г. Санкт-Петербург |
|
13 октября 2023 г. |
Дело N А56-133980/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 октября 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жуковой Т.В.,
судей Богдановской Г.Н., Смирновой Я.Г..
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шалагиновой Д.С.
при участии:
от истца: представители Алиев Э.Н. по доверенности от 22.12.2022, Пучкова В.В. по доверенности от 15.11.2022;
от ответчика: представитель Чаус В.А. по доверенности от 01.06.2021;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-28315/2023) закрытого акционерного общества "Петрострой" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.07.2023 по делу N А56-133980/2022, принятое
по иску акционерного общества "Невский экологический оператор"
к закрытому акционерному обществу "Петрострой"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Невский экологический оператор" (далее - истец, АО "НЭО", региональный оператор) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к закрытому акционерному обществу "Петрострой" (далее - ответчик, ЗАО "Петрострой", управляющая организация, потребитель) о взыскании с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 408 441 рубля 60 копеек долга по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2022 по 31.01.2022, 70 рублей 80 копеек почтовых расходов.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.07.2023 уточненные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик, не согласившись с вынесенным решением, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, разрешить вопрос по существу.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что истцом в январе 2022 услуги не оказывались, суд первой инстанции не дал оценки представленным ответчиком доказательствам.
18.09.2023 до судебного заседания в канцелярию апелляционного суда от истца в электронном виде поступил отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с возражениями против доводов апелляционной жалобы.
05.10.2023 в судебном заседании апелляционного суда ответчик настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы.
Истец возражал против удовлетворения жалобы ЗАО "Петрострой".
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Обращаясь с исковым заявлением в суд, истец указал, что по результатам конкурсного отбора регионального оператора и заключенного Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории города федерального значения Санкт-Петербурга от 02.09.2021, АО "Невский экологический оператор" присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно п. 1.3. Соглашения региональный оператор начинает осуществлять деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами не ранее установленной даты применения утвержденного (принятого) Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифа на услуги регионального оператора, но не позднее чем 01.01.2022.
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 08.12.2021 N 174-р установлен единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО АО "Невский экологический оператор" на территории Санкт-Петербурга с 01.01.2022 по 31.12.2022.
АО "Невский экологический оператор" приступил к исполнению обязанностей регионального оператора по обращению с ТКО с 01.01.2022 и размер платы за услуги по обращению с ТКО определяется в порядке государственного регулирования по цене, определенной в пределах утвержденного единого тарифа (пункт 5 Типовой формы договора).
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 N 641".
АО "Невский экологический оператор" письмом от 25.03.2022 N КОП/2022- 4691 направило в адрес ЗАО "Петрострой" проект договора от 30.12.2021 N1261265- 2022/ТКО.
Однако, ЗАО "Петрострой" не представило подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО или мотивированный отказ от его подписания с приложением к нему предложений о внесении своих изменений в него.
В отсутствие подписанного между АО "Невский экологический оператор" и ЗАО "Петрострой" договора по обращению ТКО договор считается заключенным на условиях типовой формы договора по цене, указанной региональным оператором в проекте договора (проект договора от 30.12.2021 N 1261265-2022/ТКО).
В соответствии с условиями типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы (далее - ТКО) в объеме и в месте накопления, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а Потребитель обязуется оплачивать услуги Регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора.
Согласно п. 6. Типового договора Потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.
Порядок фиксации нарушений по договору предусмотрен в разделе 5 договора.
АО "НЭО" указало, что в период с 01.01.2022 по 31.01.2022 региональный оператор оказал ответчику услуги по обращению с ТКО на 408 441 рубль 60 копеек, которые не были оплачены ответчиком, что послужило поводом для обращения в суд с настоящим иском.
Ответчик в суде первой инстанции отрицал факт оказания АО "НЭО" услуг по обращению с ТКО в январе 2022.
Рассмотрев исковые требования, суд первой инстанции суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности исковых требований по праву и размеру.
Статья 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает пределы рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции, согласно которым при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле доказательствам повторно рассматривает дело.
Повторно рассмотрев настоящее дело в порядке апелляционного производства, апелляционный суд полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Федеральным законом от 25.12.2018 N 483-ФЗ "О внесении изменений в статью 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) субъектам Российской Федерации - городам федерального значения, в том числе Санкт-Петербургу, было предоставлено право не применять до 01.01.2022 года положения Федерального закона N 89-ФЗ.
В силу п. 4 ст. 24.7 Федерального закона N 89 собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Согласно п.8 (4). Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N1156) основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с 8 (17) Правил N 1156 Региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом N 89-ФЗ договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
АО "Невский экологический оператор" во исполнение п. 8 (4) и абз. 2 п. 8 (17) Правил N 1156 после утверждения единого тарифа на услугу регионального оператора (08.12.2021) разместило в печатном средстве массовой информации, которое согласно постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 29.06.2011 года N 865 "О Порядке официального опубликования правовых актов Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга, иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (с изменениями на 7 октября 2020 года)" является источником официального опубликования правовых актов Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга, иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга - газете "Санкт-Петербургские ведомости" на странице 4 выпуска от 09.12.2021 года текст договора оферты.
