г. Санкт-Петербург |
|
21 сентября 2023 г. |
Дело N А56-3277/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 сентября 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Слобожаниной В.Б.,
судей Пивцаева Е.И., Ракчеевой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ворониной Е.Ю.,
при участии:
от заявителя: представитель Бобу Е.И. по доверенности от 30.12.2022;
от заинтересованного лица: представитель Иневаткина К.Д. по доверенности от 03.05.2023;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25040/2023) Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.05.2023 по делу N А56-3277/2023 (судья Вареникова А.О.), принятое по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Линк Девелопмент"
к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга;
третье лицо: Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Линк Девелопмент" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - заинтересованное лицо, Комитет) о признании незаконными решений Комитета об отказе в заключении договоров на размещение объектов от 17.11.2022 N 05-26-41623/22-0-0, от 25.10.2022 N 05-25- 39273/22-0-0 и обязании Комитета в течение 10 дней с даты вступления в силу решения суда принять решение о заключении с Обществом без проведения аукциона договоров на размещение антенно-мачтового сооружения связи согласно заявлениям общества от 17.10.2022 N ЛД-663, от 04.10.2022 N ЛД-626.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
Решением суда от 29.05.2023 требования Общества удовлетворены в полном объеме.
Комитет, не согласившись с принятым судебным актом, подал апелляционную жалобу, в которой просил решение от 29.05.2023 отменить, в удовлетворении требований Общества отказать.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал, что размещение антенно-мачтовых сооружений связи на территории зеленых насаждений, выполняющих специальные функции (в части уличного озеленения), территориях зеленых насаждений общего пользования, не допускается, также отметив, что размещение антенно-мачтового сооружения окажет негативное воздействие на территорию зеленых насаждений. В этой связи Комитет также полагает, что оспариваемые решения соответствуют требованиям действующего законодательства, а потому оснований полагать, что права Общества были нарушены, не имеется.
08.09.2023 в апелляционный суд поступил отзыв Общества, в котором заявитель просил решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании Комитет поддержал доводы апелляционной жалобы, Общество просило отказать в удовлетворении жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Общество в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 08.11.2019 N 521-118 "О порядке и условиях размещения на территории Санкт-Петербурга объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута" (далее - Закон N 521-118) обратилось в Комитет с заявлениями о выдаче разрешений на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, а именно:
- заявление от 17.10.2022 N ЛД-663, в соответствии с которым заявитель просил Комитет заключить с Обществом договор на размещение объекта (без проведения аукциона) для целей размещения антенно-мачтового сооружения связи на срок 3 года. Высотой 30 метров на земельном участке, площадью 9 м2., по адресу: Санкт-Петербург, проспект Народного Ополчения, южнее дома 131, литера А согласно прилагаемой схеме границ;
- заявление от 04.10.2022 N ЛД-626, в соответствии с которым заявитель просил Комитет заключить с Обществом договор на размещение объекта (без проведения аукциона) для целей размещения антенно-мачтового сооружения связи на срок 3 года. Высотой 30 метров на земельном участке, площадью 4 м2., по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский проспект, западнее дома 246, корпус 4, литера А, согласно прилагаемой схеме границ.
По результатам рассмотрения указанных заявлений Комитетом приняты решения от 17.11.2022 N 05-26-41623/22-0-0, от 25.10.2022 N 05-25- 39273/22-0-0 об отказе в заключении договоров на размещение антенно-мачтового сооружения связи, являющегося движимым имуществом на основании подпункта 9 пункта 4 статьи 4 Закона N 521-118.
В обоснование принятого решения Комитет сослался на то, что испрашиваемые земельные участки представлены территорией с зелеными насаждениями (газон), при этом их использование в заявленных целях влечет повреждение и уничтожение зеленых насаждений на рассматриваемой территории зеленых насаждений.
С учетом изложенного размещение объекта на испрашиваемой территории, по мнению Комитета, не представляется возможным.
Посчитав отказ Комитета незаконным, необоснованным и нарушающим законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, удовлетворил заявление.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, требование о признании незаконными действий и решений органов, осуществляющих публичные полномочия, может быть удовлетворено при наличии совокупности обстоятельств: несоответствия ненормативного правового акта закону и нарушения этим актом прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы ЗК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень).
Согласно пункту 4.5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) для размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи, выдача разрешения на строительство не требуется.
Согласно пункту 11 указанного Перечня линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, могут размещаться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Порядок и условия размещения на территории Санкт-Петербурга объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута согласно перечню видов таких объектов, утвержденному Правительством Российской Федерации, в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ, установлены Законом N 521-118.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 7 Закона N 521-118 наземные линии связи, наземные линейно-кабельные сооружения связи и иные наземные сооружения связи, наземные части и сооружения подземных линий связи, линейно-кабельных сооружений связи и иных сооружений связи, технологически необходимые для их использования размещаются на основании договора, заключаемого с уполномоченным органом без проведения аукциона.
