09 апреля 2024 г. |
Дело N А56-94463/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Аникиной Е.А. и Мунтян Л.Б.,
при участии от акционерного общества "Невский экологический оператор" Ларионова Р.В. (доверенность от 26.12.2023), от Жилищно-строительного кооператива N 1029 Захаряна К.Б. (доверенность от 24.10.2023),
рассмотрев 09.04.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Невский экологический оператор" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.04.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2023 по делу N А56-94463/2022,
УСТАНОВИЛ:
Жилищно-строительный кооператив N 1029, адрес: 197348, Санкт-Петербург, Богатырский проспект, дом 4, литера "А", ОГРН 10278075833875, ИНН 7814015697 (далее - Кооператив), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области к акционерному обществу "Невский экологический оператор", адрес: 195009, Санкт-Петербург, Апрсенальная улица, дом 1, корпус 2, литера "А", помещение 1Н-23, ОГРН 1217800002826, ИНН 7804678913 (далее - Общество), с исковым заявлением об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора N 1289971-2022/ТКО от 30.12.2021 (далее - Договор) по пунктам 2.2, 3.3.8, 3.3.9, 4.1, 6.2, пункт 1 раздела 2 Приложения 1.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечен Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (далее - Комитет).
Решением суда первой инстанции от 01.04.2023 разногласия, возникшие при заключении Договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между сторонами урегулированы, изложены в следующей редакции:
- пункт 2.2 договора "Потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО, на основании выставленного счета. Датой оплаты считается дата зачисления денежных средств на расчетный счет Регионального оператора".
- пункты 3.3.8 и 3.3.9 из договора исключить.
- пункт 4.1 договора "Учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов производить в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" следующим способом: расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО, установленных в местах накопления ТКО".
- пункт 6.2 изложить в следующей редакции: "В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере, предусмотренном частью 14 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, если иное прямо не предусмотрено жилищным законодательством".
- Раздел 2 Приложения N 1 договора, указать количество контейнеров 10.
Постановлением апелляционного суда от 02.09.2023 решение суда первой инстанции от 01.04.2023 изменено, резолютивная часть решения изложена в следующей редакции:
"Урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора N 1289971-2022/ТКО от 30.12.2021 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между акционерным обществом "Невский экологический оператор" (ИНН: 7804678913) и жилищно-строительным кооперативом N 1029 (ИНН: 7814015697), изложив в следующей редакции:
- пункт 2.2 договора "Потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО, на основании выставленного счета. Датой оплаты считается дата зачисления денежных средств на расчетный счет Регионального оператора".
- пункты 3.3.8 и 3.3.9 из договора исключить.
- пункт 4.1 договора "Учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов производить в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" следующим способом: расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО, установленных в местах накопления ТКО".
- пункт 6.2 изложить в следующей редакции: "В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки".
- Раздел 2 Приложения N 1 договора, указать количество контейнеров 10.
В кассационной жалобе региональный оператор, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит изменить судебные акты. По пункту 4.1 Договора и приложения N 1 к нему Общество не согласно с выводом судов о том, что учет объема ТКО должен производиться расчетным путем исходя из количества контейнеров для складирования ТКО, установленных в местах их накопления, поскольку при согласовании пункта 4.1. Договора в предложенной Товариществом редакции судами не учтено отсутствие технической возможности требуемого истцом способа учета ТКО, которые в своем составе имеют крупногабаритные отходы (далее - КГО) для накопления которых место в Договоре не определено. Выводы судов, как считает региональный оператор, противоречат Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).Также податель жалобы не согласен с исключением пунктов 3.3.8 и 3.3.9.
Определением кассационной инстанции от 12.12.2023 производство по жалобе Общества было приостановлено до вынесения Верховным Судом Российской Федерации судебного акта по делам N А56-64923/2022 и N А56-66706/2022 в связи со схожестью правового регулирования спорного вопроса.
В связи с опубликованием на официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в полном объеме текста Определений Верховного Суда РФ от 11.01.2024 N 307-ЭС23-21450 по делу N А56-66706/2022 и от 16.01.02024 N 307-ЭС23-21438 по делу N А56-64923/2022 (об отказе в передаче кассационной жалобы по указанным делам для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации), определением от 18.03.2024 суд кассационной инстанции назначил на 09.04.2024 судебное заседание для разрешения вопроса о возобновлении производства по кассационной жалобе Общества по делу N А56-94463/2022 и о возможности рассмотрения жалобы в том же судебном заседании.
