27 мая 2024 г. |
Дело N А56-77073/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Васильевой Е.С.,
рассмотрев 27.05.2024 без проведения судебного заседания и вызова сторон кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.10.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2024 по делу N А56-77073/2023,
УСТАНОВИЛ:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, адрес: 194214, Санкт-Петербург, пр. Энгельса, д. 73, лит. А, ОГРН 1027801558223, ИНН 7802114044 (далее - Фонд), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Ленинградской области "Кингисеппская межрайонная больница им. П.Н. Прохорова", адрес: 188480, Ленинградская обл., г. Кингисепп, ул. Воровского, д. 20, ОГРН 1024701426463, ИНН 4707008548 (далее - Учреждение), о взыскании 94 320 руб. убытков.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.10.2023, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2024, в удовлетворении требований Фонду отказано.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, а также на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении его требований.
По мнению подателя жалобы, при рассмотрении дела подлежал применению подпункт "б" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1762 "О государственной социальной поддержке в 2020 - 2022 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1762), поскольку контакт с пациентами с установленным диагнозом СOVID-19, подтвержденный факт взаимодействия с пациентами у которых выявлена новая короновирусная инфекция (СOVID-19) и с лицами из группы риска заражения новой короновирусной инфекцией у медицинских сестер по приему вызовов и передаче их выездным бригадам станции скорой медицинской помощи при выполнении должностных обязанностей, отсутствует.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов проверена в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Из материалов дела следует, что Фондом в соответствии с Порядком осуществления контроля территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации за полнотой и достоверностью сведений, представляемых медицинскими и иными организациями (их структурными подразделениями) для получения специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам, утвержденным Приказом ФСС РФ от 30.06.2021 N 272 (далее - Порядок), проведена камеральная проверка полноты и достоверности сведений, предоставленных Учреждением для получения специальной социальной выплаты за первый квартал 2022 года.
В ходе проверки Фондом было выявлено, что в марте 2022 года Коппель Н.В. (фельдшер по приему вызовов станции скорой медицинской помощи по основному месту работу и по совместительству), Камардина Л.К. (фельдшер по приему вызовов станции скорой медицинской помощи по основному месту работы и по совместительству), Петрова С.А. (медицинская сестра по приему вызовов станции скорой медицинской помощи по основному месту работы и по совместительству), Хализова Н.А. (фельдшер по приему вызовов станции скорой медицинской помощи по основному месту работы и по совместительству), Фомина М.В. (медицинская сестра по приему вызовов станции скорой медицинской помощи по основному месту работы и по совместительству), Журавлева Е.В. (медицинская сестра по приему вызовов станции скорой медицинской помощи по основному месту работы и по совместительству) с пациентами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, не взаимодействовали.
По результатам проверки Фондом был составлен акт от 20.02.2023 N 36, согласно которому, исходя из приведенных обстоятельств, сделан вывод о неправомерно произведенной специальной социальной выплате за март 2022 года работникам Учреждения Коппель Н.В. Камардиной Л.К., Петровой С.А., Хализовой Н.А., Фоминой М.В. и Журавлевой Е.В. в общей сумме 94 320 руб. и Учреждению было предложено в срок до 25.04.2023 возместить излишне понесенные Фондом расходы.
Поскольку Учреждение в установленный срок указанную сумму в добровольном порядке не возвратило, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, в удовлетворении требований Фонду отказал.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 72 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Постановлением N 1762 в целях государственной социальной поддержки медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) (за исключением организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная или приравненная к ней служба) Фонду социального страхования Российской Федерации вменено ежемесячно в период с 01.11.2020 по 31.12.2022 производить специальные социальные выплаты (далее - ССВ) за нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - нормативная смена).
Согласно пункту 3 Постановления N 1762 ССВ осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации, лицам, указанным в пункте 2 Постановления N 1762, в соответствии с перечнем медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) (далее - организации), который формируется соответствующими органами исполнительной власти, иными учреждениями в отношении организаций, находящихся в их ведении.
Из содержания пункта 2 Постановления N 1762 следует, что к категориям таких работников отнесены оказывающие медицинскую помощь (участвующие в оказании, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19): врачи, оказывающие скорую медицинскую помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании скорой медицинской помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание скорой медицинской помощи, выездных бригад скорой медицинской помощи - 2430 руб., 1215 руб., 950 руб. соответственно за одну нормативную смену; фельдшеры (медицинские сестры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи - 600 руб. за одну нормативную смену; врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, средний медицинский персонал, участвующий в оказании медицинской помощи в стационарных условиях, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, - 3880 руб., 2430 руб. и 1215 руб. соответственно за одну нормативную смену; врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании первичной медико-санитарной помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, - 2430 руб., 1215 руб. и 600 руб. соответственно за одну нормативную смену; врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал патологоанатомических бюро и отделений медицинских организаций, проводящих (обеспечивающих проведение) патологоанатомические исследования, связанные с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), - 3880 руб., 2430 руб. и 1215 руб. соответственно за одну нормативную смену; водители машин выездных бригад скорой медицинской помощи, в том числе занятые в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) - 1215 руб. за одну нормативную смену; члены летных экипажей воздушных судов санитарной авиации, в том числе занятые в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) - 1215 руб. за одну нормативную смену; врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал, не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующие с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей, - 2430 руб., 1215 руб., 600 руб. соответственно за одну нормативную смену.
Таким образом, врачи, медицинский персонал скорой медицинской помощи, оказывающий медицинскую помощь (участвующий в оказании, обеспечивающий оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) имеют право на ССВ.
Постановлением N 1762 также утверждены Правила осуществления в 2020 - 2022 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (далее - Правила).
