07 июня 2024 г. |
Дело N А56-7989/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 июня 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Пастуховой М.В., Старченковой В.В.,
рассмотрев 06.06.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2024 по делу N А56-7989/2023,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Янтарьэнергосбыт", адрес: 236005, город Калининград, улица Дарвина, дом 10, ОГРН 1083925011422, ИНН 3908600865 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании с федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 191119, Санкт-Петербург, Звенигородская улица, дом 5, ОГРН 1027810323342, ИНН 7826001547 (далее - Учреждение), а при недостаточности у Учреждения лимитов бюджетных обязательств - с Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 119019, Москва, улица Знаменка, дом 19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261 (далее - Министерство обороны), 42 196 руб. 22 коп. задолженности за электрическую энергию, поставленную в июле-сентябре и ноябре 2020 года, и 15 920 руб. 60 коп. неустойки за несвоевременную оплату электрической энергии, начисленной за периоды с 02.01.2021 по 31.03.2022 и с 03.10.2022 по 11.07.2023, с последующим начислением неустойки на основании абзаца восьмого пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), начиная с 12.07.2023 и до момента фактического исполнения основного обязательства.
Определением суда первой инстанции от 11.07.2023 производство по делу в отношении требования, заявленного к Министерству обороны, прекращено.
Решением суда первой инстанции от 04.09.2023 в иске, заявленном к Учреждению, отказано.
Постановлением апелляционного суда от 30.01.2024 решение суда первой инстанции от 04.09.2023 отменено, требования Общества удовлетворены.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит отменить постановление от 30.01.2024 и оставить в силе решение от 04.09.2023.
По мнению подателя жалобы, обязанность по содержанию железнодорожного пути возникла у Учреждения с даты государственной регистрации права оперативного управления (20.11.2020), то есть после спорного периода; поставка Обществом электроэнергии без заключения с Учреждением государственного контракта влечет невозможность ее оплаты.
В отзыве Общество просит оставить обжалуемое постановление без изменения, считая его законным и обоснованным.
Представители участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, что не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого постановления проверена в кассационном порядке в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе Учреждения.
Как следует из материалов дела, Общество, являясь гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Калининградской области, в июле-сентябре и ноябре 2020 года поставило электрическую энергию стоимостью 42 196 руб. 22 коп. на железнодорожный путь необщего пользования с кадастровым номером 39:05:000000:2804, находящийся по адресу: Калининградская область, Зеленоградский район, поселок Прохладное (счета-фактуры от 31.07.2021 N 1/072020/00772, от 31.08.2020 N 1/082020/00072, от 30.09.2020 N 1/092020/00930, от 30.11.2020 N 1/112020/00426).
Собственником железнодорожного пути является Российская Федерация, что подтверждается регистрационной записью от 23.12.2019 N 39:05:000000:2804-39/052/2019-1 в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 24.01.2020 N 63 спорный объект недвижимости был закреплен на праве оперативного управления за Учреждением. Государственная регистрация права оперативного управления Учреждения осуществлена 20.11.2020 (запись N 39:05:000000:2804-39/028/2020-2.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 28.07.2022 по делу N А40-285002/21 Обществу отказано во взыскании 42 196 руб. 22 коп. спорной задолженности с Министерства обороны как с ненадлежащего ответчика, поскольку с 24.01.2020 спорный объект был закреплен на праве оперативного управления за Учреждением.
Ссылаясь на то, что по результатам рассмотрения дела N А40-285002/21 именно Учреждение должно нести бремя содержания железнодорожного пути и оплачивать потребленную им электроэнергию, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, установив, что право оперативного управления Учреждения было зарегистрировано по истечении спорного периода, отказал Обществу в иске.
Апелляционный суд удовлетворил исковые требования Общества, посчитав, что обязанность по содержанию железнодорожного пути возникла у Учреждения с момента издания приказа от 24.01.2020 N 63.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы, приведенные в кассационной жалобе, не находит оснований для отмены обжалуемого постановления.
Признав факт поставки электрической энергии для нужд железнодорожного пути, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления, документально подтвержденным и приняв во внимание непредставление Учреждением доказательств, свидетельствующих об оплате поставленной энергии, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 210, 214, 296, 330, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 15 Закона N 35-ФЗ, обоснованно удовлетворил исковые требования Общества за счет Учреждения.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3(2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019, статьями 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
Таким образом, обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание общего имущества.
При этом право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника (пункт 1 статьи 299 ГК РФ).
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 ГК РФ).
На основании пункта 2 статьи 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В абзаце втором пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Между тем, в при рассмотрении настоящего дела апелляционным судом учтено, что имелся значительный временной разрыв между принятием публичным собственником решения о закреплении за Учреждением железнодорожного пути на праве оперативного управления (приказ от 24.01.2020 N 63) и государственной регистрацией данного права (20.11.2020), обеспечение которой было возложено названным приказом на Учреждение.
Кроме того, в рамках дела N А40-285002/21 Обществу ранее было отказано во взыскании спорной задолженности с Министерства обороны (уполномоченного органа Российской Федерации) со ссылкой на закрепление спорного объекта на праве оперативного управления за Учреждением на основании приказа от 24.01.2020 N 63 независимо от даты государственной регистрации названного права.
При таких обстоятельствах Учреждение утратило право ссылаться на отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости записи о праве оперативного управления на железнодорожный путь и обоснованно признано апелляционным судом надлежащим ответчиком по иску о взыскании задолженности за электроэнергию за период с июля по сентябрь и за ноябрь 2020 года, когда железнодорожный путь был фактически передан Учреждению, но право оперативного управления им зарегистрировано не было. В противном случае Общество при наличии вступивших в законную силу судебных актов по делу N А40-285002/21 (статья 16 АПК РФ) лишается права на судебную защиту, что недопустимо.
Отсутствие договора энергоснабжения в виде единого документа, заключенного между Обществом и Учреждением в отношении спорного объекта, не освобождает Учреждение от внесения платы за фактически поставленный ресурс в силу пункта 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" и пункта 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения". Между сторонами в порядке пункта 3 статьи 458 ГК РФ сложились фактические договорные отношения по поставке электрической энергии. По смыслу Закона N 35-ФЗ и Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 отсутствие письменного договора не освобождает от оплаты фактически потребленного ресурса.
Удовлетворение исковых требований Общества к Министерству обороны (субсидиарному должнику), которое, являясь главным распорядителем бюджетных средств, при недостаточности лимитов бюджетных обязательств у Учреждения несет субсидиарную ответственность по обязательствам последнего, соответствует пункту 4 статьи 123.22 ГК РФ, пункту 7 статьи 161, пункту 10 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положению о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082.
Выводы апелляционного суда основаны на установленных по делу обстоятельствах и подлежащих применению нормах материального права. Процессуальных нарушений при рассмотрении дела апелляционным судом не допущено. В связи с этим суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого постановления и удовлетворения кассационной жалобы Учреждения.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2024 по делу N А56-7989/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Боглачева |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд апелляционной инстанции удовлетворил иск о взыскании задолженности за поставленную электрическую энергию, установив, что учреждение, получившее право оперативного управления объектом, обязано оплачивать потребленный ресурс, несмотря на отсутствие письменного договора. Кассационная жалоба учреждения отклонена, поскольку суды правильно применили нормы материального права и учли фактические обстоятельства дела.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 июня 2024 г. N Ф07-4757/24 по делу N А56-7989/2023