20 марта 2024 г. |
Дело N А21-16294/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Лущаева С.В., Трощенко Е.И.,
рассмотрев 19.03.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Карьер" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.07.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2023 по делу N А21-16294/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Карьер", адрес: 236022, Калининград, ул. Д. Донского, д. 20, лит. LXXV из лит. А, офис 2, ОГРН 1143926021161, ИНН 3916504474 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным изложенного в письме от 06.12.2022 N 7471-ОС отказа Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области, адрес: 236007, Калининград, ул. Д. Донского, д. 1, ОГРН 1153926037165, ИНН 3906976260 (далее - Министерство), во внесении в лицензию на пользование недрами, об обязании Министерства внести изменения в пункт 5 договора от 28.03.2016 об условиях пользования недрами при добыче песчано-гравийного материала на части месторождения "Куйбышевское", расположенного на территории муниципального образования "Гвардейский городской округ" Калининградской обл., в пределах блоков подсчета запасов B-II, C1-III, C1-VII, C2-IX, C2-X, C2-XIV (далее - Договор) изменений, в соответствии с которыми согласованный сторонами Договора уровень годовой добычи песчано-гравийного материала на месторождении составляет не менее 150 тыс. куб. м и не более 660 тыс. куб. м.
Решением суда первой инстанции от 25.07.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.10.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 25.07.2023 и постановление от 26.10.2023, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
Как указывает податель кассационной жалобы, заявка от 28.11.2022 N 31 о внесении изменений в лицензию на пользование недрами соответствовало требованиям, предусмотренным пунктами 41, 42 Порядка оформления, переоформления, государственной регистрации и выдачи лицензии на пользование недрами местного значения на территории Калининградской области, установленного постановлением Правительства Калининградской области от 10.07.2015 N 409 (далее - Порядок N 409); отказ Министерства во внесении изменений в лицензию Общества на пользование недрами неправомерно обоснован ссылками на пункты 38, 47 Порядка N 409; Общество представило в дело оборотно-сальдовые ведомости по счету 90.01.1 за 2018 - 2022 годы, подтверждающие снижение продаж инертных материалов; невнесение изменений в лицензию на пользование недрами может повлечь привлечение Общества к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство просит оставить ее без удовлетворения.
Общество и Министерство, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в нем не направили, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 28.03.2016 Обществу предоставлена лицензия на пользование недрами серии КЛГ N 80042 вида ТЭ (далее - Лицензия) для добычи песчано-гравийного материала на части месторождения "Куйбышевское" в пределах блоков подсчета запасов B-II, C1-III, C1-VII, C2-IX, C2-X, C2-XIV, приложением 1 к которой является Договор; право пользования недрами предоставлено Обществу до 01.01.2033.
В соответствии с пунктом 5 Договора уровень добычи песчано-гравийного материала составляет 660 тыс. куб. м в год.
В направленной Министерству заявке от 28.11.2022 N 31 Общество в связи с вызванными внешнеэкономической и политической ситуацией резким снижением в регионе спроса на инертные материалы, отсутствием новых крупных объектов строительства просило внести изменения в пункт 5 Договора, согласно которым уровень добычи песчано-гравийного материала на месторождении "Куйбышевское" не превышает 660 тыс. куб. м в год.
В письме от 06.12.2022 N 7471-ОС Министерство, сославшись на пункты 38, 47 Порядка N 409, статью 12.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1), сообщило об отказе во внесении изменений в Лицензию ввиду отсутствия на то законных оснований.
Не согласившись с отказом Министерства, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении требований Общества.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не нашла оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Исходя из статьи 12 Закона N 2395-1 условия пользования участком недр, предусмотренные лицензией на пользование недрами, сохраняют свою силу в течение определенных данной лицензией сроков либо в течение срока пользования участком недр. Изменение этих условий допускается в случаях и по основаниям, которые предусмотрены статьей 12.1 указанного Закона.
В силу пункта 1 части пятой статьи 12.1 Закона N 2395-1 внесение изменений в лицензию на пользование недрами допускается в случае возникновение обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых право пользования недрами было предоставлено.
Внесение изменений в лицензию на пользование недрами по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 5 части пятой статьи 12.1 Закона N 2395-1, осуществляется только при согласии пользователя недр и органов, указанных в части шестой упомянутой статьи (часть 9 статьи 12.1 Закона N 2395-1).
Аналогичное положение предусмотрено пунктом 38 Порядка N 409, пунктом 15 Договора.
В обоснование заявления о внесении изменений в пункт 5 Договора Общество сослалось на резкое снижение спроса на инертные материалы, вызванное транзитной политикой недружественных стран, а также отсутствием крупных объектов строительства.
