05 марта 2024 г. |
Дело N А26-365/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Аникиной Е.А., Мунтян Л.Б.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Кемпинг-Сандал" Данилова А.В. (доверенность от 30.01.2024), генерального директора Казакова О.А. (протокол общего собрания от 10.12.2012 N 4), от Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Карелия Антонова Д.С. (доверенность от 26.02.2024),
рассмотрев 05.03.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кемпинг-Сандал" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.06.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2023 по делу N А26-365/2022,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Республики, адрес: 185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Андропова, дом 2/24 (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Кемпинг Сандал", адрес: 121374, Москва, улица Красных Зорь, дом 2, строение 1, ОГРН 1077763911389, ИНН 7731582332 (далее - Общество), о взыскании 2 799 089 руб. 00 коп. Иск принят с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) (т. 1, л.д. 55, 76).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Карелия (далее - Уполномоченный), Управление Росреестра по Республике Карелия.
Решением суда первой инстанции от 22.06.2023 иск удовлетворен.
Постановлением апелляционного суда от 11.10.2023 указанное решение оставлено без изменения.
Определение суда кассационной инстанции от 07.02.2024 (судьи Кудин А.Г., Аникина Е.А., Савицкая И.Г.) рассмотрение кассационной жалобы Общества отложено на 05.03.2024.
Определением кассационной инстанции от 04.03.2024 в порядке статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи Савицкой И.Г. на судью Мунтян Л.Б.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы, изложенные в жалобе, представитель Уполномоченного поддержал позицию Общества.
Иные участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направил, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, 30.10.2020 в рамках патрулирования по распоряжению от 29.10.2020 N 134 должностными лицами ГКУ РК "Кондопожское центральное лесничество" - был проведен осмотр лесного участка в квартале 50 выделах 26, 27 Кондопожского участкового лесничества (Березовское лесничество по материалам лесоустройства), в ходе которого выявлено незаконное использование территории лесного фонда: обнаружен участок, огражденный с северо-западной стороны забором из металлической сетки-рабицы, протяженностью 53, 5 м; с юго-западной стороны - забором из бетонной конструкции протяженностью 214, 6 м; с западной стороны установлены железные ворота со шлагбаумом для проезда на территорию базы отдыха Общества; с южной стороны забор из металлопрофиля и сетки-рабицы; с северной стороны - частично из бетонной конструкции и из сетки-рабицы, протяженностью 116, 3 м. На обследуемой территории расположены постройки, а также ведется новое строительство. Ущерб, причиненный лесам, составил 1 383 130 руб.
Согласно материалам дела, сведениям из публичной кадастровой карты, а также согласно заключению Управления Росреестра по Республике Карелия от 02.10.2020 N 294-2020 незаконно используемый лесной участок примыкает к территории базы отдыха Общества, включающий земельные участки с кадастровыми номерами: 10:03:08 24 01:022; 10:03:08 24 02:001;
10:03:00 00 00:108.
Посчитав, что имело место незаконное (самовольное) использование Обществом территории лесного фонда под рекреационную деятельность, Министерство 07.12.2020 в отношении Общества составило протокол N 7 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.9 КоАП РФ.
Министерством 29.12.2020 вынесено постановление N 1121/20л о привлечении Общества к административной ответственности по статье 7.9 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением Министерства, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 15.07.2021 по делу N А26-1493/2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.10.2021, постановлением кассационного суда от 16.02.2022, определением Верховного суда Российской Федерации от 01.06.2022 N 307-ЭС22-8640, в удовлетворении требований отказано.
В ходе натурной съемки, проведенной 20.09.2021 специалистами отдела земельных отношений Министерства природных ресурсов и экологии, РК ГКУ РФ "Кондопожское центральное лесничество" и независимым кадастровым инженером было выявлено, что часть земельного участка площадью 1,619 га, используемого Общества, находится на землях лесного фонда. После чего Министерством был составлен расчет ущерба на основании пункта 4 приложения N 3 Постановления Правительства РФ от 29.12.2018 N 1730 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства". Размер ущерба по расчету истца составил 933 029 руб. 70 коп.
Претензионным письмом от 17.11.2021 N 1982 Обществу было предложено в добровольном порядке возместить причиненный ущерб.
Ввиду отсутствия возмещения со стороны Общества в добровольном порядке, Министерство обратилось с настоящим исковым заявлением в арбитражный суд.
В ходе рассмотрении дела Министерство увеличило исковые требования до 2 799 089 руб., исходя из положений пункта 7 приложения N 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1730 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства", согласно которому размер такс подлежит увеличению в 3 раза при определении размера вреда, причиненного в связи с нарушением лесного законодательства на особо защитных участках защитных лесов (берегозащитные полосы, квартал 50, выдел 26, т.1, л.д. 188).
Суды двух инстанций пришли к выводу о наличии фактических и правовых оснований для удовлетворения заявления Министерства.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) предусмотрено, что вред, причиненный лесам, возмещается добровольно или в судебном порядке лицами, его причинившими.
Имущественная ответственность за лесонарушения регулируется общими правилами об основаниях ответственности, установленными статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно пункту 1 которой вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии с частью 1 статьи 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно части 1 статьи 71 ЛК РФ лесные (земельные) участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения уполномоченных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование; договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование.
В силу части 1 статьи 24 ЛК РФ использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве и земельным законодательством, если иное не предусмотрен настоящим Кодексом (статья 9 ЛК РФ).
Пунктами 1 и 3 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Суды двух инстанций, учитывая судебные акты по делу N А26-1493/2021, которыми установлен факт самовольного использования Обществом территории лесного фонда под рекреационную деятельность без заключения соответствующего договора аренды на территории лесного фонда, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, в том числе акты осмотра от 30.10.2020, от 14.10.2022, акт N 134 патрулирования (рейда) лесов (плановое, внеплановое) от 30.10.2021, фотоматериалы, заключение Росреестра от 02.10.2020 N 294-2020, сведения из публичной кадастровой карты, протокол N 7 об административном правонарушении от 07.12.2020, проверив расчет ущерба, пришли к выводу о доказанности Министерством факта причинения Обществом ущерба лесам в результате самовольного использования лесного участка, а также размера ущерба и наличие причинно-следственной связи между неправомерными действиями Общества и причиненным ущербом.
Расчет размера ущерба произведен Министерством, исходя из расчета фактической площади самовольно используемого лесного участка, полученной в ходе его осмотра 14.10.2022, которая составила 1,619 кв. м, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1730 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства", которым утверждены таксы и методики исчисления размера вреда, и Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", которым утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Доводы подателя жалобы были оценены судами и обоснованно отклонены.
Суд кассационной инстанции в силу части 2 статьи 287 АПК РФ не наделен полномочиями по переоценке доказательств по делу. Несогласие Общества с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального права к установленным фактическим обстоятельствам дела и (или) нарушении требований процессуального законодательства.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
При рассмотрении дела судами установлены и надлежаще оценены все существенные для дела обстоятельства. Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.06.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2023 по делу N А26-365/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кемпинг-Сандал" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктами 1 и 3 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
...
Расчет размера ущерба произведен Министерством, исходя из расчета фактической площади самовольно используемого лесного участка, полученной в ходе его осмотра 14.10.2022, которая составила 1,619 кв. м, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1730 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства", которым утверждены таксы и методики исчисления размера вреда, и Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", которым утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 марта 2024 г. N Ф07-21966/23 по делу N А26-365/2022