Для получения специальной социальной выплаты организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган фонда по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты (далее - реестр). В декабре реестр представляется организациями в территориальный орган Фонда до 25-го числа исходя из ожидаемого (предполагаемого) рабочего времени полного месяца (пункт 4 Правил).
Реестр в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица, направляется в федеральную государственную информационную систему "Единая интегрированная информационная система "Соцстрах" Фонда организацией с использованием информационных систем, применяемых организацией для автоматизации своей деятельности, либо с помощью программного обеспечения, предоставляемого Фондом на безвозмездной основе, посредством внешних сервисов информационного взаимодействия (пункт 5 Правил).
Пунктом 10 Правил установлено, что организация несет ответственность за представление недостоверных сведений либо сокрытие сведений, влияющих на право получения работником специальной социальной выплаты, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Контроль за полнотой и достоверностью сведений, представляемых организациями, осуществляют территориальные органы Фонда в порядке, устанавливаемом Фондом по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 11 Правил).
Расходы, излишне понесенные Фондом в связи с сокрытием или недостоверностью представленных организацией сведений, подлежат возмещению организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 Правил).
В силу пункта 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Из материалов дела следует, что основанием для вывода Фонда о наличии у него необоснованных расходов в размере 94 320 руб. послужило утверждение Фонда о том, что работники Учреждения имеют право на получение выплаты на основании подпункта "б" пункта 2 Постановления N 1762, как лица, не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции COVID-19, но контактирующие с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 при выполнении должностных обязанностей, тогда как с пациентами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, указанные ранее работники Учреждения не взаимодействовали.
Отклоняя данные доводы Фонда, суды первой и апелляционной инстанций правомерно указали следующее.
В соответствии с Законом N 323-ФЗ непосредственно медицинскую помощь оказывают врачи, а средний медицинский и младший медицинский персонал участвует в оказании медицинской помощи и обеспечивает ее оказание в той или иной степени.
Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) от 17.02.2021 N 3 разъяснил, что правом на получение специальных социальных выплат наделены медицинские и иные работники медицинских и иных организаций, оказывающие медицинскую помощь (участвующие в оказании медицинской помощи, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19). К ним, в том числе, относятся фельдшеры (медицинские сестры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи.
Согласно письму Министерства труда Российской Федерации от 12.04.2021 N 14-1/10/П-2784 "О разъяснении отдельных положений Постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1762" фельдшерам (медицинским сестрам) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи, специальные социальные выплаты производятся за фактическое число нормативных смен исходя из отработанного времени по табелю учета рабочего времени.
При этом право указанных лиц на получение специальной социальной выплаты не поставлено в зависимость от наличия/отсутствия непосредственного контакта с гражданами, у которых выявлена коронавирусная инфекция, путем личного взаимодействия (подпункт "а" пункта 2 Постановления N 1762).
С учетом изложенного, суды правомерно исходили из того, что фельдшеры и медицинские сестры по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи выделены в отдельную категорию работников, имеющих право на ССВ, как медицинские работники, обеспечивающие оказание медицинской помощи.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, в соответствии с табелями учета рабочего времени за период март 2022 года, фельдшеры по приему вызовов станции скорой медицинской помощи исполняли свои служебные обязанности в установленном порядке, согласно графикам работы.
Фельдшеры (медицинские сестры) по приему и передаче вызовов в соответствии с временным порядком оказания скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), принимали вызовы в целях оказания скорой медицинской помощи пациентам, у которых впоследствии подтвердился диагноз "новая коронавирусная инфекция (COVID-19)", а также пациентам с уже подтвержденным диагнозом "новая коронавирусная инфекция (COVID-19)" и направляли к указанным пациентам бригады в целях оказания скорой медицинской помощи.
Фельдшерами (медицинскими сестрами) по приему и передаче вызовов Учреждения за период март 2022 года были приняты вызовы от граждан, у которых подтвердился диагноз "новая коронавирусная инфекция (COVID-19)".
Фельдшеры (медицинские сестры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи Коппель Н.В., Камардина Л.К., Петрова С.А., Хализова Н.А., Фомина М.В. и Журавлева Е.В. обеспечивали оказание медицинской помощи по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Постановления N 1762, согласно которому факт контакта с пациентами с установленным диагнозом "новая коронавирусная инфекция (COVID-19)", как обязательное условие для специальной социальной выплаты, не указан.
При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали Фонду в удовлетворении требований.
Несогласие подателя жалобы с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалуемых судебных актов.
Суды правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами доказательства и дали им надлежащую правовую оценку, правильно применили нормы материального и процессуального права, в связи с чем основания для удовлетворения кассационной жалобы Фонда отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 288.2 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.10.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2024 по делу N А56-77073/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - без удовлетворения.
Судья |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно письму Министерства труда Российской Федерации от 12.04.2021 N 14-1/10/П-2784 "О разъяснении отдельных положений Постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1762" фельдшерам (медицинским сестрам) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи, специальные социальные выплаты производятся за фактическое число нормативных смен исходя из отработанного времени по табелю учета рабочего времени.
При этом право указанных лиц на получение специальной социальной выплаты не поставлено в зависимость от наличия/отсутствия непосредственного контакта с гражданами, у которых выявлена коронавирусная инфекция, путем личного взаимодействия (подпункт "а" пункта 2 Постановления N 1762).
...
Фельдшеры (медицинские сестры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи Коппель Н.В., Камардина Л.К., Петрова С.А., Хализова Н.А., Фомина М.В. и Журавлева Е.В. обеспечивали оказание медицинской помощи по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Постановления N 1762, согласно которому факт контакта с пациентами с установленным диагнозом "новая коронавирусная инфекция (COVID-19)", как обязательное условие для специальной социальной выплаты, не указан."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 мая 2024 г. N Ф07-5001/24 по делу N А56-77073/2023