Основания для принятия решения об отказе в заключении договора без проведения аукциона установлены пунктом 5 статьи 7 Закона N 521-118.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 4 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга N 521-118 уполномоченный орган отказывает в размещении объекта, если размещение объекта на земельном участке и (или) использование земельного участка в указанных в заявлении целях не соответствует требованиям действующего законодательства, техническим регламентам, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документам, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Так, сторонами не оспаривается, что испрашиваемый земельный участок находится в границах территории зеленых насаждений, выполняющих специальные функции (в части уличного озеленения) (часть 3.1 статьи 70 АПК РФ).
Вопросы, связанные с размещением, использованием, воспроизводством, содержанием и учетом зеленых насаждений в Санкт-Петербурге, регулируются Законом Санкт-Петербурга от 28.06.2010 N 396-88 "О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон Санкт-Петербурга N 396-88).
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга N 396-88 хозяйственная, градостроительная и иная деятельность в Санкт-Петербурге осуществляется с соблюдением требований по охране зеленых насаждений и территорий зеленых насаждений, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга.
Во исполнение пункта 5 той же статьи постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.01.2014 N 8 утверждены Правила охраны и использования территорий зеленых насаждений общего пользования, территорий зеленых насаждений, выполняющих специальные функции, территорий зеленых насаждений ограниченного пользования (далее - Правила).
Правовой режим территорий зеленых насаждений, выполняющих специальные функции, определен статьей 17 Закона Санкт-Петербурга N 396-88, согласно пункту 1 которой на территориях зеленых насаждений, выполняющих специальные функции (в части уличного озеленения), запрещается предоставление земельных участков для размещения автостоянок и объектов капитального строительства, за исключением строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог, искусственных сооружений на них, элементов обустройства автомобильных дорог, объектов дорожного сервиса, строительства, реконструкции, капитального ремонта киосков вентиляционных шахт метрополитена, сооружений инженерных сетей метрополитена.
Пунктом 2 Правил установлен запрет на осуществление на территории зеленых насаждений хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на указанные территории и нарушающей возможность использования указанных территорий для экологических, санитарно-гигиенических и рекреационных целей.
Комитет в оспариваемом решении сослался на подпункт 9 пункта 4 статьи 4 Закона N 521-118, в соответствии с которым уполномоченный орган отказывает в выдаче разрешения (заключении договора) в случае, если размещение объектов на земельном участке и (или) использование земельного участка в указанных в заявлении целях не соответствует требованиям действующего законодательства, техническим регламентам, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документам, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, Комитет указал, что согласно заключениям Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга от 13.10.2022 N 01-17- 3602/22-0-0 и от 27.10.2022 N 01-17-3755/22-0-0, использование земельных участков в заявленных целях размещения антенно-мачтовых сооружений связи повлечет повреждение и уничтожение зеленых насаждений, выполняющих специальные функции, нарушает режим использования территории зеленых насаждений.
Вместе с тем, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, вышеназванными положениями нормативных правовых актов непосредственно не установлен запрет на размещение антенно-мачтовых сооружений связи, являющихся движимым имуществом, на территории зеленых насаждений.
При этом доказательств в подтверждение того, что размещение объектов, указанных в заявлениях Общества, на испрашиваемой территориях площадью 9 и 4 кв. м соответственно на указанных в заявлении условиях окажет негативное воздействие на территорию зеленых насаждений, а также приведет к невозможности использования указанных территорий для экологических, санитарно-гигиенических и рекреационных целей, Комитетом вопреки положениям части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ в материалы дела представлено не было.
Кроме того, положения Закона Санкт-Петербурга N 396-88 допускают возможность повреждения или уничтожения зеленых насаждений, и в статье 10 указанного закона предусмотрен порядок определения размера восстановительной стоимости зеленых насаждений и ее оплаты, что в совокупности с фактом допустимости размещения антенно-мачтового сооружения, не являющимся объектом капитального строительства, свидетельствует о несостоятельности доводов заинтересованного лица.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о незаконности оспариваемых отказов и удовлетворил заявленные требования Общества, а потому суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают допущенной судом при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем оснований для отмены судебного акта у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.05.2023 по делу N А56-3277/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Б. Слобожанина |
Судьи |
Е.И. Пивцаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-3277/2023
Истец: ООО "ЛИНК ДЕВЕЛОПМЕНТ"
Ответчик: КОМИТЕТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Третье лицо: Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга