13 февраля 2024 г. |
Дело N А56-20293/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Кудина А.Г., Соколовой С.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Компакт-плюс" Атаманенко Ю.В. (доверенность от 25.02.2020), от Администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга Луговской Е.С. (доверенность от 14.11.2023 N 2-ф),
рассмотрев 07.02.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компакт-плюс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.07.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2023 по делу N А56-20293/2023,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Компакт-плюс", адрес: 199178, Санкт-Петербург, 19-я линия В.О., д. 34, корп. 4, лит. М, ОГРН 1037811055105, ИНН 7805062010 (далее - Общество, ООО "Компакт-плюс"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А, ОГРН 1027809242933, ИНН 7825413361 (далее - Управление, УФАС), от 19.01.2023 по делу N 44-197/23 о нарушении законодательства о контрактной системе.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечена Администрация Пушкинского района Санкт-Петербурга, адрес: 196601, Санкт-Петербург, Пушкин, Октябрьский б-р, д. 24, лит. А, ОГРН 1027809009755, ИНН 7820033454 (далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.07.2023, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2023, в удовлетворении заявления Обществу отказано.
В кассационной жалобе ООО "Компакт-плюс", ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новый - об удовлетворении заявленных требований.
Как указывает податель жалобы, поскольку предметом закупки являлись работы по ремонту, реставрации и приспособлению фасадов здания, являющегося объектом культурного наследия федерального значения, к современному использованию, то заказчику надлежало установить требование к участникам конкурса по представлению соответствующей лицензии с теми видами работ, которые поименованы в проектно-сметной документации, что выполнено не было; выводы Управления и судов об отсутствии со стороны Администрации нарушения требований пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) являются ошибочными.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Администрации возражала против ее удовлетворения.
УФАС надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя для участия в нем не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Администрация (заказчик) 22.12.2022 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru разместила извещение N 0172200002922000246 о проведении открытого конкурса в электронной форме на ремонт, реставрацию и приспособление фасадов здания к современному использованию объекта культурного наследия федерального значения "Богадельня Куракиных" (далее - обект культурного наследия) по адресу: Санкт-Петербург, г. Павловск, ул. Просвещения, д. 3, лит. А (далее - конкурс).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 43 500 658,26 руб.
ООО "Компакт-плюс" обратилось в Управление с жалобой на действия заказчика при проведении конкурса, выразившиеся в нарушении требований законодательства о контрактной системе. Как указывал заявитель, Администрация в конкурсной документации установила требование к участникам закупки о представлении лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - лицензия) по видами работ - ремонт и приспособление объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. По мнению Общества, исходя из предмета конкурса заказчику надлежало установить требование к участнику закупки о наличии лицензии со следующими видами работ:
- реставрация, консервация и воссоздание оснований, фундаментов, кладок, ограждающих конструкций и распорных систем:
- реставрация, консервация и воссоздание деревянных конструкций и деталей;
- реставрация, консервация и воссоздание декоративно-художественных покрасок, штукатурной отделки и архитектурно-лепного декора;
- реставрация, консервация и воссоздание конструкций и деталей из естественного и искусственного камней.
