01 апреля 2024 г. |
Дело N А56-104846/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 апреля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Бобарыкиной О.А., Боглачевой Е.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ЛенТех" Носова С.А. (доверенность от 20.08.2021), от публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" Муравьева А.О. (доверенность от 24.11.2023),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛенТех" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.01.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2024 по делу N А56-104846/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЛенТех", адрес: 196641, Санкт-Петербург, пос. Металлострой, дорога на Металлострой, д. 5, корп. 62, лит. А, оф. 2, ОГРН 1077847536480, ИНН 7838387863 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к публичному акционерному обществу "Россети Ленэнерго", адрес: 197227, Санкт-Петербург, Гаккелевская ул., д. 21, лит. А, ОГРН 1027809170300, ИНН 7803002209 (далее - Ленэнерго), об обязании Ленэнерго заключить дополнительное соглашение от 11.10.2021 к договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 03.06.2017 N ОД-СПБ11613-17/15795-Э-17 (далее - Договор) и о взыскании 103 631 руб. 45 коп. неосновательного обогащения.
Решением от 29.04.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.07.2022, в иске отказано.
Постановлением суда округа от 12.10.2022 решение от 29.04.2022 и постановление апелляционного суда от 12.07.20222 отменены; дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по тарифам Санкт-Петербурга (далее - Комитет).
На основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (далее - АПК РФ) Общество уточнило иск и просило обязать Ленэнерго заключить дополнительное соглашение от 11.10.2021 к Договору, в соответствии с которым изложить пункт 10 Договора в следующей редакции: "Размер платы за технологическое присоединение определяется в соответствии с Приказом Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30.12.2016 N 290-р и составляет 218 203 руб. 91 коп. (двести восемнадцать тысяч двести три руб. 91 коп.), включая НДС 20 % - 36 367 руб. 32 коп."
Решением от 23.01.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.01.2024, в иске отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит решение от 23.01.2023, оставленное без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.01.2024, отменить, иск удовлетворить.
По мнению подателя жалобы, ответчик неверно рассчитал ставку платы за технологическое присоединение, необоснованно включив в нее инвестиционную составляющую. Объекты, возведенные по инвестиционной программе, остаются в собственности сетевой организации и не передаются заявителю, в связи с чем на него не может быть возложено бремя строительства объекта для коммерческой организации, которой является сетевая организация. В случае, если в тарифе имеется инвестиционная составляющая, то она может компенсироваться исключительно из тарифов на электроэнергию, а не из оплаты стоимости технологического присоединения. Плата за технологическое присоединение должна рассчитываться на основании подпункта "б" пункта 5 распоряжения Комитета от 30.12.2016 N 290-р "Об установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям публичного акционерного общества "Ленэнерго" на территории Санкт-Петербурга на 2017 год" (далее - Распоряжение N 290-р) и стоимость технологического присоединения должна составлять 218 203 руб. 91 коп.
В отзыве на кассационную жалобу Ленэнерго просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Ленэнерго возражал против ее удовлетворения.
Комитет извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя в суд кассационной инстанции не направил, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Ленэнерго (сетевая организация) и Общество (заявитель) заключили Договор, по которому сетевая организация обязалась осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям по техническим условиям, а заявитель - оплатить услугу в соответствии с условиями Договора.
Согласно пункту 2 Договора технологическое присоединение необходимо для электроснабжения объекта - нежилого здания, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, пос. Металлострой, дорога на Металлострой, д. 5, корп. 62, лит. А, кадастровый номер: 78:37:17412:33:196.
В силу пункта 10 Договора плата за технологическое присоединение определяется в соответствии с Распоряжением N 290-р и составляет 1 006 236 руб. 35 коп., (в том числе налог на добавленную стоимость (далее - НДС) 18 %).
Пунктом 11 Договора определен порядок внесения платы за технологическое присоединение.
Стороны заключили дополнительное соглашение от 27.05.2020 к Договору об изменении кадастрового номера Объекта, об изменении размера платы в связи с увеличением ставки НДС до 20 %, согласно которому размер платы, определенный на основании Распоряжения N 290-р, увеличен до 1 023 291 руб. 20 коп, включая НДС 20 %.
Во исполнение Договора Общество перечислило в адрес Ленэнерго 150 935 руб. 45 коп., что подтверждается платежным поручением от 14.06.2017 N 769.
Стороны оформили акт об осуществлении технологического присоединения от 27.05.2020, который подтверждает технологическое присоединение в установленном порядке и надлежащее исполнение Ленэнерго обязательств по Договору.
