г. Санкт-Петербург |
|
24 января 2024 г. |
Дело N А56-104846/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 января 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Новиковой Е.М., судей Пономаревой О.С., Савиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Москалец О.Е.,
при участии:
от истца - Носов С.А. по доверенности от 20.08.2021,
от ответчика - Муравьев А.О. по доверенности от 24.11.2023,
от третьего лица - Власов А.А. по доверенности от 27.12.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8585/2023) общества с ограниченной ответственностью "ЛенТех" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.01.2023 по делу N А56-104846/2021, принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "ЛенТех" к публичному акционерному обществу "Россети Ленэнерго" об обязании,
третье лицо: Комитет по тарифам Санкт-Петербурга,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЛенТех" (далее - истец, Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к публичном акционерному обществу "Россети Ленэнерго" (далее - ответчик, Ленэнерго) об обязании Ленэнерго заключить дополнительное соглашение от 11.10.2021 к договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 03.06.2017 N ОД-СПБ11613-17/15795-Э-17 и о взыскании 103 631 руб. 45 коп. неосновательного обогащения.
Решением от 29.04.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.07.2022, в иске отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.10.2022 решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.04.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2022 по делу N А56-104846/2021 отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
При новом рассмотрении дела к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по тарифам Санкт-Петербурга (далее - третье лицо, комитет).
Истец заявил ходатайство об уточнении исковых требований, в котором просил обязать ответчика заключить дополнительное соглашение к договору от 11.10.2021 к договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N ОД-СПБ-11613-17/15795-Э-17 от 03.06.2017 в соответствии которым изложить пункт 10 договора в следующей редакции: "10. Размер платы за технологическое присоединение определяется в соответствии с Приказом Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30.12.2016 N 290-р и составляет 218 203 руб. 91 коп. (двести восемнадцать тысяч двести три руб. 91 коп.), включая НДС 20 % - 36367 руб. 32 коп."
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.01.2023 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы, ее податель указал, что для рассматриваемого случая технологического присоединения по спорному договору, приложением к которому являются технические условия, предусматривающие выполнение Ленэнерго только организационно-технических мероприятий, размер платы необходимо было рассчитать исходя из ставки платы за технологическое присоединение в размере, установленном в пункте 5 абз. "а" распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга N 290-р от 30.12.2016 "Об установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям публичного акционерного общества "Ленэнерго" на территории Санкт-Петербурга на 2017 год" (далее - распоряжение N 290-р) для заявителей, если отсутствует необходимость реализации мероприятий последней мили; ответчик не подтвердил правомерность применения в договоре размера платы, рассчитанной на основании подпункта "в" пункта 5 распоряжения N 290-р.
По мнению апеллянта, величина платы не корректно определена сетевой организацией с применением соответствующих стандартизированных ставок, утвержденных распоряжением N 290-р для заявителей с максимальной мощностью энергопринимающих устройств не более 150 кВт, исходя из мероприятий, предусмотренных техническими условиями, являющимися приложением к договору; верным представляется расчет истца, согласно которому размер стоимости технологического присоединения в соответствии с распоряжением N290-р соответствует 218 203 руб. 91 коп.
В судебном заседании присутствовал представитель истца, поддержавший доводы жалобы, представитель ответчика, возражавший против удовлетворения апелляционной жалобы, комитет поддержал свою письменную позицию.
Дело рассмотрено в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), предусматривающей пределы и полномочия суда апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела, Ленэнерго (сетевая организация) и Общество (заявитель) заключили договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 03.06.2017 N ОД-СПБ11613-17/15795-Э-17 (далее - договор), по которому сетевая организация обязалась осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям по техническим условиям, а заявитель - оплатить услугу в соответствии с условиями договора.
Согласно пункту 2 договора технологическое присоединение необходимо для электроснабжения объекта - нежилого здания, расположенного по адресу:
Санкт-Петербург, пос. Металлострой, дорога на Металлострой, д. 5, корп. 62, лит. А, кадастровый номер: 78:37:17412:33:196.
В силу пункта 10 договора плата за технологическое присоединение определяется в соответствии с распоряжением N 290-р и составляет 1 006 236 руб. 35 коп., (в том числе налог на добавленную стоимость (далее - НДС) 18%).
Пунктом 11 договора определен порядок внесения платы за технологическое присоединение.
Стороны заключили дополнительное соглашение от 27.05.2020 к договору об изменении кадастрового номера Объекта, об изменении размера платы в связи с увеличением ставки НДС до 20%, согласно которому размер платы, определенный на основании распоряжения N 290-р, увеличен до 1 023 291 руб. 20 коп., включая НДС 20%.
