20 мая 2024 г. |
Дело N А21-6541/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Баженовой Ю.С. и Рудницкого Г.М.,
при участии от Федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт" Вальтер М.А. (доверенность от 01.02.2024 N 25),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Федерального государственного казенного учреждения "Балтийский отдел имущественных отношений" и Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.09.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2023 по делу N А21-6541/2023,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Росморпорт", адрес: 127030, Москва, Сущевская ул., д. 19, стр. 7, ОГРН 1037702023831, ИНН 7702352454 (далее - ФГУП "Росморпорт", предприятие), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к федеральному государственному казенному учреждению "Балтийский отдел имущественных отношений", адрес: 236022, г. Калининград, ул. Кирова, д. 24-26, В/Г 62, ОГРН 1083917001740, ИНН 3901004599 (далее - ФГКУ "Балтийский отдел имущественных отношений", учреждение), и Министерству обороны Российской Федерации, адрес: 119019, Москва, ул. Знаменка, д. 19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261, об обязании учреждения согласовать схемы расположения земельного участка 39:14:030108:6:ЗУ1 площадью 1207 кв. м, образованного из земельного участка с кадастровым номером 39:14:030108:6, и земельного участка 39:14:030102:4:ЗУ1 площадью 66 кв. м, образованного из земельного участка с кадастровым номером 39:14:030102:4, с сохранением исходных земельных участков в измененных границах; об обязании Министерства обороны принять решение об утверждении схем расположения земельного участка 39:14:030108:6:ЗУ1 площадью 1207 кв. м, образованного из земельного участка с кадастровым номером 39:14:030108:6, и земельного участка 39:14:030102:4:ЗУ1 площадью 66 кв. м, образованного из земельного участка с кадастровым номером 39:14:030102:4, с сохранением исходных земельных участков в измененных границах; о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования учреждения на земельный участок 39:14:030108:6:ЗУ1 площадью 1207 кв. м, образованный из земельного участка с кадастровым номером 39:14:030108:6, и земельный участок 39:14:030102:4:ЗУ1 площадью 66 кв. м, образованный из земельного участка с кадастровым номером 39:14:030102:4.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области (далее - ТУ Росимущества) и Федеральное агентство морского и речного транспорта.
Решением суда от 25.09.2023 иск удовлетворен. Постановлением апелляционного суда от 25.12.2023 решение от 25.09.2023 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФГКУ "Балтийский отдел имущественных отношений" просит решение и постановление отменить и вынести новый судебный акт об отказе в иске. Податель считает, что вывод суда первой инстанции о возмещении ответчиками в указанном порядке понесенных истцом расходов по уплате государственной пошлины при обращении в суд нельзя признать законным, поскольку ответчики являются солидарными должниками и должны возмещать издержки истца в солидарном порядке. Податель жалобы ссылается на то, что данное дело должно рассматриваться в порядке главы 24 АПК РФ и следует применить трехмесячный срок на обжалование действий (бездействия) государственных органов, который предприятие пропустило.
В кассационной жалобе Министерство обороны просит решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы. Податель жалобы ссылается на то, что спор подлежит рассмотрению в порядке главы 24 АПК РФ и должен применяться трехмесячный срок на обжалование. По мнению подателя жалобы, судебные акты приняты с нарушением правил о подсудности, в связи с тем, что заинтересованное лицо по заявленным требованиям является Министерство обороны, зарегистрированное по адресу: Москва, ул. Знаменка, д. 19, на основании чего, спор подлежит передачи в Арбитражный суд города Москвы.
В отзыве на кассационную жалобу ФГУП "Росморпорт" просит решение и постановление оставить без изменения, соглашаясь с изложенными в них выводами.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке. В судебном заседании кассационной инстанции представитель ФГУП "Росморпорт" обратился с просьбой отказать в удовлетворении жалоб.
Другие участвующие в деле лица о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалобы рассмотрены в их отсутствие.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалобы не подлежат удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее. Распоряжением ТУ Росимущества в Калининградской области от 11.11.2010 N 785-р "О передаче государственного имущества Российской Федерации" передано ФГУП "Росморпорт" на праве хозяйственного ведения сооружение - часть N 1 причала N 2 паромной переправы литера "I" из литеры А. Указанный объект площадью 1885,8 кв. м, расположенный по адресу: Калининградская область, Балтийский городской округ, город Балтийск, набережная Малая, сооружение N 2, поставлен на кадастровый учет 02.07.2011, ему присвоен кадастровый номер 39:14:030108:37. Право хозяйственного ведения ФГУП "Росморпорт" на указанное сооружение зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), что подтверждается выпиской из ЕГРН от 10.04.2023, запись N 39-39-02/338/2012-368 от 21.11.2012. На момент передачи объекта ФГУП "Росморпорт" земельный участок для его эксплуатации не сформирован.
