г. Санкт-Петербург |
|
25 сентября 2023 г. |
Дело N А26-11126/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от истца (заявителя): предст. Алюшкевич К.В. - доверенность от 29.12.2022 (онлайн)
от ответчика (должника): предст. Гарбузова К.В. - доверенность от 15.06.2023
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18227/2023) Министерства финансов Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19.04.2023 по делу N А26-11126/2022 (судья Лайтинен В.Э.), принятое
по иску Администрации Петрозаводского городского округа
к Министерству финансов Республики Карелия
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Администрация Петрозаводского городского округа (ОГРН: 1021000538481, ИНН: 1001040505, далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с исковым заявлением о взыскании с Республики Карелия в лице Министерства финансов Республики Карелия (ОГРН: 1031000011107, ИНН: 1001040590, далее - ответчик, Министерство) за счет казны Республики Карелия 19075389 руб. 90 коп. убытков, причиненных бюджету Петрозаводского городского округа в связи с предоставлением жилых помещений гражданам-инвалидам.
Решением суда первой инстанции от 19.04.2023 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда от 19.04.2023 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Податель жалобы ссылается на то, что истец при расчете суммы убытков использует статистические данные, необоснованно применяя категорию "все типы квартир", к которой согласно ответу Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия от 24.03.2023 N МН-Т10-08.2/1606-ИС относятся квартиры низкого, среднего (типового), улучшенного качества и элитные квартиры, при том, что квартиры, предоставленные истцом по договорам социального найма во внеочередном порядке гражданам не соответствуют категории "элитные квартиры" и "квартиры улучшенного качества". Податель жалобы также указывает на то, что суд первой инстанции не принял во внимание аналогичные споры, где размер компенсации убытков, рассчитывался на основании данных Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации из расчета норматива средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья по конкретному субъекту. Податель жалобы также указывает на то, что суд первой инстанции необоснованно принял расчет истца по квартире, расположенной по адресу: Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Максима Горького, д. 11, кв. 47, переданной по акту от 03.11.2020, при этом истец в расчете применил стоимость 1 кв.м на вторичном рынке "все типы квартир" за 4 квартал 2021 года. По мнению подателя жалобы, суд также неправомерно посчитал обоснованными требования истца о взыскании стоимости работ по проведению капитального ремонта в передаваемых жилых помещениях, поскольку проведение капитального ремонта относится к обязанностям собственника помещения (Администрация). Также податель жалобы указывает на то, что предоставление Администрацией во исполнение решений суда жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке не влечет за собой утрату жилых помещений в указанной в исковом заявлении сумме, причинно-следственная связь между исполнением обязанности по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и их последующим выбытием из муниципальной собственности в процессе приватизации отсутствует.
Протокольным определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2023 рассмотрение апелляционной жалобы Министерства на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19.04.2023 по делу N А26-11126/2022 отложено на 22.08.2023.
Определением заместителя председателя Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2023 в составе суда, рассматривающего дело N А26-11126/2022, произведена замена в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ): судьи Протас Н.И. и Титова М.Г., в связи с нахождением в отпуске, заменены на судей Зотееву Л.В. и Фуркало О.В.; рассмотрение апелляционной жалобы начато с начала.
В судебном заседании 22.08.2023 представитель Министерства поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Администрации возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, вступившими в законную силу решениями Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 21.10.2020 по делу N 2-6009/2020, от 01.07.2014 N 2-5524/11, от 22.12.2020 по делу N 2-6779/2020, от 11.12.2017 по делу N 2-7701/2017, от 22.01.2016 по делу N 2-962/2016, от 10.12.2019 по делу N 2-8299/2019 на Администрацию возложена обязанность предоставить гражданам Имшиновой А.А., Кулешовой (Филиной) О.Г., Игноевой А.Д., Немовой Д.М., Тихоновой Ю.Г. и Нерсисян Н.Б., относящимся к категории инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, жилые помещения во внеочередном порядке в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Федеральным законом от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ).
