27 февраля 2024 г. |
Дело N А56-23197/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Боглачевой Е.В., Кустова А.А.,
при участии от федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" Петрова Д.И. (доверенность от 10.08.2023),
рассмотрев 27.02.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.07.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2023 по делу N А56-23197/2023,
УСТАНОВИЛ:
Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области, адрес: 241050, г. Брянск, Трудовая ул., д. 1, ОГРН 1133256012394, ИНН 3257008078 (далее - Фонд), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа", адрес 191055, Санкт-Петербург, Дворцовая пл., д. 10, ОГРН 1117847144876, ИНН 7841443420 (далее - Учреждение), о взыскании 7 803 руб. 70 коп. задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 01.03.2021 по 31.12.2021, 789 руб. 21 коп. неустойки, начисленной с 26.04.2021 по 10.03.2022, а также 10 247 руб. 92 коп. неустойки, начисленной за несвоевременную уплату взносов, взысканных в рамках дел N А56-25056/2020, А56-50036/2020 и А56-61505/2021, из которой 2 440 руб. 45 коп. неустойки, начисленной с 13.02.2020 по 05.04.2020 за нарушение сроков оплаты задолженности по делу N А56-25056/2020, 5817 руб. 44 коп. неустойки, начисленной с 01.01.2021 по 11.03.2022 за нарушение сроков оплаты задолженности по делу N А56-50036/2020, 1990 руб. 03 коп. неустойки, начисленной с 29.05.2021 по 11.03.2022 за нарушение сроков оплаты задолженности по делу N А56-61505/2021.
Решением от 03.07.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.10.2023, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение от 03.07.2023 и постановление апелляционной инстанции от 19.10.2023 и принять новый судебный акт, которым отказать в иске.
По мнению подателя жалобы, Учреждение является ненадлежащим ответчиком, поскольку на основании приказа Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации от 11.04.2022 N 961 спорные жилые помещения выбыли из оперативного управления Учреждения и переданы по акту приема-передачи имущества от 08.08.2022 федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Управление), что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости. Истец необоснованно начислили неустойку в период действия моратория, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - Постановление N 497).
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Фонд извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя в суд кассационной инстанции не направил, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в обоснование иска Предприятие указало на то, что жилые помещения, расположенные по адресу: г. Брянск, ул. Розы Люксембург, д. 45, кв. 103, ул. Свободы, д. 8 кв. 11 и ул. Абашева, д. 8А, кв. 74, находятся в собственности Российской Федерации и в спорный период были переданы на праве оперативного управления Учреждению.
Формирование фонда капитального ремонта вышеназванных многоквартирных домов осуществляется на счете регионального оператора - Фонда.
У Учреждения имеется 7803 руб. 70 коп. задолженности по взносам на капитальный ремонт в отношении спорных домов за период с 01.03.2021 по 31.12.2021.
Фонд направил в адрес Учреждения претензию от 25.01.2022 N 281 с требованием оплатить образовавшуюся задолженность. Требования претензии оставлены без удовлетворения.
В рамках дел N А56-25056/2020, А56-50036/2020 и А56-61505/2021 с Учреждения в пользу Фонда взысканы задолженность и неустойка за предшествующие периоды.
Решением от 18.08.2020 по делу N А56-25056/2020 с Учреждения в пользу Фонда взыскано 11 757 руб. 20 коп. задолженности по взносам на капитальный ремонт за период с февраля 2017 года по ноябрь 2019 года, 68 руб. 15 коп. пеней по состоянию на 12.02.2020.
Решением от 27.12.2020 по делу N А56-50036/2020 с Учреждения в пользу Фонда взыскано 14 775 руб. 21 коп. задолженности за период с апреля 2017 года по январь 2020 года, 24 руб. 45 коп. неустойки по состоянию на 05.04.2020.
Решением от 12.11.2021 по делу N А56-61505/2021 с Учреждения в пользу Фонда взыскано 10 400 руб. 86 коп. задолженности за период с декабря 2019 года по февраль 2021 года, 105 руб. 89 коп. пеней по состоянию на 28.05.2021.
Ссылаясь на наличие у Учреждения задолженности по взносам на капитальный ремонт, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск, признав его обоснованным по праву и размеру.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39, частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Частью 1 статьи 154 ЖК РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Статьей 169 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 ЖК РФ.
В силу пункта 1 части 2 статьи 181 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора ежемесячно вносят в установленные в соответствии со статьей 171 названного Кодекса сроки и в полном объеме на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, уплачивают пени в связи с ненадлежащим исполнением указанными собственниками обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Согласно пункту 1 статьи 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Таким образом, право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по его содержанию.
Аналогичная правовая позиция приведена в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3(2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019.
Исследовав и оценив материалы дела, суды установили, что Учреждение не уплатило взносы на капитальный ремонт общего имущества в спорных многоквартирных домах за период с марта по декабрь 2021 года, задолженность по внесению которых составила 7803 руб. 70 коп.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что в спорный период спорные жилые помещения находились в оперативном управлении Учреждения, которое является надлежащим ответчиком.
Апелляционный суд, руководствуясь частью 2 статьи 268 АПК РФ обоснованно отклонил ходатайство Учреждения о приобщении к делу дополнительных документов, поскольку оно не обосновало невозможность представления доказательств в суд первой инстанции.
К тому же документы, на которые ссылается Учреждение (акт приема-передачи от 08.08.2022, приказ Департамента военного имущества Министерства от 11.04.2022 N 961, выписки из Единого государственного реестра недвижимости), в обоснование довода о том, что оно передало спорные помещения федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства не относятся к спорному периоду (март-декабрь 2021 года).
При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций правомерно взыскали с ответчика в пользу истца 7 803 руб. 70 коп. задолженности по взносам на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов.
Установив, что ответчик своевременно взносы на капитальный ремонт не оплатил и руководствуясь статьей 330 ГК РФ и частью 14.1 статьи 155 ЖК РФ, суды первой и апелляционной инстанций признали обоснованным требование истца о взыскании 11 037 руб. 13 коп. неустойки.
Кассационная инстанция отклоняет как необоснованный довод ответчика о том, что истец необоснованно начислили неустойку в период действия моратория, введенного Постановление N 497.
Из расчета истца следует, что он начислил неустойку за период до 10.03.2022, то есть до периода, в который действовал мораторий, введенный Постановлением N 497 (с 01.04.2022 по 01.10.2022).
Ошибочный вывод суда первой инстанции о том, что на ответчика, являющегося казенным учреждением мораторий, введенный Постановлением N 497, не распространяется не привел к принятию неправильного судебного акта.
Оценив материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций не усмотрели оснований для применения статьи 333 ГК РФ и снижения размера неустойки.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.07.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2023 по делу N А56-23197/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Таким образом, право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по его содержанию.
Аналогичная правовая позиция приведена в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3(2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019.
...
Установив, что ответчик своевременно взносы на капитальный ремонт не оплатил и руководствуясь статьей 330 ГК РФ и частью 14.1 статьи 155 ЖК РФ, суды первой и апелляционной инстанций признали обоснованным требование истца о взыскании 11 037 руб. 13 коп. неустойки.
...
Оценив материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций не усмотрели оснований для применения статьи 333 ГК РФ и снижения размера неустойки.
...
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.07.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2023 по делу N А56-23197/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 февраля 2024 г. N Ф07-22156/23 по делу N А56-23197/2023