Решением УФАС от 19.01.2023 по делу N 44-197/23 жалоба Общества признана необоснованной.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Компакт-плюс" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Суды двух инстанций пришли к выводу о законности оспариваемого решения УФАС.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ при применении конкурентных способов заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу пункта 1 статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
Перечень работ, составляющих деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2022 N 67 "О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и признании утратившим силу некоторых актов правительства Российской Федерации" и содержит следующие виды:
- разработка проектной документации по консервации, реставрации и воссозданию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
- разработка проектной документации и технический надзор за проведением работ по консервации, реставрации и воссозданию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также по приспособлению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации для современного использования, включая реставрацию представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия;
- разработка проектной документации по ремонту и приспособлению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
- разработка проектной документации и технический надзор за проведением работ по ремонту и приспособлению инженерных систем и оборудования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации для современного использования и иных работ по ремонту и приспособлению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, не включающих реставрацию представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия;
- реставрация, консервация и воссоздание оснований, фундаментов, кладок, ограждающих конструкций и распорных систем;
- реставрация, консервация и воссоздание металлических конструкций и деталей;
- реставрация, консервация и воссоздание деревянных конструкций и деталей;
- реставрация, консервация и воссоздание декоративно-художественных покрасок, штукатурной отделки и архитектурно-лепного декора;
- реставрация, консервация и воссоздание конструкций и деталей из естественного и искусственного камней;
- реставрация, консервация и воссоздание произведений скульптуры и декоративно-прикладного искусства;
- реставрация, консервация и воссоздание живописи (монументальной, станковой);
- реставрация, консервация и воссоздание исторического ландшафта и произведений садово-паркового искусства;
- ремонт и приспособление объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
- ремонт объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и приспособление инженерных систем и оборудования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации для современного использования и иные работы по приспособлению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации для современного использования, не затрагивающие элементы объекта культурного наследия, представляющие собой историко-культурную ценность.
Управлением и судами установлено, что в качестве предмета закупки указаны работы по ремонту, реставрации и приспособлению фасадов здания к современному использованию объекта культурного наследия.
Суды, оценивая доводы Общества, согласились с выводом Управления о том, что применительно к предмету закупки является достаточным наличие лицензии по видам работ - ремонт и приспособление объектов культурного наследия. В обоснование указанного вывода суды сослались на утверждение Администрации, что в данной закупке основными работами по сохранению объекта культурного наследия являются работы по ремонту и приспособлению объекта культурного наследия.
Между тем данное утверждение не подтверждается конкурсной документацией.
Как справедливо отметило Общество и следует из представленной в материалы дела конкурсной документации, в качестве работ по сохранению объекта культурного наследия указаны только реставрация фасадов здания (комплекс работ по лепному декору, работы с естественным камнем, по дереву, малярные и штукатурные работы) и сопутствующие ей работы (комплекс работ по подоконным отливам, карнизному свесу, открытию тумб, устройству металлических оконных перемычек, замене бетонного крыльца и др.).
Вместе с тем доказательств того, что отсутствие в конкурсной документации, исходя из перечня требуемых работ (реставрация фасадов здания), требования о наличии лицензии по виду работ - реставрация и воссоздание объекта культурного наследия - нарушает конкуренцию на соответствующем товарном рынке и непосредственно права и законные интересы заявителя, Обществом не представлено.
В данном случае Администрация, отвечающая за результативность проводимой закупки, сочла достаточным установить требование о наличии лицензии по виду работ на ремонт и приспособление объектов культурного наследия, в связи с чем Управление не усмотрело нарушений требований Закона N 44-ФЗ.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.07.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2023 по делу N А56-20293/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компакт-плюс" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как справедливо отметило Общество и следует из представленной в материалы дела конкурсной документации, в качестве работ по сохранению объекта культурного наследия указаны только реставрация фасадов здания (комплекс работ по лепному декору, работы с естественным камнем, по дереву, малярные и штукатурные работы) и сопутствующие ей работы (комплекс работ по подоконным отливам, карнизному свесу, открытию тумб, устройству металлических оконных перемычек, замене бетонного крыльца и др.).
Вместе с тем доказательств того, что отсутствие в конкурсной документации, исходя из перечня требуемых работ (реставрация фасадов здания), требования о наличии лицензии по виду работ - реставрация и воссоздание объекта культурного наследия - нарушает конкуренцию на соответствующем товарном рынке и непосредственно права и законные интересы заявителя, Обществом не представлено.
В данном случае Администрация, отвечающая за результативность проводимой закупки, сочла достаточным установить требование о наличии лицензии по виду работ на ремонт и приспособление объектов культурного наследия, в связи с чем Управление не усмотрело нарушений требований Закона N 44-ФЗ.
...
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.07.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2023 по делу N А56-20293/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компакт-плюс" - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 февраля 2024 г. N Ф07-22810/23 по делу N А56-20293/2023