14 февраля 2024 г. |
Дело N А56-42731/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Баженовой Ю.С., судей Рудницкого Г.М., Сапоткиной Т.И.,
при участии от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области Ксенза А.Н. (доверенность от 09.01.2024 N 896), от общества с ограниченной ответственностью "Племенной завод Сосновское" Вечтомовой О.Д. (доверенность от 01.12.2023),
рассмотрев 31.01.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.07.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2023 по делу N А56-42731/2023,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Племенной завод Сосновское", адрес: 191186, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 32-34, лит. А, пом. 40Н, ОГРН 1057811870500, ИНН 7838330176 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, в котором просило признать незаконным и отменить решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, адрес: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1037843045734, ИНН 7815027624 (далее - Управление), от 06.04.2023 N КУВД-001/2022-27658993/23 об отказе в государственной регистрации прав и обязать осуществить государственную регистрацию перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером 47:03:1208003:57 от Общества к гражданке Российской Федерации - Артемьевой Нине Владимировне на основании заключенного между сторонами договора купли-продажи недвижимого имущества от 17.03.2022 N 20220317-322-В-57.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Артемьева Нина Владимировна.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.07.2023 признано незаконным решение Управления от 06.04.2023 N КУВД-001/2022-27658993/23 об отказе в государственной регистрации прав; на Управление возложена обязанность осуществить государственную регистрацию перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером 47:03:1208003:57 от Общества к гражданке Российской Федерации - Артемьевой Н.В. на основании заключенного между сторонами договора купли-продажи недвижимого имущества от 17.03.2022 N 20220317-322-В-57.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2023 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение от 13.07.2023 и постановление от 19.09.2023, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Податель жалобы считает, что по смыслу Градостроительного кодекса Российской Федерации необходимым основанием для наделения лица статусом застройщика является объект капитального строительства, расположенный на земельном участке, в отношении которого необходимо осуществить работы, направленные на изменение его основных характеристик путем строительства, реконструкции и капитального ремонта.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
С учетом разъяснений, изложенных в пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", приложенные к отзыву дополнительные доказательства не подлежат приобщению к материалам дела. Ввиду того, что они поступили в кассационный суд в электронном виде, их возврат Обществу на бумажном носителе не осуществляется.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Артемьева Н.В. извещена в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явилась, своего представителя не направила, в связи с чем жалоба рассмотрена в ее отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество (продавец) и гражданин Российской Федерации Артемьева Н.В. (покупатель) заключили договор от 17.03.2022 N 20220317-322-В-57 купли-продажи недвижимого имущества (далее - Договор), согласно которому продавец обязался передать в собственность покупателя, а покупатель - принять и оплатить земельный участок площадью 1626 кв.м с кадастровым номером 47:03:1208003:57, расположенный по адресу: Ленинградская обл., Приозерский р-н, тер. массив Снегиревка, ДНП Сосново, уч. 322 (далее - участок).
Покупатель исполнил свое обязательство по оплате стоимости земельного участка, что подтверждается соглашением о зачете от 17.03.2022 и платежными поручениями от 15.02.2021 N 24638, от 16.02.2021 N 978, от 30.03.2021 N 11639, от 10.06.2021 N 47781, от 10.06.2021 N 48054, от 11.06.2021 N 23112, от 12.07.2021 N 32578, от 01.09.2021 N 25219, от 30.09.2021 N 61100, от 01.11.2021 N 79927, от 02.12.2021 N 14486, от 12.01.2022 N 218, от 02.02.2022 N 87876, от 11.03.2022 N 85637.
Согласно пункту 3.1.2 Договора продавец обязан предоставить в Управление документы в отношении сторон и земельного участка, необходимые для регистрации перехода права собственности на участок.
01.07.2022 стороны обратились с заявлениями в Приозерский отдел Управления о государственной регистрации перехода права собственности в отношении земельного участка от продавца к покупателю.
Уведомлением от 12.07.2022 N КУВД-001/2022-27658993/3 Управление приостановило государственную регистрации прав в отношении участка, указав на необходимость в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 01.03.2022 N 81 "О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации" (далее - Указ N 81), от 05.03.2022 N 95 "О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами" (далее - Указ N 95) и протоколами заседаний Подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (далее - Подкомиссия) от 15.06.2022 N 63, от 21.06.2022 N 64/1 представить в регистрирующий орган документы, подтверждающие раскрытие информации о контроле над ними российскими юридическими или физическими лицами налоговым органам Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также документы, подтверждающие проведение расчета по договору купли-продажи с использованием счета "С".
