29 февраля 2024 г. |
Дело N А56-3277/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Рудницкого Г.М., Филиппова А.Е.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Линк Девелопмент" Бобу Е.И. (доверенность от 30.12.2022),
рассмотрев 14.02.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.05.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2023 по делу N А56-3277/2023,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Линк Девелопмент", адрес: 143409, Московская обл г. Красногорск, Успенская ул., д. 3, пом. I, оф. 307, ОГРН 1089847375034, ИНН 7811418017 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными решений Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга, адрес: 191144, Санкт-Петербург, Новгородская ул., д. 20, лит. А, пом. 2-Н, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076, (далее - Комитет) об отказе в заключении договоров на размещение объектов от 17.11.2022 N 05-26-41623/22-0-0 и от 25.10.2022 N 05-25-39273/22-0-0, а также о возложении на Комитет обязанности в течение 10 дней с даты вступления в силу решения суда принять решение о заключении с Обществом без проведения аукциона договоров на размещение антенно-мачтового сооружения связи в соответствии с заявлениями Общества от 17.10.2022 N ЛД-663 и от 04.10.2022 N ЛД-626.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга, адрес: 191023, Санкт-Петербург, пл. Ломоносова, д. 2, ОГРН 1037843022524, ИНН 7830000994 (далее - КГА).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.05.2023 требования Общества удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2023 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение от 29.05.2023 и постановление от 21.09.2023, принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявления.
По мнению подателя жалобы, использование испрашиваемых земельных участков в целях размещения антенных опор сооружений связи высотой 30 м нарушит режим использования территории зеленых насаждений, установленный законодательством Санкт-Петербурга, размещение антенных сооружений окажет негативное воздействие на территории зеленых насаждений.
Также Комитет указывает, что испрашиваемый по заявлению от 17.10.2022 N ЛД-663 участок находится в границах территории, в отношении которой КГА выдана исходная информация для разработки проектной документации реконструкции электрических сетей и устройства наружного освещения объекта: пр. Народного Ополчения от Краснопутиловской ул. до пр. Маршала Жукова.
Суды, по мнению подателя жалобы, не учли, что участок, испрашиваемый по заявлению от 04.10.2022 N ЛД-626, расположен в районе аэропорта "Пулково", в пределах территориальной зоны ТУ - зоны улично-дорожной сети города, в границах территории с установленными высотными параметрами 40/43/45 м.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные участвующие в деле лица извещены в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в силу статьи 284 того же Кодекса не препятствует рассмотрению жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество обратилось в Комитет с заявлениями о принятии решений о заключении договоров на размещение антенно-мачтовых сооружений связи высотой 30 м, являющихся движимым имуществом, на территории города Санкт-Петербурга на срок пользования три года:
- от 17.10.2022 N ЛД-663 - в отношении земельного участка площадью 9 кв.м по адресу: Санкт-Петербург, пр. Народного Ополчения, южнее д. 131, лит. А;
- от 04.10.2022 N ЛД-626 - в отношении земельного участка площадью 4 кв.м по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский пр., западнее д. 246, корп. 4, лит.А.
Решениями от 17.11.2022 N 05-26-41623/22-0-0 и от 25.10.2022 N 05-25-39273/22-0-0 Комитет отказал Обществу в заключении договоров на размещение антенно-мачтовых сооружений связи на основании подпункта 9 пункта 4 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 08.11.2019 N 521-118 "О порядке и условиях размещения на территории Санкт-Петербурга объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута" (далее - Закон N 521-118). При этом Комитет указал, что использование земельных участков в заявленных целях (размещение антенно-мачтовых сооружений связи) нарушает режим использования территории зеленых насаждений, установленный Законом Санкт-Петербурга от 23.06.2010 N 396-88 "О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 396-88), повлечет повреждение и уничтожение зеленых насаждений.
Общество, полагая, что оснований для отказа в размещении антенно-мачтовых сооружений связи на испрашиваемых территориях не имелось, обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суды первой и апелляционной инстанций признали требования Общества обоснованными и удовлетворили заявление.
Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене в связи со следующим.
В соответствии со статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случаях, перечисленных в пункте 1 данной статьи, в том числе для размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без их предоставления и установления сервитутов могут размещаться сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 11).
