г. Санкт-Петербург |
|
25 декабря 2023 г. |
Дело N А21-6541/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Балакир М.В., Нестерова С.А.
при ведении протокола судебного заседания: Зотовой А.И.
при участии: согласно протоколу судебного заседания от 13.12.2023
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-36307/2023, 13АП-37066/2023) Министерства обороны Российской Федерации и Федерального государственного казенного учреждения "Балтийский отдел имущественных отношений" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.09.2023 по делу N А21-6541/2023 (судья Зинченко С.А.), принятое по иску:
истец: Федеральное государственное унитарное предприятие "Росморпорт"
ответчики: 1. Федеральное государственное казенное учреждение "Балтийский отдел имущественных отношений"; 2. Министерство обороны Российской Федерации
3-и лица: 1. Территориальное управления Росимущества в Калининрадской области; 2. Федеральное агентство морского и речного транспорта
об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Росморпорт" (далее - ФГУП "Росморпорт", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с исковым заявлением к ФГКУ "Балтийский отдел имущественных отношений" (далее - Учреждение) и к Министерству обороны Российской Федерации (далее - Министерство)
- об обязании учреждения согласовать схемы расположения вновь образованного земельного участка 39:14:030108:6:ЗУ1 площадью 1207 кв.м, образованного из земельного участка с кадастровым номером 39:14:030108:6, и земельного участка 39:14:030102:4:ЗУ1 площадью 66 кв.м, образованного из земельного участка с кадастровым номером 39:14:030102:4, с сохранением исходных земельных участков в измененных границах;
- об обязании Министерство обороны РФ принять решение об утверждении схем расположения земельного участка 39:14:030108:6:ЗУ1 площадью 1207 кв.м, образованного из земельного участка с кадастровым номером 39:14:030108:6, и земельного участка 39:14:030102:4:ЗУ1 площадью 66 кв.м, образованного из земельного участка с кадастровым номером 39:14:030102:4, с сохранением исходных земельных участков в измененных границах;
- о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования учреждения на земельный участок 39:14:030108:6:ЗУ1 площадью 1207 кв.м, образованный из земельного участка с кадастровым номером 39:14:030108:6, и земельный участок 39:14:030102:4:ЗУ1 площадью 66 кв.м, образованный из земельного участка с кадастровым номером 39:14:030102:4.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управления Росимущества в Калининрадской области и Федеральное агентство морского и речного транспорта.
Решением от 25.09.2023 Арбитражный суд Калининградской области удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчики подали апелляционные жалобы.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Федеральное государственное казенное учреждение "Балтийский отдел имущественных отношений" указало, что командованием Балтийским флотом выражен отказ в высвобождении вновь образуемых земельных участков в государственную казну Российской Федерации, в связи с чем у Учреждения отсутствовали основания для передачи спорных земельных участков в казну Российской Федерации.
Кроме того, по мнению Учреждения, иск Предприятия должен был рассматриваться в порядке главы 24 АПК РФ, и применяться трехмесячный срок на обжалование действий (бездействия) государственных органов, который истцом пропущен.
Министерство обороны Российской Федерации в обоснование доводов апелляционной жалобы указало, что у Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации отсутствовали основания для утверждения схем без согласования Учреждением и при отказе командования Балтийским флотом в высвобождении образуемых земельных участков в государственную казну Российской Федерации.
Министерство также указывает, что письмо капитана морского порта Калининград от 11.04.2019 N 500-кл-05/19 и письмо от 10.07.2023 N697кл-05/23 не являются достоверным доказательством и носят уведомительный характер.
В судебном заседании представитель истца доводы жалобы отклонил и просил оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Представители ответчиков и третьих лиц, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
Арбитражный апелляционный суд на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся участников арбитражного процесса.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, распоряжением ТУ ФАУГИ в Калининградской области от 11.11.2010 785-р "О передаче государственного имущества Российской Федерации" предприятию на праве хозяйственного ведения передано сооружение: часть N 1 причала N 2 паромной переправы литер "I" из литера "А".
