25 марта 2024 г. |
Дело N А56-65111/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Родина Ю.А., судей Васильевой Е.С., Соколовой С.В.,
рассмотрев 25.03.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.10.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2023 по делу N А56-65111/2023,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Мастерфайбр", адрес: 199155, Санкт-Петербург, наб. реки Смоленки, д. 3, корп. 2, пом. 34-Н, ОГРН 1197847247620, ИНН 7801676114 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным уведомления отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, адрес: 194214, Санкт-Петербург, пр. Энгельса, д. 73, лит. А, ОГРН 1027801558223, ИНН 7802114044 (далее - Фонд), от 21.04.2023 о страховом тарифе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обязании Фонда применить в отношении Общества в 2023 году размер страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с фактически осуществляемым заявителем видом экономической деятельности "Производство прочих резиновых изделий" и ставкой страхового тарифа 0,2% к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных лиц и включаются в базу для начисления страховых взносов.
Решением суда первой инстанции от 05.10.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.12.2023, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить решение от 05.10.2023 и постановление от 26.12.2023, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению Фонда, оспариваемое уведомление направлено страхователю правомерно, с соблюдением сроков, с учетом положений действующего законодательства. Податель кассационной жалобы настаивает на том, что законодательством не предусмотрено право Фонда устанавливать тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с момента получения от страхователя заявления, поданного с нарушением установленного срока. Фонд не вправе самостоятельно определять основной вид экономической деятельности и устанавливать страхователю иной, чем наиболее высокий класс профессионального риска в соответствии с кодами Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД), указанными в отношении страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ). Фонд заявляет, что он не наделен полномочиями по пересмотру страхового тарифа, выполняя предусмотренные и возложенные на него законодательством функции при недобросовестности страхователя, нарушившего установленный закон срок, поэтому он не должен возмещать судебные расходы по государственной пошлине. По мнению подателя жалобы, в рассматриваемом случае вынесенное судом первой инстанции решение не должно расцениваться как судебный акт, принятый в пользу Общества.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие. От Фонда в суд кассационной инстанции 22.03.2024 поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Общество в нарушение Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) и Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок N 55), не представило в срок до 17.04.2023 заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности и документы, необходимые для установления ему страхового тарифа для целей уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В связи с непоступлением от страхователя документов о подтверждении основного вида экономической деятельности в установленный срок Фонд 22.04.2023 направил Обществу уведомление о размере страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Согласно уведомлению с учетом вида деятельности " Деятельность по благоустройству ландшафта" (код ОКВЭД 81.30) Обществу определен 11 класс профессионального риска и установлен с января 2023 года тариф на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 1,200% к суммам выплат в пользу застрахованных лиц.
В мае 2023 года Общество обратилось в Фонд с заявлением о пересмотре тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях на 2023 год, отметив, что в 2022 году основным видом его экономической деятельности являлось производство резиновых изделий (код ОКВЭД 22.19). В подтверждение вида деятельности к заявлению Общество приложило соответствующие документы.
Письмом от 23.05.2023 N 78-09/219185 Фонд отказал в принятии к рассмотрению комплекта документов Общества ввиду его представления после 17.04.2023. Как указал Фонд, страхователь отнесен к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами ОКВЭД по данным ЕГРЮЛ.
Посчитав свои права нарушенными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования. Оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями Закона N 125-ФЗ, Порядка N 55, Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 (далее - Правила N 713), суды пришли к выводу, что определение Обществу размера тарифа страховых взносов в повышенном размере, при наличии представленных заявителем сведений для подтверждения основного вида экономической деятельности, является неправомерным.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно статье 17 Закона N 125-ФЗ страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
Страховые тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска; страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком (статьи 21, 22 Закона N 125-ФЗ).
Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам, включая порядок представления сведений о результатах специальной оценки условий труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах, правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 22 Закона N 125-ФЗ).
