12 марта 2024 г. |
Дело N А13-4035/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мирошниченко В.В., судей Богаткиной Н.Ю., Яковлева А.Э.,
рассмотрев 05.03.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы на определение Арбитражного суда Вологодской области от 13.10.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2023 по делу N А13-4035/2017,
УСТАНОВИЛ:
В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) открытого акционерного общества "Порт Сокол", адрес: 162135, Вологодская обл., Сокольский р-н, г. Сокол, пл. Печаткина, д. 2, ОГРН 1023502493772, ИНН 3527002390 (далее - Общество), конкурсный управляющий Карава Элина Викторовна обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, в котором просила признать недействительными сделками списание Федеральной налоговой службой, адрес: 127381, Москва, Неглинная ул., д. 23, ОГРН 1047707030513, ИНН 7707329152 (далее - налоговый орган), с расчетного счета должника 1 646 014,63 руб. на основании инкассовых поручений от 14.12.2021 N 8269, от 02.02.2022 N 8270, 8271, 8272, от 09.03.2022 N 1137, N 1138, платежных поручений от 01.04.2022 N 12, 13. В порядке применения последствий недействительности сделок конкурсный управляющий просила обязать налоговый орган возвратить 1 646 014,63 руб. в конкурсную массу должника.
Определением от 13.10.2023, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2023, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе налоговый орган просит определение от 13.10.2023 и постановление от 21.12.2023 отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Податель жалобы ссылается на то, что на момент произведения спорных списаний действовал правовой режим, определяющий очередность уплаты налога на прибыль в пятой очереди текущих платежей, при этом задолженность по текущим платежам в рассматриваемый период отсутствовала, а после совершения спорных операций на счете должника осталось 1 475 495,09 руб.
В отзыве на кассационную жалобу конкурсный управляющий Обществом Карава Э.В. просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых определения и постановления проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, определением от 29.05.2017 в отношении Общества введена процедура наблюдения.
Решением от 30.10.2017 Общество признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство.
В ходе конкурсного производства управляющим было реализовано имущество должника (станки, оборудование, товарно-материальные ценности, краны, право аренды земельных участков с объектами недвижимого имущества).
По итогам проведенных торгов конкурсным управляющим был исчислен налог на полученную прибыль в размере 1 612 914 руб., сдана соответствующая налоговая декларация.
На основании решения налогового органа от 08.12.2021 N 1202 инкассовыми поручениями от 14.12.2021 N 8269, от 02.02.2022 N 8270, 8271, 8272, от 09.03.2022 N 1137, 1138, а также должником самостоятельно по платежным поручениям от 01.04.2022 N 12 и 13 с расчетного счета должника перечислена исчисленная конкурсным управляющим сумма налога на прибыль, а также пени в размере 33 100 руб. 63 коп.
Посчитав, что указанные платежи привели к преимущественному удовлетворению требований налогового органа, конкурсный управляющий 13.12.2022 обратилась в суд с рассматриваемым заявлением.
Как следует из разъяснений, приведенных в подпункте 5 пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2010 N 63 "О некоторых вопросах, связанных с применением главы III.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Постановление N 63), по правилам главы III.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) может, в частности, оспариваться уплата налогов, сборов и таможенных платежей как самим плательщиком, так и путем списания денежных средств со счета плательщика по поручению соответствующего государственного органа.
В пункте 1 статьи 61.3 Закона о банкротстве указано, что сделка, совершенная должником в отношении отдельного кредитора или иного лица, может быть признана арбитражным судом недействительной, если такая сделка влечет или может повлечь за собой оказание предпочтения одному из кредиторов перед другими кредиторами в отношении удовлетворения требований, в частности при наличии одного из следующих условий:
- сделка направлена на обеспечение исполнения обязательства должника или третьего лица перед отдельным кредитором, возникшего до совершения оспариваемой сделки; сделка привела или может привести к изменению очередности удовлетворения требований кредитора по обязательствам, возникшим до совершения оспариваемой сделки;
- сделка привела или может привести к удовлетворению требований, срок исполнения которых к моменту совершения сделки не наступил, одних кредиторов при наличии не исполненных в установленный срок обязательств перед другими кредиторами;
- сделка привела к тому, что отдельному кредитору оказано или может быть оказано большее предпочтение в отношении удовлетворения требований, существовавших до совершения оспариваемой сделки, чем было бы оказано в случае расчетов с кредиторами в порядке очередности в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве).
