16 февраля 2024 г. |
Дело N А56-38007/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Аникиной Е.А., Мунтян Л.Б.,
при участии от публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" Алексеевой Ж.В. (доверенность от 24.11.2023),
рассмотрев 16.01.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.06.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2023 по делу N А56-38007/2023,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 1", адрес: 197198, Санкт-Петербург, проспект Добролюбова, дом 16, корпус 2а, помещение 54Н, ОГРН 1057810153400 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании пункта 2 предписания от 07.03.2023 N 6-ВВ/2023, вынесенного Северо-Западным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, адрес: 191014, Санкт-Петербург, Литейный проспект, дом 39, ОГРН 1099847008546 (далее - Управление).
Решением суда первой инстанции от 01.06.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.09.2023 в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить.
Участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Управлением в отношении ПАО "ТГК-1" Северной Теплоэлектроцентрали (ТЭЦ-21) Филиала "Невский" была проведена внеплановая выездная проверка на основании решения о проведении внеплановой выездной проверки от 25.01.2023 N 6-ВВ/2023.
По результатам проверки 07.03.2023 составлен акт от N 6-ВВ/2023 и вынесено предписание N 6-ВВ/2023 об устранении выявленных нарушений сроком исполнения до 07.06.2023 (далее - Предписание).
В пункте 2 предписания указано, что в месте сброса сточных вод выпуска N 1 Северной теплоцентрали (ТЭЦ-21) филиала "Невский" ПАО "ТГК-1" в р. Охта 31.01.2023 зафиксировано наличие превышений концентраций загрязняющих веществ, по сравнению с предельно допустимыми концентрациями, установленными для водных объектов рыбохозяйственного водопользования, определенных пунктом 13 Условий пользования водным объектом, установленных Решением о предоставлении водного объекта в пользование, по следующим загрязняющим веществам: БПКполн. в 1,2 раза (3,7 мг/дм3), БПК-5 в 1,3 раза (2,8 мг/дм3), аммоний-ион в 2,2 раза (1,1 мг/дм3), АПАВ в 1,4 раза (0,137 мг/дм3), фенол в 2,3 раза (0,0023 мг/дм3), нефтепродукты в 2 раза (0,10 мг/дм3), алюминий в 19.3 раза (0,77 мг/дм3), железо в 16.8 раза (1,68 мг/дм3), марганец в 21 раз (0,21 мг/дм3), медь в 23 раза (0,023 мг/дм3), цинк в 3,3 раза (0,033 мг/дм3) (экспертное заключение ФГБУ "ЦЛАТИ по Северо-Западному ФО" по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний NN 011-З-23 от 27.02.2023), что является нарушением частей 1, 2 статьи 34, части 1 статьи 39 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ (далее - Закон N 7-ФЗ); части 1 статьи 44, части 6 статьи 56, пункта 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ).
Общество не согласилось с пунктом 2 предписания, в связи с чем обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды двух инстанций не усмотрели правовых и фактических оснований для удовлетворения заявления Общества.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Суды двух инстанций, исходя из положений части 3 статьи 3, статьи 34 Закона N 7-ФЗ, части 1 статьи 9, пункта 3 части 3 статьи 11, пункта 3 части 3 статьи 22, части 1 статьи 44, части 2 статьи 55, части 6 статьи 56, пункта 1 части 6 статьи 60 ВК РФ, констатировали, что решение о предоставлении объекта в пользование является одним из необходимых правоустанавливающих документов, предоставляющих право на осуществление сброса сточных вод в водный объект, а равно определяющих основные императивные параметры такой деятельности.
Суды, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, в том числе решение о предоставлении водного объекта в пользование от 07.08.2019 Рег. N 47-01.04.03.004-Р-РСБХ-С-2019-05217/00, установили, что вода в реке Охта в месте сброса сточных вод в результате их воздействия на водный объект должна отвечать требованиям к составу и свойствам воды водных объектов в соответствии с нормативами качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения.
Также суды указали, что ПАО "ТГК-1" Северной Теплоэлектроцентрали (ТЭЦ-21) Филиала "Невский", является водопользователем, на которого распространяются обязанности, предусмотренные водным законодательством Российской Федерации и законодательством в области охраны окружающей среды.
Суды заключили, что до начала осуществления деятельности по водоснабжению и водоотведению Обществу должны были быть известны требования водного законодательства о необходимости осуществления сброса сточных вод в соответствии с требованиями действующего природоохранного законодательства Российской Федерации.