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) участником Общества является общество с ограниченной ответственностью "Свердловка 60", единственным участником которого в свою очередь выступает Ундина Трейдинг Лимитед (страна происхождения Кипр).
Как видно из материалов дела Общество направило в адрес Подкомиссии сопроводительным письмом от 19.05.2022 N 19052022-2 заявление на выдачу в отношении Договора разрешения на осуществление (исполнение) сделки (операции) по форме, утвержденной протоколом заседания Подкомиссии от 10.03.2022 N 7 (л.д. 28, 30).
В дополнение к заявлению Общество направило в адрес Подкомиссии обращение от 21.06.2022 N 21062022-2, в котором сообщило, что осуществляет инженерные изыскания, строительство инженерных сетей для объектов капитального строительства на принадлежащих ему земельных участках, просило выдать разрешение в отношении Договора, а в случае отсутствия необходимости получать аналогичные разрешения по таким же сделкам в дальнейшем - направить соответствующие разъяснения (л.д. 29).
В ответ на указанные обращения Общество получило письма Департамента финансовой политики Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2022 N 05-07-13/56478, от 15.07.2022 N 05-04-20/68312 (л.д. 34, 36), в которых было сообщено, что Подкомиссией принято единогласное решение разрешить резидентам - юридическим лицам, являющимися застройщиками в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, которые находятся под контролем иностранных лиц, связанных с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских юридических и физических лиц недружественные действия, осуществление (исполнение) сделок (операций) с резидентами, влекущих за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество (протокол от 05.05.2022 N 43); указанное разрешение действует без ограничения срока.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Управление с заявлением о возобновлении государственной регистрации, приложив к нему ответ Департамента финансовой политики Министерства финансов Российской Федерации и дополнительные документы в подтверждение наличия у него статуса застройщика.
Уведомлением от 06.04.2023 N КУВД-001/2022-27658993/19 Управление отказало в государственной регистрации прав в связи с истечением срока приостановления регистрационных действий и неустранением причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации.
Посчитав отказ в государственной регистрации прав незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о наличии совокупности условий для удовлетворения требований Общества.
Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене в связи со следующим.
По смыслу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами статьи 201 того же Кодекса основаниями для признания незаконными решений (действий, бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются несоответствие оспариваемых решений (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, связанные с государственным кадастровым учетом объектов недвижимости и государственной регистрацией прав на объекты недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки (пункт 2).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Указа N 81 в качестве дополнительной временной меры экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации с 02.03.2022 установлен особый порядок осуществления (исполнения) резидентами следующих сделок (операций) с иностранными лицами, связанными с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия (в том числе если такие иностранные лица имеют гражданство этих государств, местом их регистрации, местом преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности или местом преимущественного извлечения ими прибыли от деятельности являются эти государства), и с лицами, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц, независимо от места их регистрации или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности (далее - лица иностранных государств, совершающих недружественные действия): сделки (операции) по предоставлению лицам иностранных государств, совершающих недружественные действия, кредитов и займов (в рублях), за исключением случаев, если предоставление кредитов и займов запрещено в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации; сделки (операции), влекущие за собой возникновение права собственности на ценные бумаги и недвижимое имущество, осуществляемые (исполняемые) с лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия.
Согласно подпункту "б" того же пункта Указа N 81 сделки (операции), предусмотренные подпунктом "а" настоящего пункта и пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 28.02.2022 N 79 "О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций", могут осуществляться (исполняться) на основании разрешений, выдаваемых Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации и при необходимости содержащих условия осуществления (исполнения) таких сделок (операций).
Во исполнение Указа N 81 постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2022 N 295 утверждены Правила выдачи Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации разрешений в целях реализации дополнительных временных мер экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации и иных разрешений, предусмотренных отдельными указами Президента Российской Федерации, а также реализации иных полномочий в указанных целях (далее - Правила). Так, указанными Правилами, в частности, утвержден порядок выдачи разрешений на осуществление (исполнение) сделок, влекущих за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество. Уполномоченным органом для приема заявлений о выдаче разрешения определено Министерство финансов Российской Федерации (пункт 4 Правил).