В соответствии со статьей 146 АПК РФ арбитражный суд возобновляет производство по делу по заявлению лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе после устранения обстоятельств, вызвавших его приостановление, либо до их устранения по заявлению лица, по ходатайству которого производство по делу было приостановлено.
Поскольку в настоящее время обстоятельства, послужившие основанием для приостановления производства по кассационной жалобе устранены, с учетом мнения сторон, производство по жалобе Общества подлежит возобновлению. Препятствий для рассмотрения кассационной жалобы в судебном заседании 09.04.2024 не имеется.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в жалобе, а представитель Кооператива, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов, просил в удовлетворении жалобы отказать.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Между истцом (потребитель) и ответчиком (Региональный оператор) возникли разногласия при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами для нужд истца.
Истец, не согласившись с условиями предложенного ответчиком проекта договора, направил последнему подписанный со своей стороны договор с протоколом разногласий от 12.08.2022.
Кооператив 07.09.2022 получил от Общества протокол урегулирования разногласий, который был отклонен истцом.
Поскольку преддоговорный спор сторонами не урегулирован, Кооператив обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Решением суда первой инстанции урегулированы разногласия, возникшие между сторонами при заключении Договора: спорные пункты Договора утвержден в редакции, предложенной истцом. При этом, суд не принял доводы ответчика о необходимости определения объема ТКО по нормативу в силу пункта 148(30) Правил N 354 и части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и то, что коммерческий учет ТКО (исходя из количества и объема контейнеров) может быть применен Товариществом только при осуществлении раздельного накопления ТКО, сочтя их необоснованными, поскольку, по мнению суда, Правила N 505 не содержат ограничений на применение одного из способов коммерческого учета ТКО.
Апелляционный суд, при повторном рассмотрении спора изменил решение суда первой инстанции, урегулировал разногласия по спорному договору изложив в следующей редакции:
- пункт 2.2 договора изложен в редакции регионального оператора
- пункты 3.3.8 и 3.3.9 из договора исключить.
- пункт 4.1 договора изложен в редакции Кооператива.
- пункт 6.2 изложено в редакции регионально оператора.
- Раздел 2 Приложения N 1 договора, указать количество контейнеров 10.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Общества подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Правоотношения в сфере обращения с отходами регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся в местах их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Правилами N 1156 установлен порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО (пункты 8(1) - 8(20) названных Правил) и утвержден типовой договор.
На основании пунктов 1, 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 ГК РФ).
В пунктах 2, 4 статьи 445 ГК РФ установлено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В силу пунктов 1, 4 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО относится к числу публичных договоров, существенные условия которого определены Законом N 89-ФЗ, а также регулируются нормами для отдельных видов обязательств, содержащихся в главе 39 ГК РФ о возмездном оказании услуг.
Обязанность ответчика, являющегося региональным оператором и осуществляющего деятельность по оказанию услуг по обращению с ТКО, заключить договор с истцом вытекает из положений законодательства и обусловлена характером осуществления им деятельности в области обращения ТКО.
Пунктом 8(10) Правил N 1156 установлено, что в случае если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8(6) и 8(7) настоящих Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем.
Согласно пункту 8(11) Правил N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Пунктом 8(15) Правил N 1156 предусмотрено, что в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) Правил N 1156, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) Правил N 1156.
Специфика законодательства в области обращения с ТКО не отменяет предоставленную законодателем возможность разрешать преддоговорной спор в судебном порядке, предусмотренном статьями 445 - 446 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Урегулирование разногласий в судебном порядке направлено на установление определенности в правоотношениях сторон. При этом в силу третьего абзаца пункта 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", если во время рассмотрения спора о заключении договора одна сторона осуществляет предоставление, а другая сторона его принимает, то пропуск сроков на обращение в суд, установленных статьями 445 и 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в удовлетворении иска.
Таким образом, при очевидном наличии разногласий относительно условий, на которых стороны готовы заключить договор, у судов не имеется оснований для отказа в урегулировании разногласий сторон, возникших в рамках процедуры заключения договора.
Как было сказано выше, порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО и его форма установлены Правилами N 1156.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным и заключается только на условиях Типового договора. Условия конкретного договора, заключенного между сторонами, не соответствующие Типовому договору, ничтожны. Стороны могут лишь дополнить конкретный договор положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации (пункт 5 статьи 426 ГК РФ, пункты 1, 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
В настоящем деле, суды, разрешая возникшие разногласия по редакции пункта 4.1 Договора приняли в указанной части условия Договора в редакции Кооператива, согласно которым учет объема ТКО производится в соответствии с Правилами N 505 расчетным путем исходя из фактического количества контейнеров, для складирования твердых коммунальных отходов.
