06 июня 2024 г. |
Дело N А56-21169/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Соколовой С.В., Толкунова В.М.,
при участии от государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" Шишканова А.О. (доверенность от 25.09.2023 N 492-д), от Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Галкиной Д.А. (доверенность от 12.10.2023 N 01-19/19718), Сапонджян Е.В. (доверенность от 11.10.2023 N 01-19/19673),
рассмотрев 29.05.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.05.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2023 по делу N А56-21169/2022,
УСТАНОВИЛ:
Северо-Западное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, адрес: 191014, Санкт-Петербург, Литейный пр-кт, д. 39, ОГРН 1099847008546, ИНН 7841417074 (далее - Управление), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением о взыскании с государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга", адрес: 191015, Санкт-Петербург, Кавалергардская ул., д. 42, ОГРН 1027809256254, ИНН 7830000426 (далее - Предприятие), 30 839 551,1 руб. задолженности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год.
Предприятие предъявило встречный иск о понуждении Управления возвратить 6 135 144, 11 руб. излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС) за 2018 год.
Управление в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявило ходатайство об изменении исковых требований и просило в соответствии с уточненным расчетом иска взыскать с Предприятия 22 624 047,36 руб. задолженности по уплате НВОС за 2018 год и пеней, начисленных на основании пункта 33 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 (далее - Правила N 255).
Решением суда первой инстанции от 09.05.2023 (с учетом определения от 20.09.2023 об исправлении опечатки), оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 14.12.2023, иск Управления удовлетворен, в удовлетворении встречных исковых требований Предприятию отказано.
В кассационной жалобе и дополнениях к ней Предприятие, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить решение от 09.05.2023, постановление от 14.12.2023 и принять новый судебный акт, которым отказать Управлению в удовлетворении иска и удовлетворить встречный иск Предприятия.
В обоснование кассационной жалобы Предприятие приводит следующие доводы.
Предприятие не опровергает факт осуществления выбросов в атмосферный воздух веществ: диЖелезо триоксид (железа оксид) (в пересчете на железо), углерод (сажа), кальций оксид, пыль абразивная, пыль древесная, цинк оксид (в пересчете на цинк), титана диоксид, масло хлопковое, натрий гидрокарбонат, этилформиат, кальций карбонат, эмульсол, метиламин, микроорганизмы, пыль меховая (шерстяная, пуховая), сурьма, однако считает, что Управление исчислило плату по выбросам в атмосферный воздух по названным загрязняющим веществам неправомерно, применив к ним ставки, относимые к взвешенным веществам и взвешенным частицам.
Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 года N 1316-р (далее - Перечень N 1316-р), а постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 N 913 установлены ставки платы за НВОС (далее - Постановление N 913).
Суды необоснованно отклонили ссылку Предприятия на письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) от 07.12.2016 N ОД-06-01-31/24868 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду", согласно которому в отношении загрязняющих веществ, указанных в Перечне N 1316-р, но не обладающих ставкой платы за негативное воздействие на окружающую среду, применяется нулевая ставка. При этом суды необоснованно учли разъяснения Росприроднадзора, изложенные в письме от 16.01.2017 ТЧ АС-03-01-31/502, которые письмом Росприроднадзора от 15.09.2022 N СР-11-01-31/32440 признаны не подлежащими применению.
Управление и суды при измерении выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ неправомерно применили положения руководящего документа, введенного в действие приказом Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 04.12.2015 N 736 (далее - РД 52.04.830-2015), устанавливающего методику измерения в целях наблюдения за содержанием взвешенных частиц РМ10 и РМ2.5 в атмосферном воздухе населенных пунктов, поскольку такая методика предназначена только для выполнения измерений при осуществлении мониторинга состояния и загрязнения атмосферного воздуха, а не промышленных выбросов от источников выделения в атмосферный воздух загрязняющих веществ. В связи с этим применение Управлением для измерений указанных взвешенных частиц методики, установленной РД 52.04.830-2015, не может являться достоверной информацией о их действительном наличии.
Управление неправомерно произвело расчет массы сброса загрязняющих веществ в водные объекты на основании сведений из таблицы 3.3 Приложения к приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России) от 14.06.2018 N 261 "Об утверждении формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля" (далее - Приказ N 261). Управлению и судам надлежало руководствоваться Порядком ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденным приказом Минприроды России от 08.07.2009 N 205 (далее - Порядок N 205).
Приказ N 261 вступил в силу с 25.03.2019, следовательно, не мог быть применен при расчете платы по декларации от 07.03.2019 о плате за НВОС за 2018 (далее - Декларация) сроком подачи до 10.03.2019.
