29 февраля 2024 г. |
Дело N А56-174/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
при участии от некоммерческой организации "Товарищество собственников жилья "Тучков-3" Лебедева К.К. (доверенность от 16.08.2022), от акционерного общества "Невский экологический оператор" Звирбула Д.А. (доверенность от 26.12.2023),
рассмотрев 26.02.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу некоммерческой организации "Товарищество собственников жилья "Тучков-3" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.10.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2023 по делу N А56-174/2023,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Невский экологический оператор", адрес: 195009, Санкт-Петербург, Арсенальная ул., д. 1, корп. 2, лит. А, часть пом. 1Н-23, ОГРН 1217800002826, ИНН 7804678913 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к некоммерческой организации "Товарищество собственников жилья "Тучков-3", адрес: 199053, Санкт-Петербург, Тучков пер., д. 3, ОГРН 1037800030179, ИНН 7801086926 (далее - Товарищество), о взыскании 135 506,78 руб. задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), оказанных за период с 01.01.2022 по 30.06.2022 по договору от 31.12.2021 N 1265620- 2022/ТКО (далее - Договор), 12 074,90 руб. неустойки, начисленной с 11.03.2022 по 31.03.2022, с 11.05.2022 по 30.09.2022, с 02.10.2022 по 08.12.2022, а также неустойки, начисленной с 09.12.2022 по день фактического исполнения обязательства от суммы непогашенной задолженности в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, за каждый день просрочки, 70,8 руб. и 5457 руб. соответственно в возмещение почтовых расходов и расходов на уплату государственной пошлины (с учетом уточнений иска, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Решением от 03.10.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 08.12.2023, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Товарищество, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит отменить означенные решение и постановление и отказать Обществу в удовлетворении иска. По мнению подателя жалобы, удовлетворяя иск, суды не учли сути возникшего между Обществом и Товариществом спора и исказили субъектный состав правоотношений по обращению с ТКО, не приняли во внимание длительно используемый Товариществом вариант сбора и хранения ТКО в специальных контейнерах, позволяющих контролировать фактический объем вывозимых отходов. Кассатор настаивает на отсутствии в 2022 и 2023 годах заключенного Договора, ссылаясь на рассматриваемый в рамках арбитражного дела N А56-123800/2022 спор о понуждении Общества заключить Договор в редакции потребителя.
В судебном заседании представитель Товарищества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, на основании заключенного 02.09.2021 с Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории города федерального значения Санкт-Петербурга Общество выполняет функции регионального оператора по обращению с ТКО.
В соответствии с пунктом 1.3 названного соглашения региональный оператор начинает осуществлять деятельность по обращению с ТКО не ранее установленной даты применения утвержденного (принятого) Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифа на услуги регионального оператора, но не позднее чем 01.01.2022.
В силу пункта 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Текст договора оферты размещен Обществом в выпуске от 09.12.2021 газеты "Санкт-Петербургские ведомости" (источнике официального опубликования правовых актов в рассматриваемом субъекте России), также на официальном сайте в Интернете опубликовано адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Сопроводительным письмом от 21.03.2022 Общество направило Товариществу проект Договора, который Товарищество в свою очередь возвратило региональному оператору с протоколом разногласий.
Протокол урегулирования разногласий, предложенных Обществом, потребитель в адрес регионального оператора не возвратил. Соответственно, остались неурегулированными возникшие у сторон разногласия, в том числе пункт 4.1 Договора - о способе определения объема вывозимых ТКО. В редакции регионального оператора предусмотрен учет объема вывозимых отходов, производимый расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, а в редакции потребителя - по количеству вывезенных контейнеров.
Как следует из искового заявления, в январе-июне 2022 года Общество оказывало Товариществу спорные услуги на условиях типового договора в части неурегулированных разногласий. Оказанные услуги не были оплачены в полном объеме, в связи с чем региональный оператор в претензии от 26.07.2022 потребовал от потребителя уплаты образовавшейся задолженности.
Оставление Товариществом указанной претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования Общества.
Проверив в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не нашел оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В силу пункта 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Согласно пункту 8(18) Правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Как разъяснено в пунктах 1, 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с ТКО, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023, договор оказания услуг по обращению с ТКО считается заключенным региональным оператором со всеми потребителями, находящимися в зоне его действия, в том числе при отсутствии подписанного сторонами договора в виде единого документа; если между региональным оператором по обращению с ТКО и конкретным потребителем - собственником таких отходов не подписан договор на оказание услуг по обращению с ТКО, указанные услуги оказываются и подлежат оплате в соответствии с условиями типового договора.