При этом, суды не согласились с позицией регионального оператора, что способ коммерческого учета ТКО исходя из количества и объема контейнеров может быть применен только при осуществлении раздельного накопления сортированных ТКО.
Суд округа выводы судов по данному пункту считает ошибочными в силу следующего.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 Правил N 1156 к отношениям, возникающим между собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах и управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами, между собственниками помещений, пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, собственниками жилых домов и региональными операторами, между собственниками жилых домов и организациями (в том числе некоммерческими объединениями), которые от своего имени и в интересах собственника жилого дома заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с соответствующими региональными операторами, связанным с обеспечением предоставления указанным собственникам и пользователями коммунальной услуги по обращению с ТКО, положения названных Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу части 5 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО. Под обращением с ТКО для целей указанного кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение ТКО.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления ТКО), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен Правительством Российской Федерации от 06.05.2011 в Правилах N 354.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 N 232 внесены изменения в Правила N 354, согласно которым указанные Правила дополнены разделом XV(1) "Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами" (пункты 148(1) - 148 (49) Правил), в котором установлены особенности осуществления данного вида коммунальной услуги, заключения соответствующего договора, определения объема предоставленной услуги и размер платы за нее.
Согласно подпункту "а" пункта 8 (1) Правил N 1156 в отношении ТКО, образующихся в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 ЖК РФ), договор заключается с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, в порядке, установленном в разделе I (1) названных Правил (пункты 8 (1) - 8(20) Правил).
В силу подпункта "е" пункта 25 Правил N 1156 и абзаца первого пункта 148(13) Правил N 354 способ коммерческого учета количества ТКО (порядок определения объема услуги по обращению с ТКО) является существенным условием договора на оказание услуг по транспортированию ТКО.
По общему правилу, расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении и нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется на основании нормативов накопления ТКО (пункт 148(30) Правил N 354).
В соответствии с пунктом 148(30) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(1) и 9(2) приложения N 2 к этим Правилам, расчет по которым основан на нормативе накопления ТКО.
Абзацем третьим пункта 148 (30) Правил N 354 установлено, что при раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(3) и 9(4) приложения N 2 к данным Правилам соответственно. В основу расчета платы по указанным формулам включен такой показатель, как объем контейнеров, вывезенных с места (площадки) накопления ТКО, за расчетный период.
Таким образом, из приведенных нормативных положений в их совокупной взаимосвязи следует, что способ учета ТКО исходя из объема контейнеров, вывезенных с места накопления ТКО, как верно указал региональный оператор, возможен только при раздельном накоплении сортированных ТКО.
Такая позиция поддержана Верховным Судом РФ в определениях от 11.01.2024 N 307-ЭС23-21450 по делу N А56-66706/2022 и от 16.01.02024 N 307-ЭС23-21438 по делу N А56-64923/2022.
При этом, суд учел правовую позицию изложенную в пункте 12 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами (утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023) и указал, что, потребитель вправе производить коммерческий учет отходов исходя из количества и объема контейнеров, если в субъекте Российской Федерации реализована программа раздельного накопления ТКО и потребитель осуществляет раздельное накопление в соответствии с установленными нормативным правовым актом правилами, то есть по определенным видам отходов и складирования в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО.
Разделами 4, 5 и 6 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Санкт-Петербурга, утвержденного распоряжением Комитета от 01.07.2022 N 371-р (далее - Порядок), установлены правила раздельного накопления с разделением на указанные в разделе 4 категории, с необходимостью складирования их в определенные виды контейнеров, соответствующих установленным разделом 6 требованиям, со специальной маркировкой.
При этом для организации разделенного накопления ТКО в многоквартирном доме требуется, в том числе принятие решения всех собственников жилых и нежилых помещений в доме и обращение к региональному оператору с указанием предлагаемой системы накопления отходов. На основании представленных документов региональный оператор направляет соответствующее уведомление, содержащее информацию о месте нахождения площадки для раздельного накопления, тип реализуемой системы раздельного накопления, технические характеристики и количество контейнеров.
Следовательно, несоблюдение указанных правил раздельного накопления свидетельствует об отсутствии у отходообразователя права требовать установления платы за услуги оператора исходя из объема контейнеров.
В данном случае Кооператив не подтвердил осуществление раздельного накопления сортированных ТКО в порядке, установленном соответствующим нормативным актом на территории Санкт-Петербурга, однако настаивал на включении в Договор условия о способе учета ТКО расчетным путем исходя из количества вывезенных контейнеров совместного складирования всех видов отходов (в том числе крупногабаритных).