Правила N 713 определяют порядок отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска в целях установления страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В соответствии с названными Правилами виды экономической деятельности разделяются на группы в зависимости от класса профессионального риска. Классификация видов экономической деятельности по классам профессионального риска, сформированная в соответствии с данными Правилами, утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункты 2 и 3 Правил N 713).
В пункте 8 Правил N 713 указано, что экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами. Основной вид экономической деятельности коммерческой организации - это тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг (пункт 9 Правил N 713).
Согласно пункту 11 Правил N 713 основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, в настоящее время в соответствии с Порядком N 55.
В силу пункта 2 Порядка N 55 основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил N 713.
Пунктом 3 Порядка N 55 предусмотрено, что для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации на бумажном носителе либо в форме электронного документа заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности, справку-подтверждение основного вида экономической деятельности, копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства).
Как следует из пункта 5 Порядка N 55, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 этого Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по ОКВЭД, указанными в отношении этого страхователя в ЕГРЮЛ, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Аналогичные положения содержатся в пункте 13 Правил N 713, согласно которым, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по ОКВЭД, указанными в отношении этого страхователя в ЕГРЮЛ.
Как видно из материалов дела, размер страхового тарифа определен Фондом исходя из вида деятельности "Деятельность по благоустройству ландшафта" (код ОКВЭД 81.30), указанного в ЕГРЮЛ, который имеет наибольший класс профессионального риска.
Вместе с тем, как верно указали суды, сам по себе факт перечисления возможных к осуществлению видов деятельности в ЕГРЮЛ не является доказательством фактического осуществления лицом данного вида деятельности.
Как установлено судами и не опровергнуто Фондом, Общество осуществляет основной вид экономической деятельности - "Производство прочих резиновых изделий" (код ОКВЭД 22.19), страховой тариф которого составляет 0,2%.
Для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь по истечении установленного пунктом 3 Порядка N 55 срока представил в Фонд по месту своей регистрации документы о подтверждении основного вида экономической деятельности.
Доказательства того, что Общество осуществляло свою деятельность по иным видам экономической деятельности, в том числе по такому виду деятельности как "Деятельность по благоустройству ландшафта", Фондом не представлены.
Установив данные обстоятельства, суды указали, что предусмотренное пунктом 5 Порядка N 55 право Фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности и аналогичные положения пункта 13 Правил N 713 являются не санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
Таким образом, страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 Порядка N 55, и после установления Фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить Фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; Фонд должен оценить эти документы и учесть их при определении размера страхового тарифа. Иной подход противоречит принципу дифференцированности страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска осуществляемых видов экономической деятельности.
Выводы судов не противоречат правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926, от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969.
Доводы Фонда об отсутствии у страхователя, не представившего в установленный срок документы, возможности после установления страхового тарифа представить в Фонд документы для подтверждения основного вида экономической деятельности не принимаются как противоречащие вышеназванным правовым позициям.
Доводов относительно неправомерности заявленного Обществом тарифа в кассационной жалобе не приведено.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд при рассмотрении дела проверяет законность принятых судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам.
Приведенные в кассационной жалобе доводы по существу сводятся к несогласию Фонда с толкованием судами норм законодательства применительно к установленным фактическим обстоятельствам дела, что не является основанием для отмены и/или изменения обжалуемых судебных актов.
Существенных нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.10.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2023 по делу N А56-65111/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ю.А. Родин |
Судьи |
Ю.А. Родин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установив данные обстоятельства, суды указали, что предусмотренное пунктом 5 Порядка N 55 право Фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности и аналогичные положения пункта 13 Правил N 713 являются не санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
Таким образом, страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 Порядка N 55, и после установления Фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить Фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; Фонд должен оценить эти документы и учесть их при определении размера страхового тарифа. Иной подход противоречит принципу дифференцированности страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска осуществляемых видов экономической деятельности.
Выводы судов не противоречат правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926, от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969.
...
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.10.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2023 по делу N А56-65111/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 марта 2024 г. N Ф07-3578/24 по делу N А56-65111/2023