06 февраля 2024 г. |
Дело N А56-133980/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Аникиной Е.А., Савицкой И.Г.,
при участии от акционерного общества "Невский экологический оператор" Пучковой В.В. (доверенность от 26.12.2023 N 231), от закрытого акционерного общества "Петрострой" Чауса В.А. (доверенность от 01.06.2021),
рассмотрев 06.02.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Невский экологический оператор" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2023 по делу N А56-133980/2022,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Невский экологический оператор", адрес: 195009, Санкт-Петербург, Арсенальная улица, дом 1, корпус 2, литера 2А, помещение 1Н-23, ОГРН 1217800002826, ИНН 7804678913 (далее - АО "НЭО"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к закрытому акционерному обществу "Петрострой", адрес: 197372, Санкт-Петербург, Богатырский проспект, дом 26, корпус 1, литера "А", помещение 35Н, ОГРН 1027809184985, ИНН 7825338883 (далее - ЗАО "Петрострой"), о взыскании с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации(далее - АПК РФ), 408 441 руб. 60 коп. долга по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2022 по 31.01.2022, 70 руб. 80 коп. почтовых расходов.
Решением суда первой инстанции от 02.07.2023 требования АО "НЭО" удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 13.10.2023 указанное решение отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе АО "НЭО", ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В судебном заседании представитель АО "НЭО" поддержал доводы, изложенные в жалобе, а представитель ЗАО "Петрострой", ссылаясь на законность судебного акта апелляционного суда, просил в удовлетворении жалобы отказать.
Законность судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, по результатам конкурсного отбора регионального оператора и заключенного Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории города федерального значения Санкт-Петербурга от 02.09.2021, АО "НЭО" присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 1.3. Соглашения установлено, что региональный оператор начинает осуществлять деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами не ранее установленной даты применения утвержденного (принятого) Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифа на услуги регионального оператора, но не позднее чем 01.01.2022.
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 08.12.2021 N 174-р установлен единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО АО НЭО" на территории Санкт-Петербурга с 01.01.2022 по 31.12.2022.
АО "НЭО" приступил к исполнению обязанностей регионального оператора по обращению с ТКО с 01.01.2022 и размер платы за услуги по обращению с ТКО определяется в порядке государственного регулирования по цене, определенной в пределах утвержденного единого тарифа (пункт 5 Типовой формы договора).
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641.
Письмом от 25.03.2022 N КОП/2022-4691 АО "НЭО" направило в адрес ЗАО "Петрострой" проект договора от 30.12.2021 N 1261265-2022/ТКО.
ЗАО "Петрострой" не представило подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО или мотивированный отказ от его подписания с приложением к нему предложений о внесении своих изменений в него.
В отсутствие подписанного между АО "НЭО" и ЗАО "Петрострой" договора по обращению ТКО договор считается заключенным на условиях типовой формы договора по цене, указанной региональным оператором в проекте договора (проект договора от 30.12.2021 N 1261265-2022/ТКО).
В соответствии с условиями типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы (далее - ТКО) в объеме и в месте накопления, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а Потребитель обязуется оплачивать услуги Регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора.
Согласно пункту 6 Типового договора Потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.
Порядок фиксации нарушений по договору предусмотрен в разделе 5 договора.
АО "НЭО" указало, что в период с 01.01.2022 по 31.01.2022 региональный оператор оказал ответчику услуги по обращению с ТКО на 408 441 рубль 60 копеек, которые не были оплачены ответчиком, что послужило поводом для обращения в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции не усмотрел правовых и фактических оснований для отказа АО "НЭО" в удовлетворении заявленных требований, как по праву, так и по размеру.
Суд апелляционной инстанции не согласился с решением суда первой инстанции, в связи с чем его отменил.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Федеральным законом от 25.12.2018 N 483-ФЗ "О внесении изменений в статью 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) субъектам Российской Федерации - городам федерального значения, в том числе Санкт-Петербургу, было предоставлено право не применять до 01.01.2022 положения Закона N 89-ФЗ.
Согласно пункту 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 8(4) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
В силу пункта 8(17) Правил N 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Законом N 89-ФЗ договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в силу пункта 8(18) Правил N 1156 услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.
Как указали суды, само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа, не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с условиями типового договора, утвержденного Правительством Российской Федерации, что прямо предусмотрено пунктом 5 статье 24.7 Закона N 89-ФЗ, Правилами N 1156.
