27 марта 2024 г. |
Дело N А05-4428/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Кудина А.Г., Мунтян Л.Б.,
при участии от публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания - Россети" Хамидулиной А.Ф. (доверенность от 06.02.2024),
рассмотрев 25.03.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 25.08.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2023 по делу N А05-4428/2023,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания - Россети", адрес: 121353, Москва, Беловежская ул., д. 4, ОГРН 1024701893336, ИНН 4716016979 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, адрес: 163069, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18, ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111 (далее - Министерство), о возложении обязанности произвести перерасчет арендной платы с 01.01.2020 по договорам аренды лесных участков от 09.09.2014 N 1714, N 1715, от 19.09.2014 N 1719, от 25.07.2011 N 1149, N 1148 и от 28.03.2013 N 1511 (далее - Договоры) с учетом коэффициента, учитывающего категорию земель и состояние лесного фонда (для категории лесных земель), равным 0,5.
Решением суда первой инстанции от 25.08.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 15.11.2023, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Министерство просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять по делу новый судебный акт - об отказе в исковых требованиях, ссылаясь на то, что исходя из буквального толкования примечания 7 к таблице 16 "Ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при строительстве, реконструкции и эксплуатации линейных объектов", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310), следует, что при определении размера арендной платы может применяться только один наибольший коэффициент, равный в рамках настоящего спора 0,1 (в соответствии с примечанием 9 к таблице 16, утвержденной Постановлением N 310, к ставкам в отношении лесных участков, находящихся в федеральной собственности, при эксплуатации линейных объектов применяется поправочный коэффициент 0,1). Спорные Договоры заключены для эксплуатации существующей линии электропередач, необходимость прорубки просеки отсутствует. Лесной участок, очищенный от древесно-кустарниковой растительности под линейный объект (линии электропередач), не является просекой. В связи с этим не имеется правовых оснований для применения к расчету арендной платы коэффициента 0,5, установленного примечанием 8 к таблице 16, утвержденной Постановлением N 310, при использовании лесных участков, находящихся в федеральной собственности, занятых просеками.
В судебном заседании представитель Общества просила оставить судебные акты без изменения по мотивам отзыва.
Министерство о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество (арендатор) и Министерство (арендодатель) заключили рассматриваемые Договоры. В соответствии с пунктами 1.4 Договоров лесные участки передаются арендатору для эксплуатации ВЛ 220 кВ "Шангалы-Вельск", ВЛ 220 кВ "Заовражье-Кизема", ВЛ 220 кВ "Кизема-Шангалы", ВЛ 220 кВ "Плесецк-Коноша" в Плесецком районе, ВЛ 220 кВ "Плесецк-Коноша" в Няндомском районе и ВЛ 220 кВ Северодвинская ТЭЦ N 2 - РП Первомайский, в объемах согласно приложениям 3.
ВЛ 220 кВ "Шангалы-Вельск", ВЛ 220 кВ "Заовражье-Кизема", ВЛ 220 кВ "Кизема-Шангалы", ВЛ 220 кВ "Плесецк-Коноша" и ВЛ 220 кВ Северодвинская ТЭЦ N 2 - РП Первомайский, для эксплуатации которых заключены Договоры, являются линейными объектами.
Общество письмом от 22.12.2022 исх. N М7/П6/Р1/1298 обратилось в Министерство с требованием в срок до 20.01.2023 направить ответ на письмо и уточненные расчеты арендной платы по Договорам с применением, помимо понижающего коэффициента 0,1, коэффициента, учитывающего категорию земель и состояние лесного фонда, равного 0,5, ко всей площади арендуемых участков, за период с 01.01.2020 по 31.12.2022 и соответствующие требованиям законодательства расчеты на 2023 год, предупредив, что в случае отказа в перерасчете арендной платы будет вынуждено обратиться в суд за защитой нарушенных прав и интересов.
Письмом от 16.01.2023 исх. N 204-11-24/278 Министерство отказало в перерасчете арендной платы по Договорам, указав, что при использовании лесного участка в целях эксплуатации линейного объекта (ЛЭП) к расчетам арендной платы по Договорам после ввода в эксплуатацию линейных объектов применяется только один понижающий коэффициент 0,1.
Ссылаясь на то, что в расчетах арендной платы по Договорам неправомерно не применен подлежащий применению понижающий коэффициент состояния лесного фонда 0,5, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил иск.
Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В силу части 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 указанной статьи.
На основании части 3 статьи 73 ЛК РФ при использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 ЛК РФ).
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены Постановлением N 310, по смыслу которого размер ставки платы находится в прямой зависимости от качественного и количественного состояния лесных насаждений, видов и целей использования лесного участка, от вида и объемов предоставляемых в пользование лесных ресурсов.