Более того, расчет массы сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, выполненный Управлением, не соответствует фактической массе таких сбросов, а вывод судов о том, что таблица 3.3 приложения к Приказу N 261 и форма 3.3 приложения к Порядку N 205 являются одним и тем же документом, является ошибочным.
Наличие у Предприятия переплаты за НВОС в сумме 6 135 144,11 руб. не оспаривалось Управлением. В качестве основания для отказа в удовлетворении встречного иска суды применили одновременно пропуск срока исковой давности и факт состоявшегося зачета указанной суммы в счет задолженности по уплате за НВОС.
Установленные статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) положения о сроке исковой давности не могут быть применены к рассматриваемым правоотношениям.
Предприятием было подано в Управление заявление от 27.02.2020 N 001125/013 о возврате излишне уплаченных платежей за НВОС, в удовлетворении которого было отказано письмом от 11.03.2020 N 04-20/3562, что не было учтено судами при разрешении настоящего спора.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.05.2024 рассмотрение кассационной жалобы Предприятия отложено на 29.05.2024.
В судебном заседании представитель Предприятия поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представители Управления возражали против удовлетворения данной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по результатам проверки Декларации Управление пришло к выводу о наличии у Предприятия задолженности по оплате за НВОС, возникшей ввиду следующих выявленных несоответствий:
- ошибочно не исчислена плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- фактическая масса сброса, указанная в Декларации, не соответствует произведенному расчету массы сброса загрязняющих веществ на основании приложенных копий первичных документов.
Управление составило и направило в адрес Предприятия акт от 20.01.2020 N 04-20/676 о проведении контроля за исчислением платы за НВОС за 2018 год, который содержал требование о погашении задолженности в сумме 38 877 649,04 руб. и уведомление о выявлении кредиторской задолженности в размере 8 038 098,34 руб., зачисленной по умолчанию в счет платежей будущих периодов.
Предприятие указанное требование не исполнило, что послужило Управлению основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Возражая против удовлетворения иска, Предприятие предъявило встречный иск о понуждении Управления возвратить 6 135 144,11 руб. излишне уплаченной платы за НВОС за 2018 год, в возврате которой ранее было отказано в ответе от 11.03.2020 N 04-20/3562 на соответствующее заявление от 27.02.2020 N 00125/013.
Суд первой инстанции признал исковые требования Управления обоснованными и удовлетворил их в полном объеме, отказав Предприятию во встречном иске.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает судебные акты подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции на основании следующего.
Согласно пункту 1 статьи 16.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) платежной базой для исчисления платы за НВОС является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (далее - платежная база).
Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ (пункт 3 статьи 16.2 Закона N 7-ФЗ).
Плата за НВОС, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 Закона N 7-ФЗ, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом (пункт 3 статьи 16.4 названного Закона).
В соответствии с пунктом 8 Правил N 255 плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в Перечень N 1316-р, на соответствующие ставки платы, установленные Постановлением N 913, с применением коэффициентов, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, и суммирования полученных величин (по каждому стационарному источнику загрязнения окружающей среды, по виду загрязнения и в целом по объекту, оказывающему НВОС, а также их совокупности).
Согласно подпункту "а" пункта 9 Правил N 255 платежной базой является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ.
В соответствии с пунктом 10 Правил N 255 при определении платежной базы учитываются: объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов; объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов; объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающие нормативы, указанные в подпункте "а" указанного пункта, лимиты (включая аварийные выбросы и сбросы), указанные в подпункте "б" указанного пункта.
Как усматривается из материалов дела, Управлением предъявлены требования о взыскании платы за НВОС по двум основаниям: за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и за сбросы загрязняющих веществ в водный объект. При этом иск заявлен в общей сумме без разделения размера платы за НВОС по видам негативного воздействия.
Обжалуемые судебные акты также не содержат конкретизации взысканной оплаты за НВОС по каждому из двух эпизодов начисления спорных платежей.
Суды, ссылаясь на РД 52.04.830-2015, письмо Росприроднадзора от 16.01.2017 N АС-03-01-31/502, указав на введение Постановлением N 913 новых взвешенных частиц РМ10 и РМ2,5, которые классифицируются не по химическому составу веществ, а по размеру частиц в атмосферном воздухе и измеряются гравиметрическим методом массовой концентрации взвешенных частиц в атмосферном воздухе при осуществлении мониторинга состояния и загрязнения атмосферного воздуха, на основании довода о том, что к веществам, у которых отсутствует отдельная ставка платы по наименованию, должны применяться ставки платы по взвешенным веществам или частицам в зависимости от их размера, пришли к выводу, что Предприятие обязано было включить в Декларацию расчет платы за выбросы спорных загрязняющих веществ в атмосферный воздух на основании данных экологического контроля по определению размеров взвешенных частиц РМ10 и РМ2,5.
