г. Санкт-Петербург |
|
28 августа 2024 г. |
Дело N А56-38007/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 августа 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мильгевской Н.А.
судей Зотеевой Л.В., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Риваненковым А.И.
при участии:
от заявителя: Горбова А.Ю. по доверенности от 07.10.2022;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19023/2024) Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.04.2024 по делу N А56-38007/2023 (судья Синицына Е.В.), принятое
по заявлению публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1"
к Северо-Западному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
об оспаривании
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 1" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании пункта 2 предписания от 07.03.2023 N 6-ВВ/2023, вынесенного Северо-Западным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление).
Решением суда первой инстанции от 01.06.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.09.2023 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.02.2024 решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.06.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2023 по делу N А56-38007/2023 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Решением суда первой инстанции от 25.04.2024 пункт 2 предписания N 6-ВВ/2023 от 07.03.2023 признан недействительным, с Управления в пользу Общества взысканы 3000 руб. расходов по оплате госпошлины.
Не согласившись с вынесенным решением, Управление обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Определением суда апелляционной инстанции от 20.06.2024 апелляционная жалоба принята к производству, дело назначено к судебному разбирательству в судебном заседании на 19.08.2024.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве; Управление извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направило, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, Управлением в отношении ПАО "ТГК-1" Северной Теплоэлектроцентрали (ТЭЦ21) Филиала "Невский" была проведена внеплановая выездная проверка на основании решения о проведении внеплановой выездной проверки от 25.01.2023 N 6-ВВ/2023.
По результатам проверки 07.03.2023 составлен акт от N 6-ВВ/2023 и вынесено предписание N 6-ВВ/2023 об устранении выявленных нарушений сроком исполнения до 07.06.2023 (далее - Предписание).
В пункте 2 предписания указано, что в месте сброса сточных вод выпуска N 1 Северной теплоцентрали (ТЭЦ-21) филиала "Невский" ПАО "ТГК-1" в р. Охта 31.01.2023 зафиксировано наличие превышений концентраций загрязняющих веществ, по сравнению с предельно допустимыми концентрациями, установленными для водных объектов рыбохозяйственного водопользования, определенных пунктом 13 Условий пользования водным объектом, установленных Решением о предоставлении водного объекта в пользование, по следующим загрязняющим веществам: БПКполн. в 1,2 раза (3,7 мг/дм3), БПК-5 в 1,3 раза (2,8 мг/дм3), аммоний-ион в 2,2 раза (1,1 мг/дм3), АПАВ в 1,4 раза (0,137 мг/дм3), фенол в 2,3 раза (0,0023 мг/дм3), нефтепродукты в 2 раза (0,10 мг/дм3), алюминий в 19.3 раза (0,77 мг/дм3), железо в 16.8 раза (1,68 мг/дм3), марганец в 21 раз (0,21 мг/дм3), медь в 23 раза (0,023 мг/дм3), цинк в 3,3 раза (0,033 мг/дм3) (экспертное заключение ФГБУ "ЦЛАТИ по Северо-Западному ФО" по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний NN 011-З-23 от 27.02.2023), что является нарушением частей 1, 2 статьи 34, части 1 статьи 39 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ (далее - Закон N 7-ФЗ); части 1 статьи 44, части 6 статьи 56, пункта 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ).
Не согласившись с пунктом 2 вынесенного предписания, Общество оспорило его в судебном порядке.
В обжалуемом решении суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требования к сбрасываемым сточным водам ТЭЦ-21, обеспечивающие достижение нормативного качества воды в водном объекте, в настоящее время установлены Разрешением, что явилось основанием для признания пункта 2 Предписания недействительным.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта в силу следующего.
Понятие сточных вод (как вод, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории) дано в пункте 19 статьи 1 ВК РФ.
В силу положений статей 11, 22 ВК РФ, юридическое лицо, которому в пользование предоставлен водный объект, обязано соблюдать требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных, в том числе дренажных вод.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 20 Закона N 7-ФЗ к нормативам качества окружающей среды относятся нормативы, установленные для химических показателей состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций.
В силу пункта 1 части 1 статьи 21 Закона N 7-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов.
Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды (часть 1 статьи 22 Закона N 7-ФЗ).
В части 3 статьи 22 ВК РФ установлено, что решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных, в том числе дренажных, вод дополнительно должно содержать:
1) указание места сброса сточных, в том числе дренажных, вод;
2) объем допустимых сбросов сточных, в том числе дренажных, вод;
3) требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных, в том числе дренажных, вод.
Согласно статье 35 ВК РФ нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах (часть 2).
Согласно положениям статьи 47 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1).
Сброс в водные объекты рыбохозяйственного значения и рыбоохранные зоны вредных веществ, предельно допустимые концентрации которых в водах водных объектов рыбохозяйственного значения не установлены, запрещается (часть 2).
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 881 "О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты", от 23.07.2007 N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" (далее - Постановление N 469) и от 28.06.2008 N 484 "О порядке разработки и утверждения нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения" в целях реализации части 1 статьи 47 Закона N 166-ФЗ установлен порядок разработки и утверждения нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения.
В абзаце втором пункта 1 Постановления 469 установлено, что при невозможности соблюдения указанных нормативов Федеральная служба по надзору в сфере природопользования может устанавливать лимиты на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов и при условии наличия согласованных со Службой планов снижения таких сбросов.
Аналогичное правило содержится в пункте 1.1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Возражая, Общество указало, что сброс загрязняющих веществ в составе сточных и (или) дренажных вод в водный объект реки Охта осуществляется ТЭЦ-21 на основании Разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты от 08.04.2022 N 20-15-С-22/23, которым установлены допустимые концентрации по каждому загрязняющему веществу в пределах лимита сброса, при этом, разрешение с временно установленными лимитами на сброс загрязняющих веществ получено ТЭЦ-21 уже в процессе пользования водным объектом, то есть после получения Решения о предоставлении водного объекта в пользование.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 23.01.2023 N 63 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. N 353 и признании утратившим силу отдельного положения постановления Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2022 г. N 1589, срок действия Разрешения с установленными лимитами на сброс загрязняющих веществ, выданного ТЭЦ-21 продлен на 12 месяцев.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что требования к сбрасываемым сточным водам ТЭЦ-21, обеспечивающие достижение нормативного качества воды в водном объекте, в настоящее время установлены Разрешением.
Довод апелляционной жалобы о том, что при проведении проверки лимиты, установленные разрешением были учтены - отклоняются судом апелляционной инстанции, так как не соответствует фактическим обстоятельствам дела, поскольку, оспариваемый пункт предписания указывает на несоблюдение пункта 13 Условий пользования водным объектом, установленных решением о предоставлении водного объекта в пользование, при этом лимиты от 08.04 2022 N 20-15-022/23, установленные Управлением, в данном случае не учтены.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Управления не имеется.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25 апреля 2024 года по делу N А56-38007/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Мильгевская |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-38007/2023
Истец: ПАО "ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ N1"
Ответчик: Северо-Западное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Хронология рассмотрения дела:
28.08.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-19023/2024
25.04.2024 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-38007/2023
16.02.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-18816/2023
19.09.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-23471/2023
01.06.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-38007/2023