В месте сброса сточных вод выпуска N 1 Северной теплоцентрали (ТЭЦ-21) филиала "Невский" ПАО "ТГК-1" в реке Охта 31.01.2023 зафиксировано наличие превышений концентраций загрязняющих веществ, по сравнению с предельно допустимыми концентрациями, установленными для водных объектов рыбохозяйственного водопользования, определенных пунктом 13 Условий пользования водным объектом, установленных Решением о предоставлении водного объекта в пользование, согласно Экспертному заключению ФГБУ "ЦЛАТИ по Северо-Западному ФО" по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний N 011-З-23 от 27.02.2023.
Суд кассационной инстанции полагает, что в данном случае выводы судов недостаточно обоснованы ввиду следующего.
Понятие сточных вод (как вод, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории) дано в пункте 19 статьи 1 ВК РФ.
В силу положений статей 11, 22 ВК РФ, юридическое лицо, которому в пользование предоставлен водный объект, обязано соблюдать требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных, в том числе дренажных вод.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 20 Закона N 7-ФЗ к нормативам качества окружающей среды относятся нормативы, установленные для химических показателей состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций.
В силу пункта 1 части 1 статьи 21 Закона N 7-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов.
Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды (часть 1 статьи 22 Закона N 7-ФЗ).
В части 3 статьи 22 ВК РФ установлено, что решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных, в том числе дренажных, вод дополнительно должно содержать:
1) указание места сброса сточных, в том числе дренажных, вод;
2) объем допустимых сбросов сточных, в том числе дренажных, вод;
3) требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных, в том числе дренажных, вод.
Согласно статье 35 ВК РФ нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах (часть 2).
Согласно положениям статьи 47 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1)
Сброс в водные объекты рыбохозяйственного значения и рыбоохранные зоны вредных веществ, предельно допустимые концентрации которых в водах водных объектов рыбохозяйственного значения не установлены, запрещается (часть 2).
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 881 "О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты", от 23.07.2007 N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" (далее - Постановление N 469) и от 28.06.2008 N 484 "О порядке разработки и утверждения нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения" в целях реализации части 1 статьи 47 Закона N 166-ФЗ установлен порядок разработки и утверждения нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения.
В абзаце втором пункта 1 Постановления 469 установлено, что при невозможности соблюдения указанных нормативов Федеральная служба по надзору в сфере природопользования может устанавливать лимиты на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов и при условии наличия согласованных со Службой планов снижения таких сбросов.
Аналогичное правило содержится в пункте 1.1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Возражая, Общество указало, что сброс загрязняющих веществ в составе сточных и (или) дренажных вод в водный объект реки Охта осуществляется ТЭЦ-21 на основании Разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты от 08.04.2022 N 20-15-С-22/23, которым установлены допустимые концентрации по каждому загрязняющему веществу в пределах лимита сброса, при этом, разрешение с временно установленными лимитами на сброс загрязняющих веществ получено ТЭЦ-21 уже в процессе пользования водным объектом, то есть после получения Решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Данный довод и представленные доказательства в нарушение положений статей 71, 168, 170, 271 АПК РФ не получили надлежащей правовой оценки со стороны судов первой и апелляционной инстанций.
Суд кассационной инстанции в силу полномочий, установленных статьей 286 и пунктом 2 статьи 287 АПК РФ, не обладает самостоятельным правом на установление обстоятельств дела, которые не были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций.
В соответствии с частью 1 статьи 288 АПК РФ основаниями для изменения или отмены постановления суда апелляционной инстанции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судом, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Исходя из того, что выводы судов сделаны без надлежащего исследования и оценки всех доводов и возражений сторон, судами допущено нарушение норм процессуального права, обжалуемые решение и постановление в силу пункта 3 статьи 287 АПК РФ подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду в соответствии со статьей 71 АПК РФ надлежит установить все имеющие существенное значение для дела обстоятельства на основании полного и всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в их совокупности и взаимосвязи и на основании их правовой оценки вынести законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.06.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2023 по делу N А56-38007/2023 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 881 "О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты", от 23.07.2007 N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" (далее - Постановление N 469) и от 28.06.2008 N 484 "О порядке разработки и утверждения нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения" в целях реализации части 1 статьи 47 Закона N 166-ФЗ установлен порядок разработки и утверждения нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения.
В абзаце втором пункта 1 Постановления 469 установлено, что при невозможности соблюдения указанных нормативов Федеральная служба по надзору в сфере природопользования может устанавливать лимиты на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов и при условии наличия согласованных со Службой планов снижения таких сбросов.
Аналогичное правило содержится в пункте 1.1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации""
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 февраля 2024 г. N Ф07-18816/23 по делу N А56-38007/2023
Хронология рассмотрения дела:
28.08.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-19023/2024
25.04.2024 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-38007/2023
16.02.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-18816/2023
19.09.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-23471/2023
01.06.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-38007/2023