Суды, исходя из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978), следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского оборота неизбежно вызывает формирование отходов.
Суды заключили, что, учитывая положения статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ, региональный оператор обязан оказывать услуги по обращению с ТКО всем без исключения потребителям, находящимся в зоне его деятельности.
Ввиду изложенного, суды заключили, что из норм действующего законодательства следует обязанность потребителя осуществлять обращение с ТКО исключительно посредством услуг регионального оператора.
Суд первой инстанции, учитывая отсутствие подписанного между сторонами договора по обращению ТКО, сделал вывод, что договор считается заключенным на условиях типовой формы договора по цене, указанной региональным оператором в проекте договора (проект договора от 30.12.2021 N 1261265-2022/ТКО).
Также суд первой инстанции указал, что исходя из установленной договором обязанности потребителя, производить оплату по договору, суд первой инстанции удовлетворил требования АО "НЭО" в полном объеме.
Однако суд апелляционной инстанции, исходя из положений статьи 779, 781, 309, 310 ГК РФ, оценив, представленные в материалы дела доказательства, в том числе, договор, приложение N 1 к договору, претензию от 03.02.2022 исх. N 25, письмо от 25.03.2022 N 36, ответ АО "НЭО" от 15.08.2022, учитывая позицию Верховного суда Российской Федерации, изложенную в определении от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978, установив, что в январе 2022 ответчик в адрес истца направил 12 письменных заявок о необходимости вывоза мусора; ежедневно в течение января 2022 также осуществлялись устные заявки, путем их оставления на горячей линии регионального оператора, а также факт неисполнения истцом в январе 2022 принятых на себя обязательств, выраженных обращениями ответчика в Прокуратуру Приморского района, Государственную жилищную инспекцию г. Санкт-Петербурга, Комитет по природопользованию, иные инстанции, пришел к выводу о ненадлежащем исполнении АО "НЭО" обязательств по договору.
В силу подпунктов "г" пункта 148(22) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила) исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность.
При предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении указанной коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги (пункт 148 (45) Правил.
Пунктом 148(49) Правил предусмотрено, что установление факта предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, осуществляется в порядке, предусмотренном разделом X настоящих Правил.
Суд апелляционной инстанции, указал, что ЗАО "Петрострой" в соответствии с требованиями договора и Правил N 354 (раздел X) совместно с потребителями коммунальных услуг составило соответствующие акты, произвел фотофиксацию.
ЗАО "Петрострой" не производило собственникам помещений в многоквартирных домах 22, 24, 26 корп. 1 лит. А, по Богатырскому проспекту в г. Санкт-Петербурге начисление платы за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за январь 2022, что подтверждается квитанциями, а также не подписал выставленные документы за январь 2022 в системе электронного документооборота с соответствующим комментарием.
Таким образом, суд апелляционной инстанции констатировал, что вопреки статье 65 АПК РФ, АО "НЭО" не представило относимых и допустимых доказательств надлежащего оказания услуг ЗАО "Петрострой" в январе 2022, например, заявки на вывоз ТКО, универсальный передаточный документ и подтверждения его отправки в адрес потребителя, маршрутные журналы, информацию по принятым на сортировку объемам ТКО, квитанции о приемке ТКО, данные мониторинговой системы спутниковой навигации ГЛОНАСС в соответствии с положениями Правил N 1156.
Суд апелляционной инстанции обоснованно отменил решение суда первой инстанции и отказал АО "НЭО" в удовлетворении заявленных требований.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о нарушении судом апелляционной инстанции норм права, не опровергают выводов суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, не установлено.
Ввиду изложенного суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2023 по делу N А56-133980/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Невский экологический оператор" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении указанной коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги (пункт 148 (45) Правил.
Пунктом 148(49) Правил предусмотрено, что установление факта предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, осуществляется в порядке, предусмотренном разделом X настоящих Правил.
Суд апелляционной инстанции, указал, что ЗАО "Петрострой" в соответствии с требованиями договора и Правил N 354 (раздел X) совместно с потребителями коммунальных услуг составило соответствующие акты, произвел фотофиксацию.
...
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2023 по делу N А56-133980/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Невский экологический оператор" - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 февраля 2024 г. N Ф07-21887/23 по делу N А56-133980/2022
Хронология рассмотрения дела:
06.02.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-21887/2023
13.10.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-28315/2023
02.07.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-133980/2022