В рассматриваемом деле суды, руководствуясь вышеприведенными нормами, правомерно констатировали, что типовой договор распространяет свое действие на правоотношения сторон по фактическому оказанию услуг начиная с 01.01.2022.
В силу пункта 6 типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО потребитель оплачивает услуги до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором были оказаны услуги по обращению с ТКО.
В подтверждение факта оказания Товариществу услуг в спорный период Общество представило в материалы дела универсальные передаточные документы и счета на оплату. Стоимость услуг рассчитана исходя из нормативов накопления ТКО и тарифов, установленных на 2022 год распоряжениями Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 08.12.2021 N 174-р, от 14.04.2017 N 30-р.
Согласно расчету задолженность Товарищества по Договору за спорный период составила 136 506,78 руб.
При разрешении настоящего спора суды, установив факт оказания истцом спорных услуг и наличие на стороне ответчика непогашенной задолженности, учтя отсутствие возражений Товарищества относительно арифметической правильности представленного Обществом расчета сумм задолженности и неустойки, правомерно взыскали с ответчика требуемые истцом денежные средства.
Довод Товарищества о неверном расчете стоимости оказанных услуг суды двух инстанций обоснованно отклонили, поскольку с учетом пунктов 8(15), 8(18) Правил N 1156, пункта 4.1 Договора услуги по обращению с ТКО подлежали оплате исходя из нормативов накопления ТКО.
Ссылка Товарищества на иную стоимость оказанных услуг противоречит условиям Договора, типового договора.
Довод Товарищества о его праве при заключении с региональным оператором Договора выбрать один из двух способов коммерческого учета ТКО, приведенных в подпункте "а" пункта 5 Правил N 505: по нормативам накопления ТКО, выраженным в количественных показателях объема, либо по количеству и объему контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО, - подлежит отклонению.
Правила N 505 регламентируют общий порядок коммерческого учета ТКО без конкретизации их собственников.
При этом в отношении ТКО, образуемых собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов, в разделе XV(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), установлены специальные правила такого учета.
В соответствии с пунктом 148(30) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(1) и 9(2) приложения N 2 к этим Правилам; за основу расчета платы взят норматив накопления ТКО.
В абзаце третьем пункта 148(30) Правил N 354 установлено, что при раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(3) и 9(4) приложения N 2 к данным Правилам соответственно. В основу расчета платы по указанным формулам положен такой показатель, как объем контейнеров, вывезенных с места (площадки) накопления ТКО, за расчетный период.
Таким образом, из приведенных нормативных положений следует, что учет ТКО исходя из объема контейнеров, вывезенных с места накопления ТКО, возможен только при раздельном накоплении сортированных ТКО.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие раздельный сбор ТКО в доме, управление которым осуществляет Товарищество.
Ссылки кассатора на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.06.2023 по делу N А56-123800/2022 по иску Товарищества об урегулировании разногласий по Договору, в соответствии с которым пункт 4.1 Договора изложен в редакции потребителя, суд округа находит несостоятельными. Указанный судебный акт не вступил в законную силу ввиду его обжалования Обществом в апелляционном порядке.
Позиция кассатора базируется на некорректном толковании им норм права, приводимые в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций и не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Суд округа считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и не находит в данном деле допущенных судами нарушений норм материального и процессуального права.
Исходя из вышеизложенного, суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения кассационной жалобы не усматривает.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.10.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2023 по делу N А56-174/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу некоммерческой организации "Товарищество собственников жилья "Тучков-3" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В абзаце третьем пункта 148(30) Правил N 354 установлено, что при раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(3) и 9(4) приложения N 2 к данным Правилам соответственно. В основу расчета платы по указанным формулам положен такой показатель, как объем контейнеров, вывезенных с места (площадки) накопления ТКО, за расчетный период.
...
Ссылки кассатора на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.06.2023 по делу N А56-123800/2022 по иску Товарищества об урегулировании разногласий по Договору, в соответствии с которым пункт 4.1 Договора изложен в редакции потребителя, суд округа находит несостоятельными. Указанный судебный акт не вступил в законную силу ввиду его обжалования Обществом в апелляционном порядке."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 февраля 2024 г. N Ф07-1133/24 по делу N А56-174/2023