Названный объект частично расположен на земельных участках с кадастровыми номерами 39:14:030108:6, 39:14:030108:4, 39:00:000000:19238, 39:00:000000:19237, правообладателем которых является Российская Федерация. Земельные участки с кадастровыми номерами 39:14:030108:6 и 39:14:030108:4 имеют вид разрешенного использования: "для нужд Министерства обороны Российской Федерации" и принадлежат на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ "Балтийский отдел имущественных отношений".
Поскольку проект межевания территории в границах земельных участков с кадастровыми номерами 39:14:030108:6 и 39:14:030108:4 не разрабатывался, по заявлению ФГУП "Росморпорт" кадастровым инженером ООО "Центр кадастровых услуг" Скляровым М.Б. разработаны схемы расположения земельных участков, необходимых для обслуживания сооружения, путем раздела земельных участков, а именно: из земельного участка с кадастровым номером 39:14:030108:6 образован путем раздела земельный участок с кадастровым номером 39:14:030108:6:ЗУ1 площадью 1207 кв. м с сохранением исходного земельного участка в измененных границах, из земельного участка с кадастровым номером 39:14:030102:4 образован путем раздела земельный участок с кадастровым номером 39:14:030102:4:ЗУ1 площадью 66 кв. м. с сохранением исходного земельного участка в измененных границах.
11.01.2022 ФГУП "Росморпорт" обратилось к ФГКУ "Балтийский отдел имущественных отношений" с просьбой утвердить разработанные кадастровым инженером схемы расположения земельных участков, необходимых для обслуживания сооружения, на кадастровом плане территории. В ответе от 18.02.2022 учреждение указало, что представленные схемы расположения земельных участков соответствуют требованиям приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 N 762, и они направлены на согласование командующему Балтийским флотом. В ответе от 05.04.2022 учреждение сообщило, что формирование земельных участков согласно представленным схемам командованием Балтийского флота не поддерживается.
В целях урегулирования вопроса по образованию земельных участков, необходимых для использования сооружения, ФГУП "Росморпорт" направило командующему Балтийским флотом обращение от 24.5.2022, на которое дан ответ о нецелесообразности образования с целью его последующего высвобождения в казну Российской Федерации земельного участка под объектом, принадлежащим предприятию на праве хозяйственного ведения.
На основании постановления администрации муниципального образования "Балтийский городской округ" от 03.06.2022 N 406 для целей эксплуатации названного сооружения из земель государственной неразграниченной собственности сформированы и 04.07.2022 поставлены на кадастровый учет смежные земельные участки с кадастровыми номерами 39:00:000000:19238 и 39:00:000000:19237. В отношении указанных земельных участков зарегистрировано право собственности Российской Федерации, что подтверждается выписками из ЕГРН от 10.04.2023.
01.09.2022 вступил в силу приказ Росреестра от 19.04.2022 N П/0148 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе". Пунктом 4 приказа установлены критерии подготовки схемы расположения земельных участков. В связи с этим 13.09.2022 кадастровым инженером внесены корректировки в схемы расположения земельных участков от 09.12.2021 в части отображения границ сформированных земельных участков с кадастровыми номерами 39:00:000000:19238 и 39:00:000000:19237.
ФГУП "Росморпорт" обратилось в Департамент военного имущества Министерства обороны Российской Федерации 21.09.2022 с просьбой принять решение об утверждении схем расположения земельных участков от 13.09.2022. На это обращение 28.11.2022 получен ответ о несогласовании представленных схем в связи с наличием замечаний. 26.12.2022 ФГУП "Росморпорт" повторно направило схемы в Департамент военного имущества Министерства обороны Российской Федерации для согласования. ФГУП "Росморпорт" получен ответ от 09.02.2023 о том, что решение о согласовании схем расположения земельных участков не принято в связи с выраженным отказом командования Балтийским флотом.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения предприятия в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав установленные по делу обстоятельства и имеющиеся в деле доказательства, оценив доводы истца и возражения ответчиков, пришли к выводу о том, что отказ в согласовании и утверждении схем расположения земельных участков, сформированных под объектом недвижимости, переданным предприятию на праве хозяйственного ведения, является необоснованным, и удовлетворили требования предприятия.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права и исходя из изложенных в кассационных жалобах доводов, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Одним из принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Как следует из материалов дела, и не оспаривается участвующими в деле лицами, принадлежащее на вещном праве ФГУП "Росморпорт" сооружение, являющееся объектом недвижимого имущества, расположено на частях земельных участков, относящихся к землям Вооруженных Сил и принадлежащих учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования. Суды правомерно сослались на то, что ФГУП "Росморпорт" пользуется такими же правами, которыми наделен собственник сооружения и вправе осуществлять устранение нарушений его прав в порядке статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование земельного участка, находящегося в государственной собственности, без проведения торгов установлен статьёй 39.14 ЗК РФ и предусматривает подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Как следует из пункта 2 статьи 11.3 ЗК РФ, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Порядок подготовки схемы расположения земельного участка регламентирован статьёй 11.10 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 13 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из пункта 71 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны Российской Федерации, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил.