02.07.2011 объект площадью 1885,8 кв.м, расположенный по адресу: Калининградская область, Балтийский городской округ, город Балтийск, набережная Малая, сооружение N 2 поставлен на кадастровый учет с присвоением КН 39:14:030108:37.
Возникновение права хозяйственного ведения предприятия на объект подтверждается выпиской из ЕГРН от 10.04.2023, запись N 39-39-02/338/2012-368 от 21.11.2012.
Частично объект расположен на земельных участках с КН 39:14:030108:6, 39:14:030108:4, 39:00:000000:19238, 39:00:000000:19237, правообладателем которых является Российская Федерация.
Земельные участки с КН 39:14:030108:6 и 39:14:030108:4 имеют вид разрешенного использования "для нужд Министерства обороны Российской Федерации" и принадлежат на праве постоянного бессрочного пользования учреждению.
На момент передачи объекта, ранее изъятого из оперативного управления "МИС БВМБ" (воинская часть 95013), г. Балтийск (в настоящее время - учреждение), а также после регистрации прав на него, земельный участок для его эксплуатации сформирован не был, в связи с чем предприятию не передавался.
Поскольку проект межевания территории в границах земельных участков с КН 39:14:030108:6 и 39:14:030108:4 не разрабатывался, по заказу предприятия 13.09.2022 кадастровым инженером ООО "Центр кадастровых услуг" Скляровым М.Б. разработаны схемы расположения земельных участков, необходимых для обслуживания объекта, путем раздела земельных участков:
- из земельного участка с КН 39:14:030108:6 образован путем раздела земельный участок :6:ЗУ1 площадью 1207 кв. м. с сохранением исходного земельного участка в измененных границах,
- из земельного участка с КН 39:14:030102:4 образован путем раздела земельный участок :4:ЗУ1 площадью 66 кв. м. с сохранением исходного земельного участка в измененных границах.
В связи с этим 11.01.2022 предприятия обратилось в учреждение за утверждением схем расположения земельных участков на кадастровом плане территорий.
18.02.2022 предприятием получен промежуточный ответ, согласно которому представленные схемы расположения земельных участков соответствуют требованиям приказа Министерства экономического развития РФ от 27.11.2014 N 762, и они направлены на согласование командующему Балтийским флотом.
05.04.2022 предприятием получен ответ учреждения, из которого следует,что формирование земельных участков согласно представленным схемам командованием Балтийского флота не поддерживается.
В последующем в целях урегулирования вопроса по образованию земельных участков под объектом и получения согласования предприятие направило командующему Балтийским флотом обращение от 24.5.2022, на которое получен ответ о нецелесообразности образования земельного участка под объектом, принадлежащим предприятию, с целью его последующего высвобождения в казну РФ.
В ходе переписки с учреждением и командующим по вопросу формирования земельных участков под причалом Администрацией "Балтийский городской округ" для целей эксплуатации объекта из земель государственной неразграниченной собственности сформированы и 04.07.2022 поставлены на кадастровый учет смежные земельные участки с КН 39:00:000000:19238 и КН 39:00:000000:19237 (постановление Администрации МО "Балтийский городской округ" от 03.06.2022 N 406).
10.04.2023 в отношении указанных выше земельных участков зарегистрировано право собственности РФ, что подтверждается выписками из ЕГРН от 10.04.2023.
01.09.2022 вступил в силу приказ Росреестра от 19.04.2022 N П/0148 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе".
Пунктом 4 приказа определены критерии подготовки расположения земельных участков.
В связи с этим в схемы расположения земельных участков от 09.12.2021 внесены корректировки (13.09.2022) в части отображения границ сформированных земельных участков с КН 39:00:000000:19238, 39:00:000000:19237.
21.09.2022 предприятие обратилось в Департамент военного имущества Министерства обороны РФ о принятии решения об утверждении схем расположения земельных участков от 13.09.2022, на которое 28.11.2022 получен ответ о несогласовании представленных схем в связи с наличием замечаний.
26.12.2022 предприятие повторно направило схемы в департамент для согласования.