Общество во исполнение договора перечислило в адрес Ленэнерго 150 935 руб. 45 коп., что подтверждается платежным поручением от 14.06.2017 N 769.
Стороны оформили акт об осуществлении технологического присоединения от 27.05.2020, который подтверждает технологическое присоединение в установленном порядке и надлежащее исполнение Ленэнерго обязательств по договору.
В октябре 2021 года Общество, сославшись на установление ставки платы за технологическое присоединение к электрическим сетям Ленэнерго энергопринимающих устройств заявителя без учета инвестиционной составляющей, обратилось к сетевой компании с требованием об изменении договора в части его цены путем подписания соответствующего дополнительного соглашения.
По мнению Общества, при расчете стоимости технологического присоединения сетевая компания использовала неверную формулу для расчеты платы, предусмотренную распоряжением N 290-р, в связи с чем плата должна составлять не 1 023 291 руб. 20 коп., а 47 304 руб.
Ленэнерго отказалось от подписания указанного дополнительного соглашения, что послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Исследовав повторно по правилам главы 34 АПК РФ документы, представленные в материалах дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывы на жалобу, принимая во внимание письменные пояснения комитета, апелляционная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Пунктом 1 статьи 424 ГК РФ предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N35-ФЗ), пунктом 6 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N861 (далее - Правила N861), технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Правила N 861 регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
Согласно пункту 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им названных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Порядок заключения и исполнения договора урегулирован в разделе II Правил N 861, в котором указано, что договор должен содержать размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики.
В силу пункта 17 Правил N 861 размер платы за технологическое присоединение устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Согласно пункту 4 статьи 23.1 Закона N 35-ФЗ, пункту 3 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования N 1178), плата за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети, к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, подлежат государственному регулированию.
В соответствии с абзацем четвертым пункта 2 статьи 23.2 Закона N 35-ФЗ затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы сетевой организации на обеспечение коммерческого учета электрической энергии (мощности), строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение. При этом не допускается включение расходов сетевой организации, учтенных при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в состав платы за технологическое присоединение и расходов, учтенных при установлении платы за технологическое присоединение, в состав тарифов на услуги по передаче электрической энергии. С 01.01.2011 не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых ЭПУ и (или) объектов электроэнергетики. Состав расходов, включаемых в состав платы за технологическое присоединение, определяется федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В силу абзаца четвертого пункта 87 Основ ценообразования N 1178 размер платы за технологическое присоединение, в том числе величина стандартизированных тарифных ставок, и состав расходов, включаемых в плату за технологическое присоединение, определяются в соответствии с методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.
Согласно абзацу второму указанного пункта, введенному постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2014 N 1116 и действовавшему на момент заключения спорного договора, размер включаемой в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью не превышающей 150 кВт инвестиционной составляющей на покрытие расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики не может превышать 50 процентов величины указанных расходов.
В соответствии с пунктом 11 приказа ФСТ России от 11.09.2012 N 209-э/1 "Об утверждении Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям" сетевая организация на основе утвержденных ставок и максимальной мощности, запрашиваемой Заявителем, рассчитывает размер платы за технологическое присоединение для данного Заявителя, включая расходы по мероприятиям, указанным в пункте 16 (кроме подпунктов "б" и "в") Методических указаний, и расходы по мероприятиям "последней мили", указанных в Приложении N 1 к Методическим указаниям, осуществляемых на основании выданных сетевой организацией технических условий в зависимости от способа его технологического присоединения и уровня запрашиваемого напряжения.
Таким образом, ставка платы за технологическое присоединение рассчитывается исходя из тарифного решения, действующего на момент обращения с заявкой на осуществление технологического присоединения. Последующий пересчет такой ставки противоречит действующему на момент возникновения правоотношений тарифному законодательству.
Как установил суд первой инстанции, на территории Санкт-Петербурга стандартизированные ставки и ставки за единицу максимальной мощности для расчета платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ответчика на 2017 год утверждены распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 30.12.2016 N 290-р "Об установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям публичного акционерного общества "Ленэнерго" на территории Санкт-Петербурга на 2017 год" (далее - распоряжение N 290-р).
Ставки для заявителей с максимальной мощностью энергопринимающих устройств не более 150 кВт, установленные распоряжением N 290-р на период с 01.01.2017 по 30.09.2017, определены комитетом с учетом положений абзаца второго пункта 87 Основ ценообразования.
