15 мая 2024 г. |
Дело N А42-2527/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Родина Ю.А., Соколовой С.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Валентина" Котельникова А.В. (доверенность от 07.02.2024 N 1), от Администрации Ковдорского муниципального округа Мурманской области Рожина Д.И. (доверенность от 06.05.2024 N 53),
рассмотрев 13.05.2024 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Администрации Ковдорского муниципального округа Мурманской области и общества с ограниченной ответственностью "Валентина" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 14.07.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2024 по делу N А42-2527/2023,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Ковдорского муниципального округа Мурманской области, адрес: 184141, Мурманская обл., г. Ковдор, пл. Ленина, д.1, ОГРН 1025100575554, ИНН 5104001914 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным уведомления Контрольно-счетной палаты Мурманской области, адрес: 183016, г. Мурманск, ул. Софьи Перовской, д. 2, ОГРН 1025100849806, ИНН 5190100401 (далее - Счетная палата), от 01.03.2023 N 07-01/174 о применении бюджетных мер принуждения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Мурманской области, адрес: 183038, г. Мурманск, Кольский пр., д. 1, ОГРН 1025100863160, ИНН 5191501950 (далее - Минфин МО); Министерство градостроительства и благоустройства Мурманской области, адрес: 183006, г. Мурманск, пр. Ленина, д. 75, ОГРН 1205100000016, ИНН 5190082311 (далее - Минград МО); Муниципальное казенное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства Ковдорского муниципального округа", адрес: 184143, Мурманская обл., г. Ковдор, ул. Чехова, д. 4, ОГРН 1025100575940, ИНН 5104003020 (далее - Учреждение); общество с ограниченной ответственностью "Валентина", адрес: 184144, Мурманская обл., г. Ковдор, ул. Коновалова, д. 7, ОГРН 1085108000064, ИНН 5104909505 (далее - Общество).
Решением суда от 14.07.2023, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2024, заявленное требование оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе Администрация, указывая на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований или направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда.
В своей кассационной жалобе Общество, также указывая на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
Податели кассационных жалоб настаивают на выполнении работ по устройству и посеву газона площадью 19 360 м2 на благоустраиваемой территории в г. Ковдоре Мурманской области; выводы проверяющих Счетной палаты о невыполнении спорных работ основаны исключительно на визуальном осмотре территории и сделаны без учета климатических условий Крайнего Севера.
В судебное заседание явились представители Администрации и Общества.
Представители иных лиц, участвующих в деле, не явились, что не препятствует рассмотрению кассационных жалоб.
Представитель Общества заявил ходатайство об объявлении перерыва в судебном заседании для ознакомления с поступившими в материалы дела отзывами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе может объявить перерыв в судебном заседании.
В данном случае в материалы дела поступили ходатайства от лиц, участвующих в деле, о рассмотрении кассационных жалоб в отсутствие представителей.
При таком положении судом кассационной инстанции не установлено достаточных оснований для объявления перерыва в судебном заседании.
Представители Администрации и Общества поддержали доводы, изложенные в кассационных жалобах.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением Правительства Мурманской области от 28.08.2017 N 430-ПП (далее - Постановление N 430-ПП) утверждена государственная программа Мурманской области "Формирование современной городской среды Мурманской области", которой предусмотрено оказание содействия и финансовой поддержки муниципальным образованиям Мурманской области в целях повышения уровня благоустроенности территорий муниципальных образований Мурманской области, в том числе в рамках федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" и муниципальных программ формирования современной городской среды на 2018 - 2022 годы.
Также Постановлением N 430-ПП утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов на создание комфортной городской среды и исторических поселениях - участниках Всероссийского конкурса лучших проектов создания городской среды (приложение N 12 к государственной программе, далее - Правила).
На основании пункта 3 Правил средства поддержки предоставляются бюджетам муниципальных образований Мурманской области, которые являются участниками конкурса, проводимого в соответствии с Правилами предоставления средств государственной поддержки из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для поощрения муниципальных образований - победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.2018 N 237 (далее - Конкурс), в виде иных межбюджетных трансфертов для реализации проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях в рамках проведения Конкурса.
Целевым назначением иного межбюджетного трансферта является финансовое обеспечение реализации проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях - участниках Конкурса.
Иные межбюджетные трансферты носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
В соответствии с Законом Мурманской области от 24.12.2020 N 2585-01-ЗМО "Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" в 2021 году Минграду МО, как главному распорядителю бюджетных средств, предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление муниципальным образованиям иного межбюджетного трансферта на создание комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях - участниках Всероссийского конкурса лучших проектов создания городской среды.