Как установили суды и видно из материалов дела, Общество не представило Министерству доказательств, подтверждающих указанные в заявке существенные обстоятельства для внесения изменений в Лицензию, мотивированного обоснования снижения уровня годовой добычи песчано-гравийных материалов.
Вопреки доводу кассационной жалобы, оборотно-сальдовые ведомости Общества по счету 90.01.1 за 2018 - 2022 годы не подтверждают снижение продаж инертных материалов в регионе, поскольку касаются только финансово-хозяйственной деятельности Общества, связанной с реализацией песчано-гравийных материалов.
Пункт 7 части 1 статьи 22 Закона N 2395-1 предоставляет недропользователю право обратиться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.
Вместе с тем Закон N 2395-1 не обязывает орган, выдавший лицензию, в любом случае вносить изменения в условия лицензии на пользование недрами. Такие изменения, по смыслу названного Закона, могут быть внесены лишь при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от обстоятельств предоставления лицензии, бремя доказывания наличия которых возлагается на пользователя недр, и при согласии органа, выдавшего лицензию.
Как правомерно указали суды, снижение спроса на инертные материалы в отсутствие документального подтверждения такого обстоятельства само по себе не влекло обязанности Министерства внести изменения в Договор и Лицензию.
В силу пункта 47 Порядка N 409 если по результатам рассмотрения поступившие заявочные материалы признаются не соответствующими установленным требованиям, уполномоченный орган в течение 7 рабочих дней со дня поступления заявочных материалов направляет заявителю уведомление об отказе во внесении изменений и дополнений в лицензию с указанием причин отказа.
Вопреки доводу Общества, Министерство не отказывало ему во внесении изменений в Лицензию в связи с несоответствием заявки требованиям пунктов 41, 42 Правил N 409.
Возможное привлечение Общества к административной ответственности не может быть принято во внимание применительно к обстоятельствам настоящего дела и заявленным Обществом требованиям.
Кроме того, суды отметили, что Общество не обращалось к Министерству с заявкой об установлении минимального (150 тыс. куб. м) и максимального (660 тыс. куб. м) уровней добычи песчано-гравийного материала.
Ссылка Общества на судебный акт по делу N А21-2552/2021 не может быть принята во внимание, поскольку определением суда по данному делу прекращено производство по требованию об исполнении гарантийных обязательств по муниципальному контракту.
Рассмотрев обстоятельства настоящего дела, суды первой и апелляционной инстанций не установили совокупности предусмотренных частью 1 статьи 198 АПК РФ условий для признания незаконным отказа Министерства во внесении изменений в Лицензию по заявке Общества от 28.11.2022 N 31.
Доводы кассационной жалобы выводов судов не опровергают, а, по существу, сводятся к иной оценке отдельных доказательств и установленных судами фактических обстоятельств вне их связи в совокупности с иными материалами дела, что противоречит предусмотренным статьей 71 АПК РФ правилам оценки судом доказательств.
Сами по себе переоценка доказательств и допущение на ее основе иных выводов относительно того, какие обстоятельства следует считать установленными, не входят в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Кассационная инстанция не усмотрела нарушения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении спора, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
При подаче кассационной жалобы Общество по платежному поручению от 06.02.2024 N 59 уплатило 3000 руб. государственной пошлины. С учетом положений подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченные 1500 руб. государственной пошлины подлежат возврату Обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.07.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2023 по делу N А21-16294/2022 ставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Карьер" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Карьер", адрес: 236022, Калининград, ул. Д. Донского, д. 20, лит. LXXV из лит. А, офис 2, ОГРН 1143926021161, ИНН 3916504474, из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченных при подаче кассационной жалобы по платежному поручению от 06.02.2024 N 59.
Председательствующий |
С.В. Соколова |
Судьи |
С.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пункт 7 части 1 статьи 22 Закона N 2395-1 предоставляет недропользователю право обратиться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.
Вместе с тем Закон N 2395-1 не обязывает орган, выдавший лицензию, в любом случае вносить изменения в условия лицензии на пользование недрами. Такие изменения, по смыслу названного Закона, могут быть внесены лишь при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от обстоятельств предоставления лицензии, бремя доказывания наличия которых возлагается на пользователя недр, и при согласии органа, выдавшего лицензию.
...
Сами по себе переоценка доказательств и допущение на ее основе иных выводов относительно того, какие обстоятельства следует считать установленными, не входят в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
...
При подаче кассационной жалобы Общество по платежному поручению от 06.02.2024 N 59 уплатило 3000 руб. государственной пошлины. С учетом положений подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченные 1500 руб. государственной пошлины подлежат возврату Обществу из федерального бюджета."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 марта 2024 г. N Ф07-326/24 по делу N А21-16294/2022