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ порядок и условия размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Порядок и условия размещения на территории Санкт-Петербурга объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, установлены Законом N 521-118.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 7 этого Закона сооружения связи размещаются на основании договора, заключаемого с уполномоченным органом без проведения аукциона.
Исходя из пункта 5 той же статьи уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении договора без проведения аукциона в случаях, перечисленных в данном пункте, а также в случаях, перечисленных в подпунктах 1 - 6, 8, 9, 11 - 13, 15 пункта 4 статьи 4 того же Закона Санкт-Петербурга.
Согласно подпункту 9 пункта 4 статьи 4 Закона N 521-118 уполномоченный орган отказывает в размещении объекта, если размещение объектов на земельном участке и (или) использование земельного участка в указанных в заявлении целях не соответствует требованиям действующего законодательства, техническим регламентам, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документам, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По результатам оценки совокупности имеющихся в материалах дела доказательств и доводов сторон, суды пришли к выводу, что Комитет вопреки требованиям статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ не представил доказательства, с определенностью подтверждающие расположение испрашиваемых по заявлениям от 17.10.2022 N ЛД-663 и от 04.10.2022 N ЛД-626 участков в границах территорий, правовой режим использования которых исключает установку антенно-мачтовых сооружений связи.
При этом суды мотивированно отклонили возражения Комитета со ссылкой на нарушение требований Закона N 396-88 применительно к территориям с зелеными насаждениями (газонам), указав, что исходя из пункта 3 статьи 4 Закона N 396-88, пункта 2 Правил охраны и использования территорий зеленых насаждений общего пользования, территорий зеленых насаждений, выполняющих специальные функции, территорий зеленых насаждений ограниченного пользования, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.01.2014 N 8, не установлен запрет на размещение антенно-мачтовых сооружений связи, являющихся движимым имуществом, на территории зеленых насаждений, а доказательства в подтверждение того, что размещение объектов, указанного в заявлениях Общества, на испрашиваемых территориях окажет негативное воздействие на территорию зеленых насаждений, а также приведет к невозможности использования указанных территорий для экологических, санитарно-гигиенических и рекреационных целей, Комитет не представил.
При рассмотрении дела в суде Комитет указал на невозможность, по его мнению, размещения антенно-мачтового сооружения на участке площадью 9 кв.м по адресу: Санкт-Петербург, пр. Народного Ополчения, южнее д. 131, лит. А, ввиду его нахождения в границах территории, в отношении КГА выдана исходная информация для разработки проектной документации реконструкции электрических сетей и устройств наружного освещения объекта: пр. Народного Ополчения от Краснопутиловской ул. до пр. Маршала Жукова, а в обоснование невозможности размещения антенно-мачтового сооружения высотой 30 м на участке площадью 4 кв.м по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский пр., западнее д. 246, корп. 4, лит. А, на его нахождение в пределах территориальной зоны ТУ - зоны улично-дорожной сети города, в границах территории с установленными высотными параметрами 40/43/45 м, и нарушение градостроительного регламента указанной территориальной зоны.
Между тем при принятии оспариваемых решений Комитет на данные обстоятельства не ссылался, а в ходе рассмотрения дела в судах первой и апелляционной инстанций не обосновал - каким образом размещение сооружений на участках с подобными характеристиками противоречит нормативным требованиям.
При таком положении суды правомерно пришли к выводу о незаконности оспариваемых отказов и удовлетворили заявленные требования.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены данных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.05.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2023 по делу N А56-3277/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Чуватина |
Судьи |
Е.В. Чуватина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случаях, перечисленных в пункте 1 данной статьи, в том числе для размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без их предоставления и установления сервитутов могут размещаться сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 11).
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ порядок и условия размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
...
Исходя из пункта 5 той же статьи уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении договора без проведения аукциона в случаях, перечисленных в данном пункте, а также в случаях, перечисленных в подпунктах 1 - 6, 8, 9, 11 - 13, 15 пункта 4 статьи 4 того же Закона Санкт-Петербурга."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 февраля 2024 г. N Ф07-224/24 по делу N А56-3277/2023