Согласно пункту 11 Постановления N 63, если сделка с предпочтением была совершена после принятия судом заявления о признании должника банкротом или в течение одного месяца до принятия судом заявления о признании должника банкротом, то в силу пункта 2 статьи 61.3 Закона о банкротстве для признания ее недействительной достаточно обстоятельств, указанных в пункте 1 статьи 61.3 Закона о банкротстве, в связи с чем наличия иных обстоятельств, предусмотренных пунктом 3 данной статьи (в частности, недобросовестности контрагента), не требуется.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 15 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016 принудительное исполнение обязанности по уплате налоговых платежей на основании инкассовых поручений в силу статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации является ординарным способом погашения задолженности, применяемым при нежелании налогоплательщика (налогового агента) погасить долг перед бюджетом в добровольном порядке по различным причинам, в том числе не связанным с фактической несостоятельностью. Само по себе выставление инкассовых поручений налоговым органом не дает достаточных оснований для вывода о недобросовестности поведения налогового органа по отношению к иным кредиторам должника.
Налоговым законодательством Российской Федерации установлены сроки уплаты соответствующих налогов и платежей, нарушение которых плательщиком обязывает налоговый орган к принудительному взысканию задолженности путем выставления требования об уплате налога, принятия решения об обращении взыскания на денежные средства плательщика и затем решения об обращении взыскания на иное его имущество.
В данном случае суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, применил позицию, сложившуюся в правопременительной практике, согласно которой взимание налога на прибыль с дохода, формально образуемого в связи с реализацией имущества должника, является не необходимой предпосылкой, а следствием, в силу чего возложение указанной обязанности не может приводить к возникновению требования, квалифицируемого как текущее.
Однако указанная правовая позиция сложилась при рассмотрении разногласий, возникающих между конкурсным управляющим и налоговым органом.
Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 31.05.2023 N 28-П "По делу о проверке конституционности статей 248 и 249, пункта 1 статьи 251 и статьи 271 Налогового кодекса Российской Федерации, а также пунктов 1 и 3 статьи 5 и пункта 2 статьи 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации и жалобой общества с ограниченной ответственностью "Предприятие строительных работ энергетики" (далее - Постановление N 28-П), действующее нормативное регулирование не позволяет с достаточной степенью определенности установить место требования об уплате налога на прибыль при реализации имущества, составляющего конкурсную массу в деле о банкротстве, при определении очередности требований кредиторов.
Более того, как усматривается из заявления конкурсного управляющего, она при исчислении спорного налога и подаче декларации предполагала, что названный налог подлежит уплате в составе пятой очереди текущих платежей, часть спорной суммы уплачена на основании платежных поручений Общества с указанием на оплату текущего платежа.
При этом в суд с заявлением о разрешении разногласий и установлении иной очередности погашения данного налога конкурсный управляющий не обращалась.
Таким образом, у налогового органа, который действуя добросовестно, с соблюдением процедуры принудительного взыскания, произвел соответствующие взыскания, а также принял платежи, осуществленные должником по платежным поручениям, не было оснований усомниться в очередности погашения налога на прибыль, которая была определена конкурсным управляющим.
Требования налогового органа об уплате налога и соответствующие решения об обращении взыскания на денежные средства плательщика оспорены не были, сведений о наличии у Общества на даты списания денежных средств задолженности по текущим обязательствам предыдущих очередей (1 - 4) в материалах дела не имеется.
Оспариваемые в настоящем деле платежи не могут на основании правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении N 28-П, быть отнесены к третьей очереди требований кредиторов, включенных в реестр, в связи со следующим.
Из системного единства частей первой, третьей и пятой статьи 79, а также части шестой статьи 87 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" следует, что с момента вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации никто не вправе применять закон, признанный Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации, равно как и применять закон, служивший предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, в каком-либо ином, отличном от выявленного Конституционным Судом Российской Федерации, правовом смысле. Соответственно, постановление Конституционного Суда Российской Федерации во всяком случае действует на будущее время, запрещая с момента вступления его в силу применение законоположений, признанных этим постановлением не соответствующими Конституции Российской Федерации, либо - в случае выявления конституционно-правового смысла законоположений - их применение в правоприменительной практике вопреки данному Конституционным Судом Российской Федерации истолкованию (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 26.06.2020 N 30-П).
Это, однако, не означает возможность изменять на прошлое время права и обязанности в тех правоотношениях, в которых они ранее были определены на основе правового регулирования, действовавшего до вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации, тем более права в которых осуществлены, а обязанности исполнены (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 30.01.2024 N 8-О-Р "О разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2020 года N 46-П по делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации", далее - определение Конституционного Суда РФ от 30.01.2024 N 8-О-Р).
