12 февраля 2024 г. |
Дело N А26-2712/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Баженовой Ю.С., судей Рудницкого Г.М., Сапоткиной Т.И.,
рассмотрев 31.01.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19.06.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2023 по делу N А26-2712/2023,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Герцена, д. 13, ОГРН 1031000016850, ИНН 1001040110 (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ, о признании незаконными уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, адрес: 185028, Республика Карелия, г. Петрозаводск, Красная ул., д. 31, ОГРН 1041000051784, ИНН 1001048543 (далее - Управление), от 10.01.2023 N КУВД-001/2022-42697655/4 об отказе в государственном кадастровом учете.
Решением суда первой инстанции от 19.06.2023 уведомление признано незаконным, на Управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Министерства.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2023 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить решение от 19.06.2023 и постановление от 25.09.2023, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
По мнению подателя жалобы, суды при вынесении обжалуемых судебных актов не учли требования, установленные частью 1 статьи 60.2 Федерального закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Лица, участвующие в деле, извещены в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) на земельный участок площадью 28 800 кв.м с кадастровым номером 10:15:0020602:9 (далее - Участок), местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами Участка (почтовый адрес ориентира: Республика Карелия, Пудожский р-н, в северо-западной части Пудожского кадастрового р-на, участок 9, автодорога "Подъезд к д. Пяльма"), зарегистрировано 04.02.2016 право собственности Республики Карелия и право постоянного (бессрочного) пользования казенного учреждения Республики Карелия "Управление автомобильных дорог Республики Карелия" (далее - Учреждение).
В границах Участка расположено сооружение с кадастровым номером 10:15:0000000:8083 - автомобильная дорога "Подъезд к д. Пяльма" протяженностью 2115 м (далее - Дорога), которая включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Карелия, утвержденный распоряжением Правительства Республики Карелия от 01.11.2010 N 471р-П, в отношении нее на основании распоряжений Министерства государственной собственности и природных ресурсов Республики Карелия от 23.05.2005 N 305-р, от 20.03.2008 N 176-р зарегистрировано 06.09.2017 право собственности Республики Карелии и 25.10.2018 право оперативного управления Учреждения.
В целях уточнения местоположения границ и площади Участка Министерство обратилось к Управлению с заявлением о проведении кадастрового учета Участка, представив подготовленный кадастровым инженером межевой план, согласно которому площадь Участка, установленная по результатам кадастровых работ, на 1659 кв.м меньше площади, указанной в ЕГРН, что не противоречит пункту 32 статьи 26 Закона N 218-ФЗ.
Уведомлением Управления от 05.10.2022 N КУВД-001/2022-42697655/1 государственный кадастровый учет приостановлен по причине пересечения с границами лесного участка с кадастровым номером 10:15:0020602:106.
В связи с неустранением обстоятельств, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета, уведомлением Управления от 10.01.2023 N КУВД-001/2022-42697655/4 Управление отказало в государственном кадастровом учете Участка.
Министерство, посчитав отказ в кадастровом учете незаконным, обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, признал оспариваемое уведомление незаконным.
Апелляционный суд согласился с решением суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене.
По смыслу статьи 198 АПК РФ во взаимосвязи с нормами статьи 201 того же Кодекса основаниями для признания незаконными решений (действий, бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются несоответствие оспариваемых решений (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом N 218-ФЗ.
В части 1 статьи 60.2 Закона N 218-ФЗ установлено: если при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, права на который возникли до 1 января 2016 года и до даты внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ лесного участка, было выявлено пересечение границ такого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка.
В этом случае орган регистрации прав вносит в ЕГРН изменения описания местоположения границ и площади лесного участка в целях приведения их в соответствие с описанием местоположения границ, содержащимся в межевом плане земельного участка, представленном вместе с заявлением о государственном кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка или о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на земельный участок (часть 3 статьи 60.2 Закона N 218-ФЗ).
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в совокупности, установив, что согласно техническому паспорту от 01.01.1986 Дорога была построена с полосой отвода до 1990 года, суды двух инстанций, руководствуясь частью 1 статьи 60.2 Закона N 218-ФЗ, обоснованно посчитали, что у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в осуществлении кадастрового учета Участка в связи с уточнением его границ.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правомерности выводов судов, а лишь выражают несогласие с ними.
При рассмотрении дела суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19.06.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2023 по делу N А26-2712/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ю.С. Баженова |
Судьи |
Ю.С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В части 1 статьи 60.2 Закона N 218-ФЗ установлено: если при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, права на который возникли до 1 января 2016 года и до даты внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ лесного участка, было выявлено пересечение границ такого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка.
В этом случае орган регистрации прав вносит в ЕГРН изменения описания местоположения границ и площади лесного участка в целях приведения их в соответствие с описанием местоположения границ, содержащимся в межевом плане земельного участка, представленном вместе с заявлением о государственном кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка или о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на земельный участок (часть 3 статьи 60.2 Закона N 218-ФЗ).
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в совокупности, установив, что согласно техническому паспорту от 01.01.1986 Дорога была построена с полосой отвода до 1990 года, суды двух инстанций, руководствуясь частью 1 статьи 60.2 Закона N 218-ФЗ, обоснованно посчитали, что у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в осуществлении кадастрового учета Участка в связи с уточнением его границ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 февраля 2024 г. N Ф07-20999/23 по делу N А26-2712/2023