07 мая 2024 г. |
Дело N А56-99463/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Кудина А.Г., Мунтян Л.Б.,
при участии от товарищества собственников жилья "Пугачев" Владимировой Н.О. (доверенность от 23.09.2022), от акционерного общества "Невский экологический оператор" Земского Е.Е. (доверенность от 26.12.2023), Алиева Э.Н.о. (доверенность от 26.12.2023),
рассмотрев 06.05.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Пугачев" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2024 по делу N А56-99463/2022,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Пугачев", адрес: 197375, Санкт-Петербург, ул. Пугачева (Мартыновка), д. 2, ОГРН 1037832047791, ИНН 7814148601 (далее - Товарищество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к акционерному обществу "Невский экологический оператор", адрес: 195009, Санкт-Петербург, Арсенальная ул., д. 1, корп. 2, лит. А, пом. 1Н-23 (часть), ОГРН 1217800002826, ИНН 7804678913 (далее - Общество), об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора от 30.12.2021 N 1258055-2022/ТКО (далее - Договор) на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), изложив в следующей редакции:
"1. Дополнить пункт 2.2 Договора "Региональный оператор до 5 (пятого) числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО, направляет Потребителю акт выполненных работ и счет на оплату, исходя из фактического объема оказанной услуги";
2. Пункт 4.1 Договора "Учет объема и (или) массы ТКО производить в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" следующим способом: расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО, установленных в местах накопления ТКО";
3. Раздел 2 Приложения N 1 Договора: "Объем контейнера - 0,66 м3; Тип контейнера - Контейнер пластмассовый с крышкой 0,66 м3; Количество - 3 шт." Добавить графу: Метод учета (по нормативам накопления/по объему и количеству вывезенных контейнеров) с указанием "По объему и количеству вывезенных контейнеров";
Добавить абзац: Крупногабаритные отходы вывозятся Региональным оператором по заявке Потребителя;
4. Пункт 3 Приложения N 1 - удалить.".
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, адрес: 191123, Санкт-Петербург, ул. Чайковского, д. 20, лит. В, ОГРН 1037828007030, ИНН 7815015523 (далее - Комитет).
Решением суда первой инстанции от 27.07.2023 заявленные требования удовлетворены, урегулированы разногласия, возникшие между сторонами при заключении Договора, в редакции истца.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 01.02.2024 решение суда первой инстанции отменено в части урегулирования разногласий, возникших между сторонами при заключении Договора, по пункту 4.1 Договора, указанный пункт изложен в редакции ответчика; Приложение N 1 к Договору изложено в редакции ответчика, исключена фраза "а также техническими возможностями регионального оператора.".
В кассационной жалобе (с учетом дополнения) Товарищество просит отменить постановление апелляционного суда в части урегулирования разногласий по пункту 4.1 Договора и в указанной части оставить в силе решение суда первой инстанции.
Товарищество указывает, что с января 2023 года принято и реализовано решение об организации двухпоточной системы раздельного накопления отходов по адресу нахождения контейнерной площадки истца путем установления дополнительного синего контейнера для раздельного накопления отходов. Таким образом, у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для изложения пункта 4.1 Договора в редакции ответчика, исходя из нормативов накопления ТКО. На момент получения им проекта Договора и на дату вынесения решения суда на территории Санкт-Петербурга отсутствовало организованное раздельное накопление ТКО.
В судебном заседании представитель Товарищества поддержала доводы кассационной жалобы. Представители Общества возразили против удовлетворения кассационной жалобы по мотивам отзыва.
Представители Комитета явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность судебных актов с учетом мнения сторон проверена в кассационном порядке только в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела и установлено судами, многоквартирный дом по адресу: Санкт-Петербург, ул. Пугачева (Мартыновка), д. 2 находится в управлении истца.
Ответчик, являясь региональным оператором по оказанию услуг по обращению с ТКО, разместил типовой договор на оказание услуг по обращению с ТКО в свободном доступе на официальном сайте 08.12.2021; дата начала действия договора - 30.12.2021.
В обоснование требований истец указал, что получил оригинал Договора, подписанный ответчиком. Не согласившись с предложенными условиями Договора, истец направил ответчику протокол разногласий от 30.03.2022.
Поскольку в окончательной редакции спорные условия стороны не согласовали, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Суд первой инстанции урегулировал разногласия, изложив, в частности, пункт 4.1 Договора в редакции истца.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции, изложив, в частности, пункт 4.1 Договора в редакции ответчика.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с положениями статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора; понуждение к заключению договора допускается только в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В силу статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (статья 446 ГК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся в местах их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с ТКО (далее - Правила N 1156), которыми установлен порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО (пункты 8(1) - 8(20) названных Правил) и утвержден типовой договор.
В силу пункта 8(10) Правил N 1156 типовой договор может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации.
При разрешении разногласий в части порядка коммерческого учета ТКО, суд первой инстанции принял условия пункта 4.1 Договора в редакции истца, посчитав, что он с учетом пункта 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), вправе выбрать один из способов коммерческого учета ТКО.
Между тем в данном споре речь идет о многоквартирном доме.
Пунктом 25 Правил N 1156 определено, что одним из существенных условий договора об оказании услуг по транспортированию ТКО является способ коммерческого учета количества ТКО.
В силу пункта 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с Правилами N 505.
Согласно этим Правилам коммерческому учету подлежат объем и (или) масса ТКО с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, или расчетного способа в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО (пункт 1).
Пунктом 5 тех же Правил предусмотрено, что коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Выводы суда первой инстанции о том, что истец как потребитель имеет безусловное право выбора способа коммерческого учета ТКО, предусмотренных пунктом 5 Правил N 505, признаны апелляционным судом необоснованными в силу следующего.