Плата по договору определена на основании ставок, утвержденных распоряжением N 290-р, и включает средства для компенсации расходов сетевой организации на выполнение организационных мероприятий, указанных в пункте 16 Методических указаний, а также средства для компенсации расходов сетевой организации на выполнение мероприятий, связанных со строительством объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств (далее - объекты "последней мили").
Величина платы за строительство объектов "последней мили" корректно определена ответчиком с применением соответствующих стандартизированных ставок, утвержденных распоряжением N 290-р для заявителей с максимальной мощностью энергопринимающих устройств не превышающей 150 кВт, исходя из мероприятий, предусмотренных техническими условиями (установка и оборудование КТП 1X160 тупикового типа максимальной мощностью 150 кВт и прокладка двух кабелей 6 кВ марки АСБ2л 3X240 в траншее протяжённостью 0,05 км), являющимися неотъемлемой часть договора согласно пункту 16 Правил N 861.
При этом пунктом 3 договора определено, что точка присоединения, которой в соответствии с техническими условиями является РУ-0,4 кВ вновь возводимой ТП 6/0,4 кВ, располагается на расстоянии не более 300 метров от границы земельного участка истца, а указание на отсутствие существующих сетей территориальной сетевой организации запрашиваемого уровня напряжения на расстоянии 300 метров от присоединяемого объекта, содержащееся в пункте 7.1 технических условий, на момент заключения договора повлияло исключительно на срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению, определяемый сетевой организацией в соответствии с подпунктом "б" пункта 16 Правил N 861.
Технические мероприятия, выполняемые сторонами для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к электрически сетям, а также иные технические параметры (точки присоединения, максимальная мощность энергопринимающих устройств, уровень напряжения, схемы технологического присоединения, параметры используемого оборудования, необходимость установления приборов учета и др.) указываются в технических условиях технологического присоединения, которые являются неотъемлемой частью договора.
Порядок и правомерность заключения таких договоров (дополнительных соглашений к ним) между хозяйствующими субъектами, а равно и их исполнение регламентируется в общем порядке разделом 3 части 1 ГК РФ, в специальном порядке - Правилами N 861.
Исследовав и оценив представленные в дело документы по правилам статьи 71 АПК РФ, учитывая конкретные обстоятельства дела, правильно распределив между сторонами бремя доказывания, суд первой инстанции, проверив расчеты технологического присоединения по договору, констатировав, что, учитывая дату заключения договора (03.06.2017) для расчета платы за технологическое присоединение Ленэнерго обосновано рассчитывало плату по ставкам установленным, распоряжением N 290-р, действовавшим в период с 01.01.2017 по 30.09.2017, в связи с чем обоснованно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований.
Отклоняя доводы заявителя жалобы, коллегия судей исходит из того, истец ни в ходе заключения договора, ни в ходе его исполнения и внесения в него изменений, путем подписания дополнительного соглашения, не указывал на свое несогласие с условием и размером платы. Кроме того, Общество подписало акт об осуществлении технологического присоединения, в котором также зафиксирован размер платы, следовательно, приняло от ответчика оказанную ему услугу по технологическому присоединению, однако от исполнения своих обязательств по внесению платы, предусмотренной условиями договора, уклоняется.
При этом третье лицо, указывая на правомерность расчета ответчика, пояснило, что наличие титула инвестиционной программы "Строительство ТП, КЛ для заявителей ООО "Лентех" и ООО "Строй-Кара" по адресу: Санкт-Петербург, п. Металлострой, д. 5" в разделе 1.1 "Технологическое присоединение", указывает на то, что финансирование указанных мероприятий произведено за счет платы за технологическое присоединение, а не за счет бюджетных средств.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, не подтверждены отвечающими требованиям главы 7 АПК РФ доказательствами, основаны на ином толковании правовых норм, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, сделанных при правильном применении норм материального права, и не могут быть признаны основанием к отмене или изменению решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб. при подаче апелляционной жалобы в связи с отказом в ее удовлетворении суд апелляционной инстанции по правилам статьи 110 АПК РФ относит на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.01.2023 по делу N А56-104846/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.М. Новикова |
Судьи |
О.С. Пономарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-104846/2021
Истец: ООО "ЛЕНТЕХ"
Ответчик: ПАО "РОССЕТИ ЛЕНЭНЕРГО"
Хронология рассмотрения дела:
01.04.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2408/2024
24.01.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-8585/2023
23.01.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-104846/2021
12.10.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-14100/2022
12.07.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-17688/2022
29.04.2022 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-104846/2021