Относительно правильности расчетов, постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.11.2021 N 929 установлено, что на территории Санкт-Петербурга оплата коммунальной услуги по обращению с ТКО, предоставленной потребителям в жилых помещениях в многоквартирных домах, осуществляется исходя из общей площади жилого помещения.
Нормативы накопления ТКО на территории Санкт-Петербурга для многоквартирных домов исходя из площади жилых помещений утверждены Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга от 14.04.2017 N 30-р. Норматив накопления ТКО для многоквартирных домов (в год) составляет 0,0792 куб. м с 1 кв. м общей площади жилых помещений.
Принимая во внимание изложенное, пункт 4.1 Договора подлежит изложению в редакции регионального оператора, предусматривающей определение объема оказанной коммунальной услуги по транспортированию ТКО расчетным путем, исходя из установленных нормативов накопления ТКО.
Пункт 3.3.8 Договора предусматривает обязанность потребителя обеспечить беспрепятственный доступ транспорта регионального оператора к месту (площадке) накопления ТКО, а пункт 3.3.9 - не допускать складирования в контейнерах не твердых коммунальных отходов, а также уплотнения отходов, препятствующего выгрузке.
Суды двух инстанций, исключая данные пункты из договора, исходили из того, что Правилами N 1156 обязательность включения указанных запретов в договор не предусмотрена, существенными они не являются и регулируются Порядком.
Однако судами не учтено, что приведенные пункты Договора соответствуют разделу 3.1 Распоряжения Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга от 01.07.2022 N 371-р, пункту 3.7.1 постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, согласно которому организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечить в том числе: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций без переполнения.
СанПиН 2.1.3684-21 также предусмотрено, что контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
В связи с этим указанные пункты подлежат изложению в редакции регионального оператора и не подлежат исключению из условий Договора.
Выводы судов основаны на неправильном применении вышеприведенных нормативных положений, свидетельствуют о неправильном рассмотрении спора по существу. По делу не требуются дополнительное исследование и повторная оценка доказательств; оснований для направления дела на новое рассмотрение не имеется.
Руководствуясь статьями 146, 286, 287 (пункт 2 части 1), 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
возобновить производство по кассационной жалобе акционерного общества "Невский экологический оператор" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.04.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2023 по делу N А56-94463/2022.
Рассмотреть кассационную жалобу в настоящем судебном заседании.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.04.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2023 по делу N А56-94463/2022 об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 30.12.2021 N 185618-2022/ТКО, путем изложения пунктов 3.3.8, 3.3.9 и 4.1, договора в редакции Жилищно-строительного кооператива N 1029 отменить.
Пункты 3.3.8, 3.3.9 и 4.1 договора от 30.12.2021 N 1289971-2022/ТКО изложить в следующей редакции.
Пункт 3.3.8 - обеспечить беспрепятственный доступ транспорта регионального оператора к месту (площадке) накопления твердых коммунальных отходов, указанному в настоящем договоре. Беспрепятственный доступ подразумевает под собой - отсутствие ограничений проезда и проходов в связи с аварийными работами и оставленными без присмотра автомобилями; - отсутствие любых препятствий для свободного осуществления процесса погрузки твердых коммунальных отходов на транспорт регионального оператора, в том числе обеспечить отсутствие загромождений и обледенений твердых коммунальных отходов.
Пункт 3.3.9 - не допускать складирования в контейнерах не твердых коммунальных отходов, а также уплотнения отходов, препятствующего выгрузке; Контейнер может заполняться только до объема, пока может закрываться его крышка (не выше верхней кромки контейнера). Потребителю запрещается прессовать или уплотнять отходы в контейнере.
Пункт 4.1 - учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов производится в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 года N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" следующим способом: расчетным путем, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
При определении объема ТКО по нормативам накопления ТКО, в случае изменения нормативов ТКО, такие нормативы применяются к отношениям сторон с даты вступления в силу (начала действия) соответствующего нормативного акта уполномоченного органа исполнительной власти Санкт-Петербурга (Распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга), независимо от заключения сторонами дополнительного соглашения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"СанПиН 2.1.3684-21 также предусмотрено, что контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
...
возобновить производство по кассационной жалобе акционерного общества "Невский экологический оператор" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.04.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2023 по делу N А56-94463/2022.
...
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.04.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2023 по делу N А56-94463/2022 об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 30.12.2021 N 185618-2022/ТКО, путем изложения пунктов 3.3.8, 3.3.9 и 4.1, договора в редакции Жилищно-строительного кооператива N 1029 отменить."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 апреля 2024 г. N Ф07-18750/23 по делу N А56-94463/2022