Минград МО и Администрация 28.01.2021 заключили соглашение N 8/ИМБТ (с учетом дополнительного соглашения от 21.07.2021 N 1) о предоставлении из областного бюджета иного межбюджетного трансферта на создание комфортной городской среды с объемом финансового обеспечения в сумме 55 677 093,31 руб., в том числе за счет средств областного бюджета в сумме 46 885 697,44 руб. (далее - Соглашение).
Пунктом 4.3.7 Соглашения предусмотрено, что получатель - Администрация обязуется завершить реализацию проекта не позднее 30.09.2021, вернуть иные межбюджетные трансферты в полном объеме в случае нарушения срока реализации проекта.
На основании решения Совета депутатов Ковдорского района Мурманской области от 24.12.2020 N 102 "О бюджете муниципального образования Ковдорский район на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" Администрация является главным распорядителем средств местного бюджета, в том числе средств, предоставляемых из областного бюджета в виде иного межбюджетного трансферта на создание комфортной городской среды.
Предоставленные в рамках Соглашения бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доведены Администрацией до Учреждения.
В целях реализации проекта создания комфортной городской среды Учреждение заключило с Обществом муниципальный контракт от 14.04.2021 N 2135104003020-0017 (далее - Контракт) на выполнение работ по благоустройству общественной территории в г. Ковдор со сроком их окончания не позднее 15.09.2021 и стоимостью 55 355 640,95 руб., в том числе за счет средств областного бюджета - 46 615 002,31 руб., местного бюджета - 8 740 638,64 руб.
Техническим заданием к Контракту предусмотрены работы по восстановлению газонов, а именно: подготовке почвы для устройства партерного обыкновенного газона с нанесением растительной земли механизированным способом на площади 19360 м2, а также посев газонов партерных обыкновенных вручную на площади 19360 м2.
Согласно актам о приемке выполненных работ от 06.09.2021 N 1 и от 05.10.2021 N 2 Обществом выполнены и Учреждением приняты и оплачены работы по подготовке почвы для газона с внесением растительной земли механизированным способом и проведен посев газонов вручную на общественной территории площадью 19 360 м2 общей стоимостью 11 917 747,65 руб. (платежные поручения от 13.09.2021 N 630152, от 15.09.2021 N 674070, от 29.10.2021 N 445327).
На основании плана работы на 2022 года и распоряжения от 20.05.2022 N 28 Счетной палатой в период с 06.06.2022 по 06.07.2022 проведено контрольное мероприятие по вопросу проверки законности и эффективности использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета бюджету муниципального образования Ковдорский муниципальный округ Мурманской области на реализацию отдельных мероприятий государственной программы "Формирование современной городской среды в 2021 году и истекшем периоде 2022 года (совместно с контрольно-счетными органами муниципального образования)", по результатам которого составлен акт от 06.07.2022 и утвержден отчет от 31.01.2023.
В результате проверки Счетной палатой установлено, что Учреждением приняты и оплачены фактически невыполненные работы по устройству и посеву газона площадью 19360 кв.м на общественной территории, что свидетельствует о нереализованном проекте создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях - участниках конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды, а бюджетные средства в сумме 11 917 747,65 руб. (средства областного бюджета - 10 035 935,30 руб., средства местного бюджета - 1 881 812,35 руб.), доведенные Администрацией в целях реализации проекта создания комфортной городской среды, направлены и оплачены на цели, не соответствующие целям, определенным в Соглашении, что свидетельствует о нецелевом их использовании.
На основании акта проверки и в соответствии с пунктом 5 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пунктом 8 Закона Мурманской области от 17.09.2011 N 1389-01-ЗМО "О Контрольно-счетной палате Мурманской области" Счетная палата выдала уведомление от 01.03.2023 N 07-01/174 о применении в отношении Администрации бюджетных мер принуждения, предусмотренных пунктом 3 статьи 306.4 БК РФ, в части средств областного бюджета в сумме 10 035 935,30 руб.
Администрация, не согласившись с указанным уведомлением о применении бюджетных мер принуждения, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, изучив обстоятельства дела, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, придя к выводу о несоблюдении Администрацией принятых на себя обязательств по использованию средств бюджета в виде иного межбюджетного трансферта на создание комфортной городской среды в соответствии с условиями Соглашения и дополнительных соглашений к нему, руководствуясь положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, признали законным оспариваемое уведомление Счетной палаты о применении бюджетных мер принуждения и отказали в удовлетворении заявленного требования.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов представленным доказательствам, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Статьей 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных средств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Обязанность обеспечения результативности и целевого характера использования бюджетных средств возложена на получателя бюджетных средств (статья 162 БК РФ).