Также, на официальном сайте регионального оператора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", размещены: адресованное потребителям (физическим и юридическим лицам) предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО, заявки за заключение договора по обращению с ТКО, порядок действий для заключения договора, перечень необходимых документов, а также формы договоров на оказание услуг по обращению с ТКО для управляющих организаций; физических лиц, юридических лиц (частных компаний, государственных бюджетных организаций); юридических лиц (включая бюджетные организации), индивидуальных предпринимателей физических лиц в нежилом фонде; садовых некоммерческих товариществ и гаражно-строительных кооперативов.
Принимая во внимание п. 8 (17) Правил N 1156, в рамках договора оферты, даже если заявка на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО от потребителя не поступила в адрес АО "Невский экологический оператор", договор с каждым потребителем на территории города Санкт-Петербург является заключенным в силу закона на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день.
До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в силу п. 8 (18) Правил N 1156 услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.
Само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа, не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с условиями типового договора, утвержденного Правительством Российской Федерации, что прямо предусмотрено п. 5 ст. 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ, Правилами N 1156.
Образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978), следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского оборота неизбежно вызывает формирование отходов.
Учитывая положения ст. 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ региональный оператор обязан оказывать услуги по обращению с ТКО всем без исключения потребителям, находящимся в зоне его деятельности.
Из норм действующего законодательства следует обязанность потребителя осуществлять обращение с ТКО исключительно посредством услуг регионального оператора.
Суд первой инстанции правомерно указал, что в отсутствие подписанного между АО "Невский экологический оператор" и ЗАО "Петрострой" договора по обращению ТКО договор считается заключенным на условиях типовой формы договора по цене, указанной региональным оператором в проекте договора (проект договора от 30.12.2021 N 1261265-2022/ТКО).
Исходя из установленной договором обязанности потребителя производить оплату по договору, суд первой инстанции удовлетворил требования АО "НЭО" в полном объеме.
Апелляционный суд не согласился с выводами суда первой инстанции на основании следующего.
В пункте 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Статьей 310 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен запрет на односторонний отказ от исполнения обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции не рассмотрел и не оценил представленные ответчиком возражения и доказательства.
Из приложения N 1 к договору следует, что объектами образования коммунальных отходов являются многоквартирные дома, расположенные по следующим адресам в городе Санкт-Петербурге: Богатырский проспект, д. 22, корп. 1, литера А; Богатырский проспект, д. 26, корп. 1, литера А; Богатырский проспект, д. 24, корп. 1, литера А.
ЗАО "Петрострой" является управляющей организацией в отношении данных МКД, что сторонами не оспаривалось.
Подпунктом 3.1.1. договора установлена обязанность регионального оператора принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в приложении к настоящему договору; подпунктом 3.1.2. - обеспечивать транспортировку, обработку, обезвреживание, захоронение принятых твердых коммунальных отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В разделе 2 приложения N 1 к договору содержатся идентификационные номера места сбора и накопления отходов; долгота, широта, объем, тип, количество контейнеров.
Ответчик утверждал, что в спорный период услуги региональным оператором не оказывались.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно правовой позиции, изложенной Верховным Судом Российской Федерации в определении от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978, бремя доказывания тех или иных фактов должно возлагаться на ту сторону спора, которая имеет для этого объективные возможности и, исходя из особенностей рассматриваемых правоотношений, обязана представлять соответствующие доказательства в обоснование своих требований и возражений.
В обоснование своих возражений по иску АО "НЭО" ЗАО "Петрострой" указало следующее.
В январе 2022 ответчик в адрес истца направил 12 письменных заявок о необходимости вывоза мусора; ежедневно в течение января 2022 также осуществлялись устные заявки, путем их оставления на горячей линии регионального оператора.
Единственный ответ АО "НЭО" на письменную заявку ЗАО "Петрострой" от 13.01.2022 поступил на электронную почту ответчика 21.01.2022, из которого следовало, что заявка принята и передана перевозчику, вывоз ТКО будет осуществлен в ближайшее время.
Таким образом, по крайнем мере с 13.01.2022 по 21.01.2022 с контейнерных площадок многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика, вывоз ТКО не производился.
На остальные 11 письменных заявок ответов и действий от истца не последовало.
В связи с ненадлежащим исполнением истом принятых на себя обязательств, в адрес истца ответчиком неоднократно направлялись претензии и письма (в частности претензия исх. N 25 от 03.02.2022, письмо исх. N 36 от 25.03.2022).
