19 февраля 2024 г. |
Дело N А26-11126/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Родина Ю.А., Трощенко Е.И.,
при участии от Министерства финансов Республики Карелия представителя Гарбузовой К.В. (доверенность от 15.06.2023), от Администрации Петрозаводского городского округа представителя Милющенко Ж.В. (доверенность от 25.12.2023),
рассмотрев 01.02.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелии от 19.04.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2023 по делу N А26-11126/2022,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Петрозаводского городского округа, адрес: 185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 2, ОГРН 1021000538481, ИНН 1001040505 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с исковым заявлением о взыскании с Республики Карелия в лице Министерства финансов Республики Карелия, адрес: 185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 19, ОГРН 1031000011107, ИНН 1001040590 (далее - Министерство), за счет казны Республики Карелия 19 075 389,90 руб. убытков, причиненных бюджету Петрозаводского городского округа в связи с предоставлением жилых помещений гражданам-инвалидам.
Решением суда первой инстанции от 19.04.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.09.2023, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение и постановление, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.
По мнению подателя жалобы, Администрация при расчете суммы убытков использовала статистические данные, необоснованно применяя категорию "все типы квартир" при том, что квартиры, предоставленные по договорам социального найма во внеочередном порядке гражданам не соответствуют категории "элитные квартиры" и "квартиры улучшенного качества". Суды не приняли во внимание, что по аналогичным спорам размер компенсации убытков рассчитывался на основании данных Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации из расчета норматива средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья по конкретному субъекту. Суды ошибочно признали обоснованными требования истца о взыскании стоимости работ по проведению капитального ремонта в передаваемых жилых помещениях, поскольку проведение капитального ремонта относится к обязанностям собственника помещения, которым являлась Администрация.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Администрации возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, вступившими в законную силу решениями Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 21.10.2020 по делу N 2-6009/2020, от 01.07.2014 по делу N 2-5524/11, от 22.12.2020 по делу N 2-6779/2020, от 11.12.2017 по делу N 2-7701/2017, от 22.01.2016 по делу N 2-962/2016, от 10.12.2019 по делу N 2-8299/2019 на Администрацию возложена обязанность предоставить гражданам Имшиновой А.А., Кулешовой (Филиной) О.Г., Игноевой А.Д., Немовой Д.М., Тихоновой Ю.Г. и Нерсисян Н.Б., относящимся к категории инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, жилые помещения во внеочередном порядке в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ).
Во исполнение решений суда общей юрисдикции Администрация на основании постановлений от 01.10.2021 N 2621, от 28.09.2020 N 2630, от 29.09.2021 N 2591, от 17.06.2021 N 1518, от 19.05.2021 N 1167, от 25.08.2021 N 2255 вне очереди предоставила гражданам, имеющим право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке, на праве социального найма жилые помещения - квартиры, заключив с гражданами договоры социального найма жилых помещений.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия средняя стоимость 1 кв.м на рынке вторичного жилья в городе Петрозаводске на дату заключения договоров социального найма во 2 квартале 2021 года сформировалась в сумме 60 381 руб., в 3 квартале 2021 года - 66 340 руб., в 4 квартале 2021 года - 69 859 руб., соответственно, расходы на приобретение жилых помещений составили 17 179 157,30 руб.
Кроме того, общая сумма расходов на выполнение работ по капитальному ремонту жилых помещений, предоставленных Кулешовой О.Г., Немовой Д.М., Тихоновой Ю.Г. и Нерсисян Н.Б., составила 1 896 232,59 руб.
Полагая, что расходы местного бюджета на приобретение жилых помещений, а также на выполнение работ по капитальному ремонту жилых помещений, подлежат компенсации за счет средств бюджета Республики Карелия, Администрация направила в адрес Министерства претензию от 14.11.2022 с требованием возмещения убытков в сумме 19 075 389,90 руб.
Поскольку претензия оставлена Министерством без удовлетворения, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанции удовлетворили исковые требования в полном объеме.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, страдающих тяжелыми формами заболеваний, отнесены к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди (пункт 4 части 1 статьи 51, пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Из системного толкования статей 17, 28.2 Закона N 181-ФЗ и с учетом разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", следует, что обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Указанный подход согласуется с правовой позицией, изложенной в пункте 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016.
Учитывая правовое регулирование и разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу о наличии у субъекта Российской Федерации (Республики Карелия) обязанности по возмещению затрат истца на предоставление жилья льготной категории граждан, а также расходов на оплату ремонтных работ, работ по переоборудованию и перепланировке помещений под потребности маломобильных групп населения в отсутствие передачи муниципальному образованию соответствующих государственных полномочий, а также финансовых и материальных средств, необходимых для реализации этих полномочий.