Поскольку у Предприятия отсутствовали такие данные, суды признали исковые требования в части взыскания платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух обоснованными и подлежащими удовлетворению (без указания взыскиваемой суммы по данному эпизоду).
В опровержение законности взыскания платы за НВОС по указанному эпизоду Предприятие приводило судам следующие доводы.
Вопреки утверждению судов, Постановлением N 913 новых взвешенных частиц РМ10 и РМ2,5 не вводилось. Постановлением N 913 установлены ставки платы за НВОС применительно к перечисленным в указанном Постановлении загрязняющим веществам (раздел I, пункты 1 - 159).
Предприятие в Декларации исчислило плату за выбросы загрязняющих веществ в разделе 1 на основании фактической массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, установленной по результатам производственного экологического контроля.
Согласно пункту 3.3.2 ГОСТа 17.2.3.02-2014 "Правила установления допустимых выбросов загрязняющих веществ промышленными предприятиями" и пункту 2.1 СанПиНа 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" нормирование выбросов загрязняющих веществ осуществляется на основе гигиенических нормативов - предельной допустимой концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (далее - ПДК) или при их отсутствии - ориентировочных безопасных уровней воздействия (далее - ОБУВ). В отношении загрязняющих веществ, для которых установлены ПДК или ОБУВ, законодательством не предусмотрено использование гигиенических нормативов, установленных для иных загрязняющих веществ или их групп.
В соответствии с примечанием к позиции "Взвешенные вещества" в гигиенических нормативах ГН 2.1.6.3492-17 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.12.2017 N 165, к взвешенным веществам относится не дифференцированная по составу пыль (аэрозоль), содержащаяся в воздухе населенных пунктов. При этом ПДК взвешенных веществ не распространяется на аэрозоли органических и неорганических соединений (металлов, их солей, пластмасс, биологических, лекарственных препаратов и других), для которых устанавливаются соответствующие ПДК.
Для загрязняющих веществ, по которым Управлением произведено Департаментом начисление платы за НВОС в названных гигиенических нормативах, установлены соответствующие ПДК и ОБУВ.
При нормировании выбросов индивидуально поименованных загрязняющих веществ, в отношении которых установлены самостоятельные ПДК или ОБУВ, использование значений ПДК, установленных для взвешенных частиц РМ10, РМ2,5, не требуется.
Требования по осуществлению производственного экологического контроля регламентированы "ГОСТ Р 56062-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Производственный экологический контроль. Общие положения", а также с 15.04.2018 приказом Минприроды России от 28.02.2018 N 74 "Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля" (действующим с 15.04.2018), в которых не установлены требования к определению размеров частиц, выбрасываемых в атмосферный воздух загрязняющих веществ.
Постановлением N 913 ставки платы за выбросы веществ, в отношении которых Управлением произведено начисление в отсутствие соответствующего расчета, не установлены.
В соответствии с письмом Минприроды России от 07.12.2016 N ОД-06-01-31/24868 в отношении загрязняющих веществ, для которых ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду не установлены, плата не исчисляется.
Указанные доводы Предприятия суды двух инстанций оставили без исследования и правовой оценки.
Удовлетворяя исковые требования о взыскании платы по второму эпизоду (сбросы загрязняющих веществ в водный объект), суды указали, что данные о массах загрязняющих веществ, сброшенных в составе сточных вод, должны соответствовать данным таблицы 3.3 отчета производственного экологического контроля, утвержденного Приказом N 261.
На основании довода о том, что Предприятие не представило протоколов анализа сточных вод, подтверждающих его расчет платы за НВОС в составе Декларации, суды признали правильным расчет Департамента.
Вместе с тем суды не учли следующее.
Приказом N 261 утверждены формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, отраженные в приложении к названному Приказу, в разделе 3 которого приведены таблицы, заполняемые по результатам производственного контроля в области охраны и использования водных объектов (таблицы 3.1, 3.2, 3.3).
Так, в таблице 3.1 отражаются сведения о результатах учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных вод, их качества, в таблице 3.2 - сведения о результатах наблюдения за водными объектами (их морфологическими особенностями) и их водоохранными зонами, а также о результатах учета качества поверхностных вод в местах сброса сточных, в том числе дренажных, вод выше и ниже мест сброса (в фоновом и контрольном створах), в таблице 3.3 - результаты проведения проверок работы очистных сооружений, включая результаты технологического контроля эффективности работы очистных сооружений на всех этапах и стадиях очистки сточных вод и обработки осадков.