В октябре 2021 года Общество, сославшись на необходимость установления ставки платы за технологическое присоединение к электрическим сетям Ленэнерго энергопринимающих устройств заявителя без учета инвестиционной составляющей, обратилось к сетевой компании с требованием об изменении Договора в части его цены путем подписания соответствующего дополнительного соглашения.
По мнению Общества, при расчете стоимости технологического присоединения сетевая компания использовала неверную формулу для расчеты платы, предусмотренную Распоряжением N 290-р, в связи с чем плата должна составлять не 1 023 291 руб. 20 коп, а 47 304 руб.
Ленэнерго отказалось от подписания указанного дополнительного соглашения, что послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.
При новом рассмотрении истец уточнил иск и просил обязать Ленэнерго заключить дополнительное соглашение от 11.10.2021 к Договору, в соответствии с которым изложить пункт 10 Договора в следующей редакции: "Размер платы за технологическое присоединение определяется в соответствии с Приказом Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30.12.2016 N 290-р и составляет 218 203 руб. 91 коп. (двести восемнадцать тысяч двести три руб. 91 коп.), включая НДС 20 % - 36 367 руб. 32 коп."
Суды первой и апелляционной инстанций в иске отказали.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861) регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
Согласно пункту 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им названных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Порядок заключения и исполнения договора урегулирован в разделе II Правил N 861, в котором указано, что договор должен содержать размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики.
В силу пункта 17 Правил N 861 размер платы за технологическое присоединение устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Согласно пункту 4 статьи 23.1 Закона N 35-ФЗ, пункту 3 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования N 1178), плата за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети, к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, подлежат государственному регулированию.
В соответствии с абзацем четвертым пункта 2 статьи 23.2 Закона N 35-ФЗ затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы сетевой организации на обеспечение коммерческого учета электрической энергии (мощности), строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение. При этом не допускается включение расходов сетевой организации, учтенных при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в состав платы за технологическое присоединение и расходов, учтенных при установлении платы за технологическое присоединение, в состав тарифов на услуги по передаче электрической энергии. С 01.01.2011 не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых ЭПУ и (или) объектов электроэнергетики. Состав расходов, включаемых в состав платы за технологическое присоединение, определяется федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Абзацем четвертым пункта 87 Основ ценообразования N 1178 размер платы за технологическое присоединение, в том числе величина стандартизированных тарифных ставок, и состав расходов, включаемых в плату за технологическое присоединение, определяются в соответствии с методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.
Согласно абзацу второму названного пункта, введенному постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2014 N 1116 и действовавшему на момент заключения спорного договора, размер включаемой в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью не превышающей 150 кВт инвестиционной составляющей на покрытие расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики не может превышать 50 процентов величины указанных расходов.
В соответствии с пунктом 11 приказа ФСТ России от 11.09.2012 N 209-э/1 "Об утверждении Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям" (далее - Методические указания) сетевая организация на основе утвержденных ставок и максимальной мощности, запрашиваемой заявителем, рассчитывает размер платы за технологическое присоединение для данного заявителя, включая расходы по мероприятиям, указанным в пункте 16 (кроме подпунктом "б" и "в") Методических указаний, и расходы по мероприятиям "последней мили", указанных в приложении N 1 к Методическим указаниям, осуществляемых на основании выданных сетевой организацией технических условий в зависимости от способа его технологического присоединения и уровня запрашиваемого напряжения.
При рассмотрении спора суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из того, что ставка платы за технологическое присоединение рассчитывается исходя из тарифного решения, действующего на момент обращения с заявкой на осуществление технологического присоединения. Последующий пересчет такой ставки противоречит действующему на момент возникновения правоотношений тарифному законодательству.
Суды установили, что на территории Санкт-Петербурга стандартизированные ставки и ставки за единицу максимальной мощности для расчета платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ответчика на 2017 год утверждены Распоряжением N 290-р.
Ставки для заявителей с максимальной мощностью энергопринимающих устройств не более 150 кВт, установленные Распоряжением N 290-р на период с 01.01.2017 по 30.09.2017, определены комитетом с учетом положений абзаца второго пункта 87 Основ ценообразования N 1178.
Плата по Договору определена на основании ставок, утвержденных Распоряжением N 290-р, и включает средства для компенсации расходов сетевой организации на выполнение организационных мероприятий, указанных в пункте 16 Методических указаний, а также средства для компенсации расходов сетевой организации на выполнение мероприятий, связанных со строительством объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств (далее - объекты "последней мили").