Во исполнение решений суда общей юрисдикции Администрация на основании постановлений от 01.10.2021 N 2621, от 28.09.2020 N 2630, от 29.09.2021 N 2591, от 17.06.2021 N 1518, от 19.05.2021 N 1167, от 25.08.2021 N2255 вне очереди предоставила гражданам, имеющим право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке, на праве социального найма жилые помещения - квартиры, заключив с гражданами договоры социального найма жилых помещений от 07.10.2021 N 386-О, от 03.11.2020 N 84-О, от 07.10.2021 N385-О, от 09.11.2021 N 387-О от 27.05.2021 N 275-О, от 26.08.2021 N 357-О.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия средняя стоимость 1 кв.м на рынке вторичного жилья в городе Петрозаводске на дату заключения договоров социального найма во 2 квартале 2021 года сформировалась в сумме 60381 руб., в 3 квартале 2021 года - 66340 руб., в 4 квартале 2021 года - 69859 руб., соответственно, расходы на приобретение жилых помещений составили 17179157,30 руб., в том числе:
- по договору социального найма жилого помещения от 07.10.2021 N 386-О, заключенному с Имшиновой А.А. на передачу жилого помещения площадью 35,3 кв.м, - 2466022,70 руб.,
- по договору социального найма жилого помещения от 03.11.2020 N 84-О, заключенному с Кулешовой О.Г. (прежняя фамилия согласно свидетельству о заключении брака - Филина (л.д. 1 том 4)) на передачу жилого помещения площадью 79,9 кв.м, - 5581734,10 руб.,
- по договору социального найма жилого помещения от 07.10.2021 N 385-О, заключенному с Игноевой А.Д. на передачу жилого помещения площадью 32,2 кв.м, - 2249459,80 руб.,
- по договору социального найма жилого помещения от 09.11.2021 N 387-О, заключенному с Немовой Д.М. на передачу жилого помещения площадью 30,5 кв.м, - 2130699,50 руб.,
- по договору социального найма жилого помещения от 27.05.2021 N 275-О, заключенному с Тихоновой Ю.Г. на передачу жилого помещения площадью 43,2 кв.м, - 2608459,20 руб.,
- по договору социального найма жилого помещения от 26.08.2021 N 357-О, заключенному с Нерсисян Н.Б. на передачу жилого помещения площадью 32,3 кв.м, - 2142782 руб.
Кроме того, общая сумма расходов на выполнение работ по капитальному ремонту жилых помещений, предоставленных Кулешовой О.Г., Немовой Д.М., Тихоновой Ю.Г. и Нерсисян Н.Б., составила 1896232,59 руб.
Полагая, что расходы местного бюджета на приобретение жилых помещений, а также на выполнение работ по капитальному ремонту жилых помещений, подлежат компенсации за счет средств бюджета Республики Карелия, Администрация направила в адрес Министерства претензию от 14.11.2022 с требованием возмещения убытков в сумме 19075389 руб. 90 коп.
Указанная претензия оставлена Министерством без удовлетворения, что послужило основанием для обращения Администрации в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования Администрации в полном объеме.
Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Министерства и отмены решения суда первой инстанции от 19.04.2023 в вязи со следующим.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к способам защиты гражданских, в том числе имущественных, прав отнесено возмещение убытков. Следовательно, защите в рамках гражданско-правового регулирования подлежат имущественные права и публично-правовых образований. При этом привлечение к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков другого публично-правового образования положениями пункта 6 статьи 8 и статьи 15 ГК РФ не исключается.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Одной из мер социальной поддержки, оказываемых инвалидам и семьям, имеющих детей-инвалидов, в соответствии со статьями 17 и 28.2 Закона N 181-ФЗ определено предоставление жилых помещений в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу положений пункта 4 части 1 статьи 51, пункта 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, страдающих тяжелыми формами заболеваний, отнесены к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди.
Частью 3 статьи 49 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, инвалидам по договорам социального найма предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 49 ЖК РФ категориям граждан, указанным в части 3 данной статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 17 Закона N 181-ФЗ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Из системного толкования статей 17, 28.2 Закона N 181-ФЗ и с учетом разъяснений, изложенных в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", следует, что обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Указанный подход согласуется с правовой позицией, изложенной в пункте 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016.
Учитывая правовое регулирование и разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у субъекта Российской Федерации (Республики Карелия) обязанности по возмещению как затрат истца в сумме 17179157,30 руб. на предоставление жилья льготной категории граждан, предусмотренной Законом N 181-ФЗ, так и расходов на оплату ремонтных работ, работ по переоборудованию и перепланировке помещений под потребности маломобильных групп населения в сумме 1896232,59 руб., в отсутствие передачи муниципальному образованию соответствующих государственных полномочий, а также финансовых и материальных средств, необходимых для реализации этих полномочий.
При этом судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы Министерства о пропуске Администрацией срока исковой давности при обращении в суд с настоящим иском в части предоставления жилых помещений Кулешовой О.Г. и Немовой Д.М. на общую сумму 7712433,36 руб. Суд первой инстанции с учетом положений статей 196 и 200 ГК РФ правомерно исходил из того, что Администрации стало известно о нарушении ее прав и причинении убытков в момент несения расходов на приобретение жилых помещений, то есть в 2021 году, тогда как с иском в суд Администрация обратилась 27.12.2022, то есть в пределах срока исковой давности.