Согласно разъяснениям, изложенным в определении Конституционного Суда РФ от 30.01.2024 N 8-О-Р, налоговые органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на будущее время должны соотносить свои действия и решения, связанные с включением объектов недвижимости в кадастровые перечни, с содержанием указанного постановления. В то же время пересмотр налоговых обязательств в тех отношениях по уплате налога, которые уже завершены, а налог в рамках которых исчислен, исходя из включения объекта недвижимого имущества в перечень, и уплачен, из данного постановления не вытекает.
Данные разъяснения в полной мере применимы и к рассматриваемым правоотношениям.
Судебные решения по спорам об определении очередности погашения налога на прибыль, полученную от реализации конкурсной массы, не могут затрагивать налоговых обязательств уже исполненных на момент вступления в силу Постановления N 28-П, и приводить к возврату денежных сумм, уплаченных налогоплательщиками по этим обязательствам, из бюджетов.
Вместе с тем, если денежные средства уплачены не были, в том числе по причине рассмотрения судом соответствующих разногласий, при определении очередности погашения рассматриваемого налога позиция, изложенная в Постановлении N 28-П, подлежит учету.
В рассматриваемом споре налоговый орган при совершении спорных операций действовал в отсутствие единообразной правоприменительной практики по вопросу очередности погашения рассматриваемого налога, при этом при расчете данного налога конкурсный управляющий предполагала его погашение в составе пятой очереди текущих платежей, порядок принудительного взыскания налога налоговым органом соблюден (доказательств обратного не представлено), возражений в отношении вынесенных налоговым органом решений об обращении взыскания на денежные средства конкурсным управляющим заявлено не было, с соответствующим заявлением в суд последняя не обращалась, обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении налогового органа при проведении спорных операций, судами не установлено.
С учетом изложенного у судов первой и апелляционной инстанций отсутствовали правовые основания для признания оспариваемых операций по списанию денежных средств недействительными сделками на основании статьи 61.3 Закона о банкротстве и взыскания соответствующей суммы из бюджета в пользу должника.
При таких обстоятельствах определение от 13.10.2023 и постановление от 21.12.2023 подлежат отмене. В связи с тем, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, судами установлены, установления каких-либо иных обстоятельств не требуется, суд кассационной инстанции полагает необходимым вынести новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявления.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Вологодской области от 13.10.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2023 по делу N А13-4035/2017 отменить.
В удовлетворении заявления конкурсного управляющего открытым акционерным обществом "Порт Сокол" Каравы Элины Викторовны отказать.
Председательствующий |
В.В. Мирошниченко |
Судьи |
В.В. Мирошниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В рассматриваемом споре налоговый орган при совершении спорных операций действовал в отсутствие единообразной правоприменительной практики по вопросу очередности погашения рассматриваемого налога, при этом при расчете данного налога конкурсный управляющий предполагала его погашение в составе пятой очереди текущих платежей, порядок принудительного взыскания налога налоговым органом соблюден (доказательств обратного не представлено), возражений в отношении вынесенных налоговым органом решений об обращении взыскания на денежные средства конкурсным управляющим заявлено не было, с соответствующим заявлением в суд последняя не обращалась, обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении налогового органа при проведении спорных операций, судами не установлено.
С учетом изложенного у судов первой и апелляционной инстанций отсутствовали правовые основания для признания оспариваемых операций по списанию денежных средств недействительными сделками на основании статьи 61.3 Закона о банкротстве и взыскания соответствующей суммы из бюджета в пользу должника.
При таких обстоятельствах определение от 13.10.2023 и постановление от 21.12.2023 подлежат отмене. В связи с тем, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, судами установлены, установления каких-либо иных обстоятельств не требуется, суд кассационной инстанции полагает необходимым вынести новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявления."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 марта 2024 г. N Ф07-518/24 по делу N А13-4035/2017
Хронология рассмотрения дела:
12.03.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-518/2024
21.12.2023 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-8666/2023
16.01.2023 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-10208/2022
02.09.2022 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-6187/2022
24.03.2021 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-1307/2021
23.11.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-12445/20
24.08.2020 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4909/20
22.05.2020 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-1079/20
06.03.2020 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-12919/19
06.11.2019 Определение Арбитражного суда Вологодской области N А13-4035/17
29.10.2019 Определение Арбитражного суда Вологодской области N А13-4035/17
21.10.2019 Определение Арбитражного суда Вологодской области N А13-4035/17
30.09.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-10260/19
26.06.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7380/19
15.06.2019 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2968/19
10.04.2019 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-393/19
11.02.2019 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-11371/18
26.06.2018 Определение Арбитражного суда Вологодской области N А13-4035/17
15.06.2018 Определение Арбитражного суда Вологодской области N А13-4035/17
30.10.2017 Решение Арбитражного суда Вологодской области N А13-4035/17