В силу пункта 1 статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), главным администратором (администратором) бюджетных средств, государственным (муниципальным) заказчиком нарушение положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
Пунктом 1 статьи 306.2 БК РФ предусмотрено, что бюджетная мера принуждения применяется за совершение бюджетного нарушения, предусмотренного главой 30 данного Кодекса, на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.
В соответствии с пунктом 2 статьи 306 БК РФ бюджетная мера принуждения может быть реализована, в том числе в форме бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
К бюджетным нарушениям относится, в частности нецелевое использование бюджетных средств (статья 306.4 БК РФ).
Нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (часть 1 статьи 306.4 БК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 306.4 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств, источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являлся межбюджетный трансферт, имеющий целевое назначение, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных не по целевому назначению, или сокращение предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований).
Суды, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, установили, что Администрацией нарушены условия расходования полученного из областного бюджета иного межбюджетного трансферта, поскольку выделенные бюджетные средства направлены и оплачены на цели, не соответствующие определенным в Соглашении о предоставлении указанных бюджетных средств на создание комфортной городской среды, что свидетельствует о нецелевом их использовании.
На основании представленных доказательств, в том числе акта проверки от 06.07.2022, акта осмотра от 22.06.2022 и приложенных к нему фотоматериалов, суды установили, что предусмотренные Контрактом работы по устройству и посеву газона площадью 19360 м2 на соответствующей общественной территории в г. Ковдоре Мурманской области фактически не выполнены - не осуществлена подготовка почвы с внесением земли для устройства газона и не проведен посев газонов по всей площади (кроме газона перед входом в ГДК); грунт на газонах не очищен и не разровнен, видны следы прошлогодней травы, сорняков, иной растительности, камней, пни не выкорчеваны, отсутствует трава на большей части территории, подлежащей благоустройству.
Представленные Администрацией фотоматериалы не приняты судами в качестве доказательств, свидетельствующих о выполнении спорных работ, поскольку часть фотографий подтверждают именно отсутствие работ, а часть - осуществление работ в 2022 году, то есть после сдачи и приемки работ и проведения Счетной палатой проверки.
Также суды учли, что согласно представленным актам о приемки выполненных работ от 06.09.2021 N 1, от 05.10.2021 N 2 работы по подготовке почвы и посеву газонов проводились в период с 01 по 15 сентября 2021 года, то есть с нарушением рекомендуемых сроков озеленения для данного климатического региона, установленных СП82.13330.2016 "Свод правил. Благоустройство территорий, на которые имеется ссылка в муниципальном контракте".
Кроме того, суды приняли во внимание, что постановлением мирового судьи судебного участка Ковдорского судебного района Мурманской области от 28.04.2023 по делу N 5-108/2023 также установлен факт расходования средств целевого межбюджетного трансфера на оплату фактически невыполненных работ по восстановлению газонов по Контракту.
С учетом изложенного является обоснованным вывод судов об отсутствии правовых оснований для признания недействительным оспариваемого уведомления Счетной палаты и удовлетворения заявленных Администрацией требований.
Приведенные Администрацией и Обществом в кассационных жалобах доводы не опровергают выводы судов и, по существу, направлены на иную оценку доказательств по делу, что в полномочия суда кассационной инстанции не входит. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального права к установленным фактическим обстоятельствам дела и (или) нарушении требований процессуального законодательства.
Поскольку фактические обстоятельства установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационных жалоб.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 14.07.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2024 по делу N А42-2527/2023 оставить без изменения, а кассационные жалобы Администрации Ковдорского муниципального округа Мурманской области и общества с ограниченной ответственностью "Валентина" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Лущаев |
Судьи |
С.В. Лущаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"К бюджетным нарушениям относится, в частности нецелевое использование бюджетных средств (статья 306.4 БК РФ).
Нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (часть 1 статьи 306.4 БК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 306.4 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств, источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являлся межбюджетный трансферт, имеющий целевое назначение, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных не по целевому назначению, или сокращение предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 мая 2024 г. N Ф07-3339/24 по делу N А42-2527/2023
Хронология рассмотрения дела:
05.12.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-29534/2024
15.05.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-3339/2024
28.01.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-29627/2023
27.09.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-12230/2023
14.07.2023 Решение Арбитражного суда Мурманской области N А42-2527/2023
03.07.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-13687/2023