Доводы подателя жалобы об отсутствии причинно-следственной связи между действиями ответчика и возникшими у истца расходами, о необоснованности расчета исковых требований исходя из статистических сведений по категории "все типы квартир" отклоняются судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
В силу статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Возмещение убытков в полном размере означает, что в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом.
Как разъяснено в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 25), применяя статью 15 ГК РФ, следует учитывать, что по общему правилу лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Возмещение убытков в меньшем размере возможно в случаях, предусмотренных законом или договором в пределах, установленных гражданским законодательством.
В пункте 12 Постановления N 25 также разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.
В рассматриваемом случае, как обоснованно указал суд первой инстанции, в качестве противоправного поведения, наличие которого является необходимым для взыскания убытков, выступает бездействие Республики Карелия, выразившееся в неисполнении своих обязанностей по предоставлению жилых помещений инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшим на учет после 01.01.2005, не предоставлении межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета в целях реализации Администрацией полномочий по предоставлению жилых помещений инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, и семьям, имеющим детей-инвалидов.
Невыполнение Республикой Карелия в лице Министерства установленной законом обязанности по финансированию обеспечения жилым помещением инвалидов в рамках бюджетных правоотношений повлекло за собой возникновение у муниципального образования Петрозаводского городского округа убытков, взыскание которых регулируется нормами гражданского законодательства.
В отношении цены жилых помещений в целях установления стоимости затрат по приобретению квартир гражданам, указанным в исковом заявлении, действует установленный пунктом 1 статьи 15 ГК РФ принцип возмещения как причиненных, так и подлежащих несению убытков в полном объеме.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, для определения цены компенсации должны учитываться фактически понесенные расходы в пределах рыночных цен в размере, достаточном для предоставления истцом жилых помещений с тождественными характеристиками.
По официальным данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия средняя стоимость 1 кв.м на рынке вторичного жилья в городе Петрозаводске на дату заключения договоров социального найма, а также дату фактической передачи гражданам помещений, во 2 квартале 2021 года сформировалась в сумме 60381 руб., в 3 квартале 2021 года - 66340 руб., в 4 квартале 2021 года - 69859 руб., соответственно, расходы Администрации на приобретение жилых помещений составили 17179157 руб. 30 коп.
Размер убытков проверен судом первой инстанции и признан обоснованным, поскольку для определения цены компенсации должны учитываться расходы в пределах рыночных цен в размере, достаточном для приобретения и предоставления указанной выше категории граждан квартир с соответствующими характеристиками. Оснований для применения при расчете убытков сведений о стоимости 1 кв.м квартир "низкого качества" на вторичном рынке г.Петрозаводска в рассматриваемом случае не имеется; ответчиком не опровергнуты приведенные истцом в суде первой инстанции доводы о том, что исходя из качественных характеристик каждой из квартир и многоквартирных домов, в которых данные квартиры находятся, спорные квартиры необходимо отнести к категории квартир улучшенного качества, в связи с чем применение статистических сведений по категории "все типы квартир" является допустимым.
Довод ответчика о необходимости исчисления размера компенсации убытков на основании данных Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации из расчета норматива средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Республике Карелия (приказы Минстроя России от 28.09.2021 N 699/пр, от 29.09.2020 N557/пр, от 28.09.2021 N 699/пр, от 26.02.2021 N 94/пр, от 07.06.2021 N 358/пр), обоснованно отклонен судом первой инстанции ввиду того, что согласно подпункту 5.38 пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1038 "О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации" акты Минстроя России об определении норматива стоимости 1 кв.м общей площади жилья по субъектам Российской Федерации подлежат применению для расчета размеров социальных выплат для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств федерального бюджета.
Довод подателя жалобы о том, что суд первой инстанции необоснованно принял расчет истца по квартире, расположенной по адресу: Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Максима Горького, д. 11, кв. 47, переданной по акту от 03.11.2020, исходя из стоимости 1 кв.м на вторичном рынке "все типы квартир" за 4 квартал 2021 года, отклоняются судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, в соответствии с дополнительным соглашением от 01.12.2021 к договору социального найма жилого помещения от 03.11.2020 N 84-О, заключенному с гр. Кулешовой О.Г. (наниматель), датой фактической передачи нанимателю жилого помещения по адресу: Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Максима Горького, д. 11, кв. 47 и фактического его принятия нанимателем установлена 22.11.2021 (том 1 л.д.32). Данное дополнительное соглашение от 01.12.2021 к договору социального найма жилого помещения от 03.11.2020 N 84-О было заключено в связи с завершением работ по подключению жилого помещения к сетям электроснабжения многоквартирного жилого дома.