Частью 1 статьи 2 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется, помимо самого Закона, также нормативными правовыми актами Российской Федерации.
К полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относится утверждение правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО (статья 5 Закона N 89-ФЗ).
Таким образом, принимаемые Российской Федерацией в лице уполномоченных органов государственной власти правила коммерческого учета ТКО, исходя из принципа субординационной коллизии нормативных правовых актов, не могут противоречить Закону N 89-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Осуществляя правовое регулирование в области обращения с отходами, Закон N 89-ФЗ в статье 3 устанавливает основные принципы государственной политики в области обращения с отходами, одним из которых является использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот (абзац шестой пункта 1).
Наряду с этим пунктом 8 Правил N 505, принятых во исполнение статьи 5 Закона N 89-ФЗ, предусмотрено, что коммерческий учет ТКО в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 настоящих Правил в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО осуществляется при раздельном накоплении ТКО, что согласуется с изложенными в абзаце шестом пункта 1 статьи 3 Закона N 89-ФЗ принципами государственной политики в области обращения с отходами, поскольку предусмотренный пунктом 8 Правил N 505 порядок направлен на стимулирование собственников ТКО осуществлять раздельное накопление отходов, образованных на территории субъектов Российской Федерации, организовавших деятельность по раздельному накоплению отходов.
Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО, а также утверждение порядка накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления) статьей 6 Закона N 89-ФЗ отнесена к компетенции субъектов Российской Федерации.
Товарищество не учитывает, что при принятии решения об обязании заключить договор или об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, договор считается заключенным с момента вступления в законную силу решения суда (пункт 4 статьи 445 ГК РФ, пункт 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора").
В городе федерального значения Санкт-Петербурге Порядок накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления) утвержден распоряжением Комитета от 01.07.2022 N 371-р.
Согласно пункту 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО.
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 14.04.2017 N 30-р на территории Санкт-Петербурга утверждены нормативы накопления ТКО, в том числе, для многоквартирных домов и нежилых зданий по видам деятельности.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 Правил N 1156 к отношениям, возникающим между собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах и управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами, между собственниками помещений, пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, собственниками жилых домов и региональными операторами, между собственниками жилых домов и организациями (в том числе некоммерческими объединениями), которые от своего имени и в интересах собственника жилого дома заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с соответствующими региональными операторами, связанным с обеспечением предоставления указанным собственникам и пользователями коммунальной услуги по обращению с ТКО, положения названных Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления ТКО), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Разделом XV(1) "Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами" Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительством Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), установлены особенности осуществления данного вида коммунальной услуги, заключения соответствующего договора, определения объема предоставленной услуги и размер платы за нее.
Согласно подпункту "а" пункта 8(1) Правил N 1156 в отношении ТКО, образующихся в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 ЖК РФ), договор заключается с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, в порядке, установленном в разделе I(1) названных Правил (пункты 8(1) - 8(20) Правил).
В силу подпункта "е" пункта 25 Правил N 1156 и абзаца первого пункта 148(13) Правил N 354 способ коммерческого учета количества ТКО (порядок определения объема услуги по обращению с ТКО) является существенным условием договора на оказание услуг по транспортированию ТКО.
По общему правилу, расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении и нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется на основании нормативов накопления ТКО (пункт 148(30) Правил N 354).
В соответствии с пунктом 148(30) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(1) и 9(2) приложения N 2 к этим Правилам, расчет по которым основан на нормативе накопления ТКО.
Абзацем третьим пункта 148(30) Правил N 354 установлено, что при раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(3) и 9(4) приложения N 2 к данным Правилам соответственно. В основу расчета платы по указанным формулам включен такой показатель, как объем контейнеров, вывезенных с места (площадки) накопления ТКО, за расчетный период.
Таким образом, из приведенных нормативных положений в их совокупной взаимосвязи следует, что способ учета ТКО исходя из объема контейнеров, вывезенных с места накопления ТКО, как верно указали региональный оператор и суд апелляционной инстанции, возможен только при раздельном накоплении сортированных ТКО.
Товарищество не отрицает, что для применения указанного способа необходимо определение места нахождения площадки для раздельного накопления, типа реализуемой системы раздельного накопления, технических характеристик и количества контейнеров.
Суды установили, что истцом в материалы дела не представлено надлежащих доказательств организации в установленном порядке в месте накопления ТКО раздельного сбора мусора, истец не опроверг, что участие ранее в пилотном проекте не отменяет и не подменяет необходимости соблюдения установленного порядка организации раздельного сбора в соответствии с Порядком N 371-р. При таких обстоятельствах оснований для определения объема накопления ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, на чем настаивает истец, не имеется.
Таким образом, постановление апелляционного суда в обжалуемой части является по существу правильным, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих его отмену, не допущено, оценка доказательств произведена с учетом требований статей 9, 65-71 АПК РФ в их совокупности и взаимной связи.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их относимости, допустимости, достаточности, достоверности, не допускается (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалованного судебного акта отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2024 по делу N А56-99463/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Пугачев" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По общему правилу, расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении и нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется на основании нормативов накопления ТКО (пункт 148(30) Правил N 354).
В соответствии с пунктом 148(30) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(1) и 9(2) приложения N 2 к этим Правилам, расчет по которым основан на нормативе накопления ТКО.
Абзацем третьим пункта 148(30) Правил N 354 установлено, что при раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(3) и 9(4) приложения N 2 к данным Правилам соответственно. В основу расчета платы по указанным формулам включен такой показатель, как объем контейнеров, вывезенных с места (площадки) накопления ТКО, за расчетный период."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 мая 2024 г. N Ф07-6005/24 по делу N А56-99463/2022