Суды проверили и обоснованно отклонили доводы Министерства о пропуске Администрацией срока исковой давности при обращении в суд с настоящим иском в части предоставления жилых помещений Кулешовой О.Г. и Немовой Д.М. на общую сумму 7 712 433,36 руб. При этом суды с учетом положений статей 196 и 200 ГК РФ правомерно исходили из того, что Администрации стало известно о нарушении ее прав и причинении убытков в момент несения расходов на приобретение жилых помещений, то есть в 2021 году, тогда как с иском в суд Администрация обратилась 27.12.2022, то есть в пределах срока исковой давности.
Из пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.
Суды отметили, что в рассматриваемом случае для определения цены компенсации должны учитываться фактически понесенные расходы в пределах рыночных цен в размере, достаточном для предоставления истцом жилых помещений с тождественными характеристиками.
Размер убытков определен Администрацией с применением информации Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия о средней стоимости 1 кв.м на рынке вторичного жилья в городе Петрозаводске на дату заключения договоров социального найма, а также дату фактической передачи гражданам помещений, данный расчет проверен судами двух инстанций и признан правильным.
Суды заключили, что оснований для применения при расчете убытков сведений о стоимости 1 кв.м квартир "низкого качества" на вторичном рынке г. Петрозаводска в рассматриваемом случае не имеется. Исходя из качественных характеристик каждой из квартир и многоквартирных домов, в которых данные квартиры находятся, спорные квартиры необходимо отнести к категории квартир улучшенного качества, в связи с чем применение статистических сведений по категории "все типы квартир" является допустимым.
Необходимость применения иного подхода Министерством в кассационной жалобе не обоснована.
Ссылки Министерства на сведения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации из расчета норматива средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Республике Карелия суды отклонили, так как согласно подпункту 5.38 пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1038 акты Минстроя России об определении норматива стоимости 1 кв.м общей площади жилья по субъектам Российской Федерации подлежат применению для расчета размеров социальных выплат для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств федерального бюджета.
В отношении расчета истца по квартире, расположенной по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Максима Горького, д. 11, кв. 47, переданной по акту от 03.11.2020, выполненному исходя из стоимости 1 кв.м на вторичном рынке "все типы квартир" за 4 квартал 2021 года, апелляционный суд пришел к выводу, что в соответствии с дополнительным соглашением от 01.12.2021 к договору социального найма жилого помещения от 03.11.2020 N 84-О датой фактической передачи нанимателю жилого помещения является 22.11.2021. Следовательно, при расчете Администрацией правомерно применены сведения о стоимости 1 кв.м за 4 квартал 2021 года.
Выполнение Администрацией как собственником обязанностей по содержанию принадлежащего ему имущества - жилых помещений (в том числе выполнение ремонтных работ, работ по перепланировке) не исключает обязанность Министерства возместить понесенные в связи с такими работами расходы.
Согласно решениям судов об обязании предоставить гражданам жилые помещения на Администрацию возложена обязанность по передаче гражданам в натуре таких жилых помещений, которые должны соответствовать санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, а также в отдельных случаях специальным требованиям.
Исполнение указанного требования возможно несколькими способами и Администрацией в рассматриваемом случае правомерно выбраны такие способы исполнения судебных решений о предоставлении жилья гражданам как: предоставление жилого помещения гражданину, полученного путем создания его из нежилого помещения с соблюдением всех предъявляемых к жилым помещениям норм и требований; предоставление жилья гражданину после приведения его в соответствии с предъявляемым к нему требованиям и нормам.
В подтверждение фактических расходов на проведение работ по ремонту и переустройству спорных квартир на сумму 1 896 232,59 руб. Администрация представила муниципальные контракты на выполнение работ по капитальному ремонту жилых помещений, локальные сметы, акты о приемке выполненных работ по форме КС-2, платежные поручения на оплату выполненных работ в указанной выше сумме.
При таких обстоятельствах судебные инстанции обоснованно удовлетворили требования Администрации о возмещении за счет средств бюджета Республики Карелия убытков в размере 19 075 389,90 руб.
Доводы кассационной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы значение для принятия судебных актов по существу, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов.
Поскольку фактические обстоятельства установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19.04.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2023 по делу N А26-11126/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 февраля 2024 г. N Ф07-20417/23 по делу N А26-11126/2022