Таким образом, истец правомерно при расчете суммы убытков по квартире, расположенной по адресу: Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Максима Горького, д. 11, кв. 47, исходил из стоимости 1 кв.м за 4 квартал 2021 года.
Суд первой инстанции также правомерно отклонил доводы Министерства о необоснованности требований истца о взыскании стоимости работ по проведению капитального ремонта в передаваемых жилых помещениях, со ссылками на то, что в силу статьи 210 ГК РФ проведение капитального ремонта относится к обязанностям собственника помещения (Администрации).
Как обоснованно отметил суд первой инстанции, надлежащее выполнение собственником жилого помещения обязанностей по содержанию принадлежащего ему имущества не может рассматриваться при возникших правоотношениях по возмещению убытков по исполнению государственных полномочий органом местного самоуправления.
Согласно вынесенным решениям судов об обязании предоставить гражданам жилые помещения, предметом данных обязательств является передача гражданам в натуре таких жилых помещений, которые должны соответствовать санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, а также в отдельных случаях специальным требованиям, например требованиям Свода правил СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 01.07.2014 по делу N 21-5524/11 по иску Кулешовой (Филиной) О.В.).
Исполнение указанного требования возможно несколькими способами:
- покупка за счет собственных бюджетных средств жилого помещения с целью последующего предоставления его гражданину,
- строительство жилого помещения с целью дальнейшего предоставления его гражданину,
- создание (переоборудование) жилого помещения с целью последующего предоставления его гражданам или изменение помещения, чтобы оно было возможно для использования его для проживания граждан и т.д.
В случае самостоятельного исполнения Министерством возложенной на него обязанности по обеспечению жильем льготной категории граждан, ответчик имел бы право выбора способа исполнения данной обязанности.
Администрацией в рассматриваемом случае, были выбраны следующие способы исполнения судебных решений о предоставлении жилья гражданам: предоставление жилого помещения гражданину, полученного путем создания его из нежилого помещения с соблюдением всех предъявляемых к жилым помещениям норм и требований; предоставление жилья гражданину после приведения его в соответствии с предъявляемым к нему требованиям и нормам.
В отношении жилого помещения, расположенного по адресу: г. Петрозаводск, ул. М.Горького, д. 11, кв. 47, судом первой инстанции установлено, что данное жилое помещение предоставлено по решению суда по делу N 2-5524/2011, которым установлена обязанность соответствия помещения требованиям СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека с учетом права Сысойковой A.M. на дополнительную площадь и индивидуальную программу реабилитации инвалида, использующего инвалидную кресло-коляску.
Из представленных истцом в материалы дела доказательств следует, что нежилое помещение в доме N 11 по ул. М. Горького, общей площадью 73,76 кв.м. было переведено из нежилого помещения в жилое при условии проведения работ по переустройству и перепланировки в соответствии с согласованным проектом. Согласно проекту и локальной смете на выполнение работ нежилое помещение переоборудовалось под жилое помещение с возможностью использования его инвалидом-колясочником (установлен отдельный вход в жилое помещение с пандусом, ванная и туалет установлены специальные для инвалида-колясочника и т.д.) в соответствии с требованиями решения Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 01.07.2014 по делу N 21-5524/11. С учетом данных обстоятельств суд первой инстанции признал обоснованным требование Администрации о взыскании стоимости работ по проведению переустройства, переоборудованию и ремонту указанного помещения.
В остальных случаях ремонтные работы и переустройство производились с целью приведения высвободившегося муниципального жилья в надлежащее санитарное и технически исправное состояние.
В подтверждение фактических расходов на проведение работ по ремонту и переустройству спорных квартир на сумму 1896232,59 руб. Администрация представила муниципальные контракты на выполнение работ по капитальному ремонту жилых помещений, локальные сметы, акты о приемке выполненных работ по форме КС-2, платежные поручения на оплату выполненных работ в указанной выше сумме.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил в полном объеме требования Администрации о возмещении убытков в размере 19075389 руб. 90 коп. за счет средств бюджета Республики Карелия.
Судом первой инстанции правильно установлены значимые для дела обстоятельства, неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Министерства и отмены решения суда от 19.04.2023 не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19 апреля 2023 года по делу N А26-11126/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Карелия - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-11126/2022
Истец: Администрация Петрозаводского городского округа
Ответчик: Министерство финансов Республики Карелия