21.06.2022 ответчик получил от истца уведомление о необходимости погашения дебиторской задолженности.
В ответ на уведомление ответчик направил истцу несогласие с требованиями, а также акт сверки за 1 полугодие 2022 года с исключением начислений за январь 2022.
15.08.2022 ответчику поступил ответ истца с исх. N 4828 от 15.08.2022 на неоднократные обращения и претензии, начиная с 14.01.2022, согласно которому следует что вывоз мусора осуществляется. В подтверждение истец прилагал фотографии, сделанные в августе 2022 года.
Факт невыполнения истцом в январе 2022 принятых на себя обязательств подтверждается также обращениями ответчика в Прокуратуру Приморского района, Государственную жилищную инспекцию г. Санкт-Петербурга, Комитет по природопользованию, иные инстанции.
По результатам данных обращений, как следует из ответа ГЖИ Санкт-Петербурга исх. N 08-11-613/22-0-1 от 15.02.2022, в отношении АО "Невский экологический оператор" возбуждено административное производство, предусмотренное ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ответу Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу исх. N 78-04-09/45-14510-2022 от 04.03.2022 АО "Невский экологический оператор" было объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований санитарно-эпидемиологического законодательства. (Приложение 10 к отзыву).
В соответствии с пп. "г" п. 148 (22) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила) исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность.
Согласно п. 148 (45) Правил при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении указанной коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
В силу п. 148 (49) Правил установление факта предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, осуществляется в порядке, предусмотренном разделом X настоящих Правил.
ЗАО "Петрострой" соблюден предусмотренный в разделе 5 договора порядок фиксации ненадлежащего исполнения обязанностей по договору.
Так, в соответствии с требованиями договора и Правил N 354 (раздел X) ответчик совместно с потребителями коммунальных услуг составил соответствующие акты, произвел фотофиксацию.
Учитывая указанные обстоятельства, ЗАО "Петрострой" не производило собственникам помещений в многоквартирных домах 22, 24, 26 корп. 1 лит. А, по Богатырскому проспекту в г. Санкт-Петербурге начисление платы за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за январь 2022, что подтверждается квитанциями, а также не подписал выставленные документы за январь 2022 в системе электронного документооборота с соответствующим комментарием.
В свою очередь, АО "НЭО" в нарушение части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не опроверг доказательства ответчика и, свою очередь, не представил относимые и допустимые доказательства надлежащего оказания услуг ответчику в январе 2022.
Согласно пунктам 23, 24 Правил N 1156 в целях обеспечения транспортирования ТКО региональный оператор вправе привлекать операторов по обращению с ТКО, осуществляющих деятельность по транспортированию ТКО.
В силу пункта 27 Правил N 1156 транспортирование ТКО с использованием мусоровозов, не оснащенных аппаратурой спутниковой навигации, допускается до 01.01.2018.
В отношении каждого мусоровоза должен вестись маршрутный журнал по форме, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором указывается информация о движении мусоровоза и загрузке (выгрузке) ТКО. Такой журнал может вестись в электронном виде. Оператор по обращению с ТКО, транспортирующий ТКО, обязан в течение одного рабочего дня предоставить региональному оператору, органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органам местного самоуправления по их запросу копию маршрутного журнала, а также обеспечить доступ указанных лиц к информации, передаваемой с использованием аппаратуры спутниковой навигации в порядке, предусмотренном договором на оказание услуг по транспортированию ТКО (пункт 30 Правил N 1156).
Так, АО "НЭО" не представило в материалы дела в подтверждение факта оказания услуг за заявленный период, например, заявки на вывоз ТКО, универсальный передаточный документ и подтверждения его отправки в адрес потребителя, маршрутные журналы, информацию по принятым на сортировку объемам ТКО, отвесы, квитанции о приемке ТКО, данные мониторинговой системы спутниковой навигации ГЛОНАСС.
Поскольку региональным операторам не представлено доказательств надлежащего исполнения обязательств, учитывая представленные многочисленные заявки, претензии и ответы надзорных инстанций, апелляционная коллегия судей признает выводы суда первой инстанции необоснованными, решение от 02.07.2023 в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене, апелляционная жалоба - удовлетворению.
Судебные расходы по иску и по апелляционной жалобе подлежат распределению в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.07.2023 по делу N А56-133980/2022 отменить, принять новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с акционерного общества "Невский экологический оператор" в пользу закрытого акционерного общества "Петрострой" 3 000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Жукова |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-133980/2022
Истец: АО "НЕВСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЕРАТОР"
Ответчик: ЗАО "ПЕТРОСТРОЙ"
Хронология рассмотрения дела:
06.02.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-28315/2023
06.02.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-21887/2023
13.10.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-28315/2023
02.07.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-133980/2022