Согласно пункту 8 статьи 11.2 ЗК РФ споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке.
Суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что отказ в согласовании и утверждение ответчиками схем расположения земельных участков нарушает права истца на использование объекта по целевому назначению, поскольку в отсутствие прав на земельные участки, на которых находится сооружение, предприятие в силу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации лишено возможности проводить реконструкцию и капитальный ремонт объекта. Суды также установили, что указанное сооружение предназначено для обеспечения единственно возможного транспортного сообщения путём организации бесперебойной и безопасной паромной переправы между Балтийской косой и материковой частью г. Балтийска (стоянка и обслуживание судов, обслуживание пассажиров, посадка и высадка пассажиров, переправа автотранспорта, спецтехники коммунальных служб и т.д.).
Суды установили, что подготовленные по заказу предприятия схемы расположения земельных участков соответствуют требованиям закона, обоснованно посчитали, что приведенные учреждением и Министерством обороны возражения о нецелесообразности образования земельного участка под принадлежащим предприятию сооружением и о неиспользовании земельных участков учреждением являются неправомерными, и сделали правильный вывод о том, что оснований для отказа в согласовании и утверждении схем земельных участков не имеется.
Суды в соответствии с правовой позицией, изложенной в пунктах 52, 53, 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", установив, что с момента возникновения права собственности истца на сооружения причала к нему перешли права в отношении тех частей земельных участков, которые необходимы для использования сооружения, удовлетворили требование о прекращении права учреждения в отношении земельных участков 39:14:030108:6:ЗУ1 и 39:14:030102:4:ЗУ1, образованных из земельных участков с кадастровыми номерами 39:14:030108:6 и 39:14:030102:4, с сохранением исходных земельных участков в измененных границах.
Вопреки доводам подателей жалоб нарушений норм процессуального законодательства, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения по существу спора судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Исходя из предмета и оснований данного спора, суды правомерно рассмотрели требования предприятия в исковом порядке, что соответствует правовому подходу, приведённому в пункте 56 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ N 10/22, поскольку они направлены на оспаривание права постоянного (бессрочного) пользования учреждения на земельный участок 39:14:030108:6:ЗУ1 площадью 1207 кв. м, образованный из земельного участка с кадастровым номером 39:14:030108:6, и земельный участок 39:14:030102:4:ЗУ1 площадью 66 кв. м, образованный из земельного участка с кадастровым номером 39:14:030102:4.
Иск рассмотрен судом с соблюдением правил подсудности в соответствии с положениями, установленными частями второй и седьмой статьи 36 АПК РФ, по месту нахождения одного из ответчиков. Судебные расходы распределены судом в соответствии с порядком, предусмотренным статьёй 110 АПК РФ, и взысканы с ответчиков в пользу истца в соответствии с заявленными истцом требованиями и принятым судом решением по существу спора в отношении каждого из ответчиков, исходя из реализации ими процессуальных прав и выполнения процессуальных обязанностей, с учётом того, что истцом при подаче иска уплачена государственная пошлина в размере 18 000 руб.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает установленных статьёй 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.09.2023 (с учетом определения об исправлении опечатки от 02.02.2024) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2023 по делу N А21-6541/2023 оставить без изменения, а кассационные жалобы Федерального государственного казенного учреждения "Балтийский отдел имущественных отношений" и Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.И. Сапоткина |
Судьи |
Т.И. Сапоткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды в соответствии с правовой позицией, изложенной в пунктах 52, 53, 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", установив, что с момента возникновения права собственности истца на сооружения причала к нему перешли права в отношении тех частей земельных участков, которые необходимы для использования сооружения, удовлетворили требование о прекращении права учреждения в отношении земельных участков 39:14:030108:6:ЗУ1 и 39:14:030102:4:ЗУ1, образованных из земельных участков с кадастровыми номерами 39:14:030108:6 и 39:14:030102:4, с сохранением исходных земельных участков в измененных границах.
...
Исходя из предмета и оснований данного спора, суды правомерно рассмотрели требования предприятия в исковом порядке, что соответствует правовому подходу, приведённому в пункте 56 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ N 10/22, поскольку они направлены на оспаривание права постоянного (бессрочного) пользования учреждения на земельный участок 39:14:030108:6:ЗУ1 площадью 1207 кв. м, образованный из земельного участка с кадастровым номером 39:14:030108:6, и земельный участок 39:14:030102:4:ЗУ1 площадью 66 кв. м, образованный из земельного участка с кадастровым номером 39:14:030102:4."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 мая 2024 г. N Ф07-2531/24 по делу N А21-6541/2023
Хронология рассмотрения дела:
24.03.2025 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1233/2025
16.12.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-28412/2024
20.05.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2531/2024
25.12.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-36307/2023
25.09.2023 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-6541/2023