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что величина платы за строительство объектов "последней мили" корректно определена ответчиком с применением соответствующих стандартизированных ставок, утвержденных Распоряжением N 290-р для заявителей с максимальной мощностью энергопринимающих устройств не превышающей 150 кВт, исходя из мероприятий, предусмотренных техническими условиями (установка и оборудование КТП 1X160 тупикового типа максимальной мощностью 150 кВт и прокладка двух кабелей 6 кВ марки АСБ2 л 3X240 в траншее протяженностью 0,05 км), являющимися неотъемлемой часть Договора.
Суды указали, что пунктом 3 Договора определено, что точка присоединения, которой в соответствии с техническими условиями является РУ-0,4 кВ вновь возводимой ТП 6/0,4 кВ, располагается на расстоянии не более 300 метров от границы земельного участка истца, а указание на отсутствие существующих сетей территориальной сетевой организации запрашиваемого уровня напряжения на расстоянии 300 метров от присоединяемого объекта, содержащееся в пункте 7.1 технических условий, на момент заключения Договора повлияло исключительно на срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению, определяемый сетевой организацией в соответствии с подпунктом "б" пункта 16 Правил N 861.
Технические мероприятия, выполняемые сторонами для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к электрически сетям, а также иные технические параметры (точки присоединения, максимальная мощность энергопринимающих устройств, уровень напряжения, схемы технологического присоединения, параметры используемого оборудования, необходимость установления приборов учета и др.) указываются в технических условиях технологического присоединения, которые являются неотъемлемой частью договора.
Оценив представленные в дело документы с учетом конкретных обстоятельств дела, проверив расчет платы за технологическое присоединение, указанный в Договоре, учитывая дату заключения Договора (03.06.2017), суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что Ленэнерго обосновано рассчитывало плату по ставкам установленным, Распоряжением N 290-р, действовавшим в период с 01.01.2017 по 30.09.2017, в связи с чем сделали вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.
При этом представитель Ленэнерго пояснил, что плата за технологическое присоединение рассчитана ответчиком на основании подпункта "в" пункта 5 Распоряжения N 290-р.
Комитет признал расчет платы, произведенный Ленэнерго, обоснованным.
При этом Комитет, указывая на правомерность расчета ответчика, пояснил, что наличие титула инвестиционной программы "Строительство ТП, КЛ для заявителей ООО "Лентех" и ООО "Строй-Кара" по адресу: Санкт-Петербург, п. Металлострой, д. 5" в разделе 1.1 "Технологическое присоединение", указывает на то, что финансирование указанных мероприятий произведено за счет платы за технологическое присоединение, а не за счет бюджетных средств.
Суды не приняли расчет ответчика, который рассчитал плату за технологическое присоединение на основании подпункта "б" пункта 5 Распоряжения N 290-р, поскольку такой расчет противоречит техническим условиям, которые являются неотъемлемой частью Договора.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отказали в иске.
Доводы жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не свидетельствуют о несоответствии выводов судов имеющимся в деле доказательствам и обстоятельствам спора, о неправильном применении норм права.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.01.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2024 по делу N А56-104846/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛенТех" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Плата по Договору определена на основании ставок, утвержденных Распоряжением N 290-р, и включает средства для компенсации расходов сетевой организации на выполнение организационных мероприятий, указанных в пункте 16 Методических указаний, а также средства для компенсации расходов сетевой организации на выполнение мероприятий, связанных со строительством объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств (далее - объекты "последней мили").
...
Суды указали, что пунктом 3 Договора определено, что точка присоединения, которой в соответствии с техническими условиями является РУ-0,4 кВ вновь возводимой ТП 6/0,4 кВ, располагается на расстоянии не более 300 метров от границы земельного участка истца, а указание на отсутствие существующих сетей территориальной сетевой организации запрашиваемого уровня напряжения на расстоянии 300 метров от присоединяемого объекта, содержащееся в пункте 7.1 технических условий, на момент заключения Договора повлияло исключительно на срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению, определяемый сетевой организацией в соответствии с подпунктом "б" пункта 16 Правил N 861."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 апреля 2024 г. N Ф07-2408/24 по делу N А56-104846/2021
Хронология рассмотрения дела:
01.04.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2408/2024
24.01.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-8585/2023
23.01.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-104846/2021
12.10.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-14100/2022
12.07.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-17688/2022
29.04.2022 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-104846/2021