Таблица 3.2 приложения к Приказу N 261 предполагается к заполнению в случае, если программой производственного экологического контроля предусмотрено ведение регулярных наблюдений за водными объектами, а также проведение измерений качества сточных и (или) дренажных вод. В графе 4 таблицы рекомендуется указывать территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов, в который направлены сведения о результатах наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами.
Таблица 3.3 приложения к Приказу N 261 заполняется в случае, если программой производственного экологического контроля предусмотрено проведение проверок очистных сооружений с целью определения фактического значения эффективности очистки сточных вод на очистном сооружении.
Периодичность проведения проверок работы очистных сооружений устанавливается не реже двух раз в год (пункт 9.2.4 "Требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля", утвержденных приказом Минприроды России от 28.02.2018 N 74).
В свою очередь, Порядком N 205 (действовавшим в рассматриваемом периоде) утверждены правила ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества. Формы такого учета установлены в приложении к названному порядку.
В частности, учет качества сточных и (или) дренажных вод должен вестись по формам 2.1 и 2.2, которая представляет собой журнал соответствующего учета. Журнал заполняется в сроки, определяемые периодичностью проведения анализов сбрасываемых сточных и (или) дренажных вод. При периодическом анализе количество сбрасываемых загрязняющих веществ определяется как произведение средней концентрации данного ингредиента и общего объема сброшенных за отчетный период сточных вод и (или) дренажных вод (пункт 6 примечаний по заполнению формы 2.2).
В силу пункта 10 Порядка N 205 состав и свойства сбрасываемых сточных вод и (или) дренажных вод определяются отдельно на каждом выпуске их в водные объекты, а также в точках закачки в подземные горизонты, передачи сточных вод в систему канализации (формы 2.1 - 2.2 приложения к Порядку N 205).
Сведения, полученные в результате учета объема забора (изъятия) водных ресурсов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, отражаются в формах 3.1, 3.2 и 3.3 (раздел 3 приложения к Порядку N 205).
Как указывало Предприятие, им был произведен расчет платы за сбросы загрязняющих веществ в водный объект на основе данных производственного экологического контроля, результаты которого отражены в указанной форме 2.2 исходя из сведений мониторинга наблюдения за водным объектом на протяжении 2018 года, проведенного в соответствии с требованиям действующего законодательства о мониторинге водных объектов.
Предприятием в материалы дела были представлены доказательства ведения учета качества сточных вод по форме 2.2, отраженной в приложении к Порядку N 205, и направления сведений такого учета по установленной в указанном приложении форме 3.3 в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов в соответствии с пунктом 14 Порядка N 205.
Между тем суды, отклоняя в качестве доказательств по делу отчетность Предприятия, содержащую расчет массы сброса вредных веществ, основанный на ежедекадном отборе проб, не указали, по каким мотивам они согласились с позицией Управления о том, что для расчета платы за сбросы загрязняющих веществ в водный объект должны использоваться данные таблицы 3.3 приложения к Приказу N 261, содержащей сведения о результатах проверок, проводимых два раза в год с целью оценки эффективности работы очистных сооружений.
Также нельзя признать достаточно обоснованным вывод судов со ссылкой на статьи 196, 199, 200 ГК РФ о пропуске Предприятием срока давности предъявления встречного требования и причинах применения к спорным правоотношениям указанных норм.
В данном случае суды оставили без должного внимания подачу Предприятием заявления от 27.02.2020 N 001125/013 о возврате излишне уплаченных платежей за НВОС и наличие взаимной связи между предъявлением Предприятием встречного требования о возврате 6 135 144,11 руб. излишне уплаченных платежей и отказом Управления от иска в этой части ввиду признания наличия кредиторской задолженности в указанной сумме и проведения зачета данных сумм платежей в счет оплаты за НВОС.
С учетом изложенного судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, установить обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения дела, правильно применив нормы материального и процессуального права, принять законный и обоснованный судебный акт, по результатам распределить судебные расходы, в том числе по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.05.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2023 по делу N А56-21169/2022 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
С.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал обоснованным иск о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду, однако указал на необходимость более тщательной проверки расчетов и учета обстоятельств, имеющих значение для дела. Судебные акты первой и апелляционной инстанций отменены, дело направлено на новое рассмотрение с учетом всех доводов сторон.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 июня 2024 г. N Ф07-2841/24 по делу N А56-21169/2022
Хронология рассмотрения дела:
25.12.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-35322/2024
25.09.2024 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-21169/2022
06.06.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2841/2024
14.12.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-22248/2023
09.05.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-21169/2022