен только в марте 2023 года, тогда как проектная документация с положительным заключением государственной экспертизы должна быть представлена не позднее 15.02.2023.
Суды, оценивая приводимые Учреждением доводы, установили, что в материалах дела имеется справка Администрации от 20.06.2022 N 01.1-21/125, согласно которой примерная дата сноса объектов капитального строительства на земельных участках, предназначенных для строительства домов по контракту, - март 2023 года.
Таким образом, как справедливо указано судами, на дату объявления о проведении указанного конкурса (16.09.2022) и дату заключения Контракта (02.11.2022) Учреждение уже обладало информацией о предполагаемой дате сноса жилых домов, то есть данное обстоятельство достоверно было известно Учреждению до возникновения обязательств по Контракту.
Судами установлено, что ни конкурсной документацией, ни Контрактом не устанавливалось обязанности подрядчика по сносу аварийных жилых домов, расположенных на земельных участках, предназначенных для строительства объектов недвижимости.
Судами обоснованно отмечено, что в данном случае именно заказчик, проведя указанный конкурс и заключив Контракт при наличии у него сведений от Администрации о предполагаемом сроке сноса домов, несет ответственность за своевременное предоставление подрядчику земельных участков с целью выполнения работ по Контракту и риски, связанные с неисполнением этой обязанности.
УФАС и суды установили, что ООО "Эко-Проект" на всем протяжении действия Контракта информировало заказчика о ходе выполнения работ, запрашивало необходимую исходную документацию, предпринимало попытки урегулирования сложившейся в отношении земельных участков ситуации.
Суды правомерно учли, что окончательный срок завершения строительства установлен не позднее 30.06.2024, и предоставление для строительства земельных участков в марте 2023 года еще не свидетельствует о невозможности ООО "Эко-Проект" исполнить условия Контракта.
Более того, в письме от 07.02.2023 N 24 подрядчик подтвердил готовность исполнить Контракт в установленный срок, несмотря на более поздние сроки предоставления земельных участков.
В связи с изложенным является верным вывод судов, что по состоянию на 03.02.2023 у заказчика отсутствовали правовые основания для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в связи с чем Управление обоснованно признало в действиях Учреждения нарушение требований части 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ.
При рассмотрении дела судами установлены и надлежаще оценены все существенные для дела обстоятельства. Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 25.07.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2023 по делу N А05-2513/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного казенного учреждения Архангельской области "Главное управление капитального строительства" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учреждение в обоснование законности принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта ссылалось на положения пункта 1 статьи 416 ГК РФ, согласно которому обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана наступившим после возникновения обязательства обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает, и приводило довод о том, что демонтаж объектов, расположенных на предусмотренных для строительства земельных участках, возможен только в марте 2023 года, тогда как проектная документация с положительным заключением государственной экспертизы должна быть представлена не позднее 15.02.2023.
...
Суды правомерно учли, что окончательный срок завершения строительства установлен не позднее 30.06.2024, и предоставление для строительства земельных участков в марте 2023 года еще не свидетельствует о невозможности ООО "Эко-Проект" исполнить условия Контракта.
Более того, в письме от 07.02.2023 N 24 подрядчик подтвердил готовность исполнить Контракт в установленный срок, несмотря на более поздние сроки предоставления земельных участков.
В связи с изложенным является верным вывод судов, что по состоянию на 03.02.2023 у заказчика отсутствовали правовые основания для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в связи с чем Управление обоснованно признало в действиях Учреждения нарушение требований части 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 февраля 2024 г. N Ф07-21434/23 по делу N А05-2513/2023