20 мая 2024 г. |
Дело N А56-62414/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Лущаева С.В.,
рассмотрев 20.05.2024 кассационную жалобу Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.10.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2023 по делу N А56-62414/2023,
УСТАНОВИЛ:
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, адрес: 123112, Москва, Пресненская наб., д. 10, стр. 2, ОГРН 1047702026701, ИНН 7710474375 (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Киви Биз", адрес: 195197, Санкт-Петербург, Полюстровский пр., д. 32, лит. А, оф. 141, ОГРН 1097847037991, ИНН 7801489636 (далее - Общество), 11 481,30 руб. задолженности по оплате обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, 3031,06 руб. пеней, начисленных за период с 01.05.2020 по 21.04.2023 за неоплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за I квартал 2020 года, 0,13 руб. пеней, начисленных за период с 02.02.2021 по 17.02.2021 за неоплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за IV квартал 2020 года, пени на сумму задолженности с 22.04.2023 по дату фактической оплаты задолженности.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ).
Решением суда от 10.10.2023, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2023, с Общества в пользу Министерства взыскано 11481,30 руб. задолженности по уплате обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, 2250,91 руб. пеней за период с 01.05.2020 по 31.03.2022, с 01.10.2022 по 21.04.2023 за неуплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за I квартал 2020 года, 0,13 руб. пеней за период с 02.02.2021 по 17.02.2021 за неуплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за IV квартал 2020 года, а также пени, начисленные на сумму задолженности 11 481,30 руб. в размере 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующий период времени, начиная с 22.04.2023 по дату фактической оплаты задолженности. В остальной части заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Министерство, указывая на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить обжалуемые решение и постановление в части отказа в удовлетворении заявленных требований, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Податель кассационной жалобы указывает на неправомерность применения судами к требованию о взыскании пени за неуплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания моратория, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - Постановление N 497); Общество не представило доказательств того, что оно в действительности пострадало от обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов проверена в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество является оператором сети связи общего пользования и осуществляет свою деятельность на основании соответствующих лицензий.
В соответствии со статьей 60 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ) операторы сети связи общего пользования обязаны осуществлять обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания.
Согласно представленным Обществом сведениям о доходах за I квартал 2020 года общая сумма неоплаченной задолженности по обязательным отчислениям (неналоговым платежам) в резерв универсального обслуживания составила 11 481, 30 руб.
Министерство направило Обществу уведомление от 28.03.2023 N П14-1-09-200-21505 с требованием уплатить обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания, а также пени за их несвоевременную уплату - в размере 3031,06 руб. за период с 01.05.2020 по 21.04.2023 (за I квартал 2020 года) и 0,13 руб. за период с 02.02.2021 по 17.02.2021 (за IV квартал 2020 года).
Оставление Обществом без удовлетворения данного требования послужило основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, изучив обстоятельства дела, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, установив, что Обществом не уплачены обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания за I квартал 2020 года, а также допущена просрочка уплаты обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за I и IV кварталы 2020 года, пришел к выводу о необходимости взыскания спорных обязательных отчислений (неналоговых платежей) и 2250,91 руб. пеней за их несвоевременную уплату за период с 01.05.2020 по 31.03.2022, с 01.10.2022 по 21.04.2023, поскольку с 01.04.2022 Постановлением N 497 на территории Российской Федерации введен мораторий, 0,13 руб. пеней за период с 02.02.2021 по 17.02.2021 за неуплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за IV квартал 2020 года, а также пени, начисленные на сумму задолженности 11 481,30 руб. в размере 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующий период времени, начиная с 22.04.2023 по дату фактической оплаты задолженности.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Согласно части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
В силу статьи 60 Закона N 126-ФЗ операторы сети связи общего пользования обязаны осуществлять обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания.
На основании пункта 5 статьи 60 Закона N 126-ФЗ операторы сети связи общего пользования не позднее тридцати дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, обязаны осуществлять обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания. Отсчет кварталов ведется с начала календарного года.
В силу пункта 9 статьи 68 Закона N 126-ФЗ в случае несвоевременной или неполной уплаты оператором сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания такой оператор сети связи общего пользования уплачивает пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания начиная со дня, следующего за установленным днем осуществления отчислений, по день уплаты оператором сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей на день начисления пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В случае если обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания не осуществлены в установленные сроки или осуществлены в неполном объеме, федеральный орган исполнительной власти в области связи вправе обратиться в суд с иском о взыскании обязательных отчислений (неналоговых платежей) (пункт 6 статьи 60 Закона N 126-ФЗ).
Установив несвоевременное исполнение Обществом обязательства по уплате обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, суды пришли к выводу о необходимости взыскания пени за их неуплату только за периоды с 29.03.2022 по 31.03.2022, с 01.10.2022 по 21.04.2023, поскольку с 01.04.2022 Постановлением N 497 на территории Российской Федерации введен мораторий.
В соответствии со статьей 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
Постановлением N 497 с 01.04.2022 на территории Российской Федерации сроком на 6 месяцев введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей (за исключением лиц, указанных в пункте 2 данного постановления).
С учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 9.1, абзацем десятым пункта 1 статьи 63 Закона N 127-ФЗ, на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ), неустойка (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона N 127-ФЗ).
При этом правила о моратории, установленные Постановлением N 497, распространяют свое действие на всех участников гражданско-правовых отношений (граждане, включая индивидуальных предпринимателей, юридические лица), за исключением лиц, прямо указанных в пункте 2 данного постановления (застройщики многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов), независимо от того, обладают они признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет.
Таким образом, исходя из приведенного правового регулирования, в период действия моратория (с 01.04.2022 по 01.10.2022) на требования, возникшие до введения моратория, финансовые санкции не начисляются.
Как обоснованно указали суды, положения о введении моратория судам следует применять в силу закона, независимо от заявления ответчика о его применении.
С учетом изложенного суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для начисления и взыскания пени за неуплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, рассчитанных Министерством за период с 01.04.2022 по 01.10.2022.
При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали Министерству в удовлетворении спорной части исковых требований.
При изучении материалов дела и доводов кассационной жалобы судом кассационной инстанции не установлены существенные нарушения судами норм материального права и (или) норм процессуального права применительно к части 3 статьи 288.2 АПК РФ, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, частью 3 статьи 288.2 АПК РФ, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.10.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2023 по делу N А56-62414/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации - без удовлетворения.
Судья |
С.В. Лущаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ), неустойка (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона N 127-ФЗ).
...
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.10.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2023 по делу N А56-62414/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 мая 2024 г. N Ф07-4998/24 по делу N А56-62414/2023