09.02.2023 предприятием получен ответ о том, что решение о согласовании схем расположения земельных участков не принято в связи с выраженным отказом командования Балтийским флотом.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, оценив в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для их удовлетворения и отмены или изменения принятого по делу решения на основании следующего.
Статьей 273 ГК РФ установлено общее правило, согласно которому при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования.
Пунктами 5, 6 Постановления Пленума ВС РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" предусмотрено, что в соответствии с п. 1, 2 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
В силу абз. 5 п. 1 ст. 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Поскольку в федеральном законе, в частности ст. 295 ГК РФ, определяющей права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, не предусмотрено иное, собственник, передав во владение унитарному предприятию имущество, не вправе распоряжаться имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия такого предприятия.
На основании п. 4 ст. 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления защищаются от их нарушения в порядке, предусмотренном ст. 305 ГК РФ, согласно которой права, предусмотренные ст. 301 - 304 ГК РФ, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором.
С учетом того, что спорный объект принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения, предприятие в силу вышеуказанных норм закона пользуется такими же правами, которыми наделен собственник объекта и вправе осуществлять устранение нарушений его прав по владению и использованию объектом.
Частью 1 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с ч. 2 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории.
Согласно ч. 4 ст. 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Частью 1 статьи 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Из информации о проектах межевания территории, размещенной на сайте Министерства градостроительной политики Калининградской области, следует, что проект межевания территории в границах земельных участков с кадастровыми номерами 14:030108:6 и 39:14:030108:4 не разрабатывался.
В связи с этим по заказу предприятии 13.09.2022 кадастровым инженером ООО "Центр кадастровых услуг" Скляровым М.Б. разработаны схемы расположения земельных участков, необходимых для обслуживания объекта путем раздела земельных участков:
- из земельного участка с КН 39:14:030108:6 образован путем раздела земельный участок :6:ЗУ1 площадью 1207 кв. м. с сохранением исходного земельного участка в измененных границах,
- из земельного участка с КН 39:14:030102:4 образован путем раздела земельный участок :4:ЗУ1 площадью 66 кв. м. с сохранением исходного земельного участка в измененных границах.
Частью 4 ст. 11.2 ЗК РФ предусмотрено, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.
Поскольку земельные участки с КН 39:14:030108:6 и 39:14:030108:4 находятся в постоянном бессрочном пользовании иных лиц, схемы образованных земельных участков подлежат согласованию и утверждению землепользователем.
Распоряжением Правительства РФ от 22.10.2020 N 2731-р создано ФГКУ "Балтийский отдел имущественных отношений" МО РФ, одной из целей деятельности которого является осуществление мероприятий по согласованию расположения границ земельных участков.
В ответ на обращение предприятия об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории учреждение, командование Балтийским флотом, Департамент военного имущества МО РФ указали на нецелесообразность образования земельного участка под указанным выше объектом.
Между тем, ч. 16 ст. 11.10 ЗК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка:
- несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п. 12 настоящей статьи;
- полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
- разработка схемы расположения земельного участка с нарушением усмотренных ст. 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
- несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
- расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
- разработка схемы расположения земельного участка, образование которого допускается исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Отказ ответчиков в согласовании и утверждении схем расположения земельных не мотивирован.
Доказательств наличия перечисленных выше оснований для отказа в утверждении схемы в материалы дела не представлено.
Нецелесообразность образования земельного участка под объектом, равно как и неиспользование земельных участков учреждением не может служить основанием для отказа в согласовании и утверждении схемы.
Подготовленные по заказу предприятия схемы расположения земельных участков 6:ЗУ1 площадью 1207 кв. м. и 4:ЗУ1 площадью 66 кв. м., соответствуют ст. 11.9, 11.10 ЗК РФ и приказу от 19.04.2022 П/0148 - доказательств иного суду не представлено.
Частью 13 статьи 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пунктом 71 Указа Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" установлено, что МО РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну РФ и управление которым осуществляет МО РФ, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил.