Сообщением от 26.05.2022 N 05-06-10/ВН-26829 Министерство финансов Российской Федерации опубликовало выписку из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 26.05.2022 N 43, согласно которой Подкомиссией принято единогласное решение разрешить без ограничения срока резидентам - юридическим лицам, являющимся застройщиками в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, которые находятся под контролем иностранных лиц, связанных с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских юридических и физических лиц недружественные действия, осуществление (исполнение) сделок (операций) с резидентами, влекущих за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество.
В соответствии с пунктом 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) застройщик - это физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика или которому в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 29.07.2017 N 218-ФЗ "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" передали на основании соглашений свои функции застройщика) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Суды, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, установили, что Общество на принадлежащих ему земельных участках, расположенных в Приозерском районе Ленинградской области вблизи дер. Снегиревка, на основании договоров подряда, в которых оно выступает в качестве заказчика, осуществляет строительство линейных объектов: дорог, сетей электроснабжения, водоснабжения и газоснабжения.
Поскольку данные действия Общества осуществляет для инженерно-технического обеспечения земельных участков на указанной территории, в том числе, участка, являющегося предметом Договора, суды на основании установленных по делу обстоятельств, не опровергнутых Управлением, обоснованно посчитали, что Общество по смыслу пункта 16 статьи 1 ГрК РФ является застройщиком, и им при обращении в регистрирующий орган были представлены все документы, необходимые для осуществления регистрационных действий.
В связи с тем, что Общество, местом регистрации которого согласно сведениям ЕГРЮЛ является Российская Федерация, не относится к лицам, указанным в пункте 12 Указа N 95 и протоколах заседаний Подкомиссии от 15.06.2022 N 63, от 21.06.2022 N 64/1, у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для требования от Общества в уведомлении от 12.07.2022 о приостановлении государственной регистрации прав документов, подтверждающих раскрытие информации о контроле над ними российскими юридическими или физическими лицами налоговым органам Российской Федерации, а также документов, подтверждающие проведение расчета по Договору с использованием счета "С".
С учетом изложенного, приняв во внимание содержащееся в выписке из протокола заседания Подкомиссии от 26.05.2022 N 43 разрешение без ограничения срока действия юридическим лицам, являющимся застройщиками по законодательству Российской Федерации, осуществлять сделки, влекущие за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество, и ответы Департамента финансовой политики Министерства финансов Российской Федерации на поданное Обществом заявление на выдачу разрешения на осуществление (исполнение) сделки и на последующие его обращения, суды пришли к правильному выводу о наличии совокупности условий для признания оспариваемого решения Управления незаконным.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правомерности выводов судов, а лишь выражают несогласие с ними, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем у кассационного суда отсутствуют основания для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.07.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2023 по делу N А56-42731/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ю.С. Баженова |
Судьи |
Ю.С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, установили, что Общество на принадлежащих ему земельных участках, расположенных в Приозерском районе Ленинградской области вблизи дер. Снегиревка, на основании договоров подряда, в которых оно выступает в качестве заказчика, осуществляет строительство линейных объектов: дорог, сетей электроснабжения, водоснабжения и газоснабжения.
Поскольку данные действия Общества осуществляет для инженерно-технического обеспечения земельных участков на указанной территории, в том числе, участка, являющегося предметом Договора, суды на основании установленных по делу обстоятельств, не опровергнутых Управлением, обоснованно посчитали, что Общество по смыслу пункта 16 статьи 1 ГрК РФ является застройщиком, и им при обращении в регистрирующий орган были представлены все документы, необходимые для осуществления регистрационных действий.
В связи с тем, что Общество, местом регистрации которого согласно сведениям ЕГРЮЛ является Российская Федерация, не относится к лицам, указанным в пункте 12 Указа N 95 и протоколах заседаний Подкомиссии от 15.06.2022 N 63, от 21.06.2022 N 64/1, у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для требования от Общества в уведомлении от 12.07.2022 о приостановлении государственной регистрации прав документов, подтверждающих раскрытие информации о контроле над ними российскими юридическими или физическими лицами налоговым органам Российской Федерации, а также документов, подтверждающие проведение расчета по Договору с использованием счета "С"."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 февраля 2024 г. N Ф07-20635/23 по делу N А56-42731/2023