Абзацем четвертым примечания 8 к таблице 16, утвержденной Постановлением N 310, установлено, что при использовании лесных участков, находящихся в федеральной собственности, занятых просеками, дорогами, болотами, каменистыми россыпями, применяется наименьший размер ставки платы, установленной для субъекта Российской Федерации (муниципального образования), с коэффициентом 0,5.
Понижающие коэффициенты применяются исходя из фактического состояния конкретного арендуемого лесного участка, обладающего в силу тех или иных объективных причин определенными свойствами.
Согласно части 3 статьи 6.1 ЛК РФ к нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие).
В ЛК РФ отсутствует определение просеки, при этом из положений части 3 статьи 6.1 ЛК РФ следует, что под просекой понимается часть лесного участка, на которой отсутствует лесная растительность.
Материалами дела подтверждается, что Договоры заключены с целью эксплуатации линейных объектов.
Как указано судами двух инстанций, согласно пункту 8 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России) от 10.07.2020 N 434 (далее - Правила N 434), в целях использования линейных объектов, обеспечения их безаварийного функционирования и эксплуатации, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) гражданами, юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты, осуществляются, в том числе, прокладка и содержание в безлесном состоянии просек вдоль и по периметру линейных объектов. Ширина просеки для линий электропередачи определяется в соответствии с требованиями и размерами охранных зон воздушных линий электропередачи, предусмотренными пунктом "а" приложения к Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 (подпункт "а" пункта 8 Правил N 434).
Аналогичные положения содержались в ранее действовавших Правилах использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 N 223 (пункт 8).
Таким образом, на Обществе, как на владельце линий электропередачи, лежит обязанность по содержанию просеки в соответствии с требованиями и размерами установленной охранной зоны.
Безлесное состояние просек линий электропередачи подтверждается аэрофотоснимками, представленными истцом, и Министерством не отрицается.
При изложенных обстоятельствах, как резюмировали суды, поскольку лесные участки, переданные Обществу в аренду по Договорам, фактически заняты просеками, суды пришли к обоснованному выводу о том, что при определении размера арендной платы за использование участка подлежит применению рассматриваемый поправочный коэффициент 0,5. Применение при расчете арендной платы поправочного коэффициента 0,1, установленного примечанием 9 к таблице 16, утвержденной Постановлением N 310, не исключает применение спорного поправочного коэффициента 0,5, поскольку основания применения данных коэффициентов различны (учитывают состояние лесной растительности применительно к размеру арендной платы и расположение на лесном участке линейного объекта) и не являются взаимоисключающими. Ответчик неправильно истолковывает положения пункта 7 примечания к таблице 16, утвержденной Постановлением N 310. Грамматическое толкование абзаца 4 пункта 8 примечания к таблице 16 Постановления N 310 указывает на то, что его регулирование распространяется на лесные участки, находящихся в федеральной собственности, занятые любыми просеками как нелесных земель, на просеке на постоянной основе не осуществляется древостой и эти участки не могут использоваться для целей заготовки древесины.
Лесоустроительная инструкция, утвержденная приказом Минприроды России от 05.08.2022 N 510, на которую ссылается Министерство, регламентирует правила проведения лесоустройства. В то время как Постановление N 310 в соответствии со статьями 73 и 76 ЛК РФ устанавливает ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Представитель Общества сообщила о направлении ответчиком уведомлений о фактическом исполнении обжалуемых судебных актов.
Таким образом, обжалуемые судебные акты являются по существу правильными, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих их отмену, не допущено, оценка доказательств соответствует требованиям статей 9, 65-71 АПК РФ.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их допустимости, достаточности, достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 25.08.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2023 по делу N А05-4428/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как указано судами двух инстанций, согласно пункту 8 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России) от 10.07.2020 N 434 (далее - Правила N 434), в целях использования линейных объектов, обеспечения их безаварийного функционирования и эксплуатации, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) гражданами, юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты, осуществляются, в том числе, прокладка и содержание в безлесном состоянии просек вдоль и по периметру линейных объектов. Ширина просеки для линий электропередачи определяется в соответствии с требованиями и размерами охранных зон воздушных линий электропередачи, предусмотренными пунктом "а" приложения к Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 (подпункт "а" пункта 8 Правил N 434).
Аналогичные положения содержались в ранее действовавших Правилах использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 N 223 (пункт 8).
...
Лесоустроительная инструкция, утвержденная приказом Минприроды России от 05.08.2022 N 510, на которую ссылается Министерство, регламентирует правила проведения лесоустройства. В то время как Постановление N 310 в соответствии со статьями 73 и 76 ЛК РФ устанавливает ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 марта 2024 г. N Ф07-19/24 по делу N А05-4428/2023