Приказом Министра обороны РФ от 03.09.2020 N 444 утверждено положение о Департаменте военного имущества МО РФ, п. 2 которого установлено, департамент предназначен для реализации полномочий МО РФ в том числе по управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил, земельными участками.
Согласно п. 12 Положения директор Департамента утверждает схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории (в том числе в электронном формате XML).
Также письмом Министерства экономического развития РФ от 20.09.2011 N д23-3978 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти" разъяснено, что МО РФ является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать решения по образованию земельных участков из земель, предоставленных для нужд Вооруженных Сил РФ.
Таким образом, утверждение схем расположения земельных участков является непосредственным полномочием МО РФ.
Несогласование и неутверждение ответчиками схем расположения земельных участков нарушает права истца по использованию объекта по целевому назначению, поскольку в отсутствие прав на испрашиваемые земельные участки предприятие в силу ст. 51 Градостроительного кодекса РФ лишено возможности проводить реконструкцию и капитальный ремонт объекта, ежедневно используемого для организации бесперебойной и безопасной паромной переправы между Балтийской косой и материковой частью г. Балтийска (стоянка и обслуживание судов, обслуживание пассажиров, посадка и высадка пассажиров, переправа автотранспорта, спецтехники коммунальных служб и т.д.)., тем самым обеспечивая единственную возможность транспортного сообщения.
В соответствии с Федеральным законом от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" причал является объектом транспортной безопасности, в связи с чем должен соответствовать требованиям, предъявляемым к таким объектам.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ одним из основных принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Эксплуатация и обслуживание объекта недвижимости возможны только на земельном участке, специально сформированном для этих целей.
Статьей 271 ГК РФ предусмотрено право собственника здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, пользоваться предоставленным таким лицом под эту недвижимость частью земельного участка.
В соответствии с п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками (правообладателями) зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Статьей 39.16 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в том числе, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды.
Земельный участок :6:ЗУ1 и земельный участок :4:ЗУ1 образованы из земельных участков с КН 39:14:030108:6 и 39:14:030102:4, принадлежащих учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования, в связи с чем предоставление испрашиваемых земельных участков в аренду предприятию невозможно.
Распоряжением Правительства РФ от 17.10.2009 N 1534-р установлены границы морского порта Калининград (Калининградская область) согласно Приложению.
Письмом от 11.04.2019 N 500кл-05/19 Капитан морского порта Калининград уведомил предприятие о том, что часть N 1причала N 2 паромной переправы КН 39:14:030108:37, расположенной по адресу: Калининградская гь, р-н Балтийский, г. Балтийск, Балтийская (Вислинская) коса, находятся в границах морского порта Калининград.
При этом согласно письму капитала морского порта Калининград от 10.07.2023 N 697кл-05/23 земельные участки с условными кадастровыми номерами 39:14:030102:4:ЗУ1 и 39:14:030108:6:ЗУ1 не включены в границы порта Калининград, установленные распоряжением Правительства РФ от 17.10.2009 N 1534-р.
Доводы апелляционных жалоб о пропуске предприятием трехмесячного срока на обжалование отказа не принимаются судом во внимание, поскольку никакой отказ предприятием в рамках настоящего дела оспаривается.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли бы на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения либо опровергали выводы арбитражного суда, в связи с чем признаются судом несостоятельными.
По существу доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Поскольку судом полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Допущенные опечатки в мотивировочной и резолютивной частях решения в части указания кадастрового номера 39:14:030104:4 вместо 39:14:030102:4 не свидетельствует о принятии неправомерного решения и подлежит исправлению в порядке статьи 179 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.09.2023 по делу N А21-6541/2023 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
М.В. Балакир |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-6541/2023
Истец: ФГУП "РОСМОРПОРТ"
Ответчик: ФГКУ "Балтийский отдел имущественных отношений"
Третье лицо: ТУ Росимущества в КО, Федеральное агентство морского и речного транспорта, МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Хронология рассмотрения дела:
24.03.2025 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1233/2025
16.12.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-28412/2024
20.05.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2531/2024
25.12.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-36307/2023
25.09.2023 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-6541/2023