г. Санкт-Петербург |
|
30 января 2024 г. |
Дело N А56-7989/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Богдановской Г.Н.
судей Пономаревой О.С., Смирновой Я.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Осиповой А.Н.,
при участии представителя истца согласно протоколу судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-36524/2023) акционерного общества "Янтарьэнергосбыт" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.09.2023 по делу N А56-7989/2023, принятое
по иску акционерного общества "Янтарьэнергосбыт"
к 1. Федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны
2. Министерству обороны Российской Федерации
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Янтарьэнергосбыт" (далее - истец, Общество) обратилось в арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны России (далее - ответчик, Учреждение) и в субсидиарном порядке - к Министерству обороны Российской Федерации о взыскании 42 196 руб. 22 коп. задолженности за потребленную электроэнергию с июля 2020 по сентябрь 2020, 15 920, 60 руб. неустойки (с учетом уточнения требований т.1 л.д. 12).
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области производство по делу N А56-7989/2023 прекращено в части требований к Министерству обороны Российской Федерации о взыскании 42 196 руб. 22 коп. задолженности.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.09.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
С указанным решением суда не согласился истец (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, полагая, что на Учреждение возлагается обязанность по оплате электрической энергии с момента закрепления за ним имущества на праве оперативного управления; ссылается на то, что с учетом судебных актов по делу N А40-285002/2021 истец будет лишен возможности возместить стоимости поставленной электрической энергии.
Ответчики в отзыве на апелляционную жалобу просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители ответчиков не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена без участия неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из письменных материалов дела, ОАО "Янтарьэнергосбыт" (предыдущее наименование Общества) с 01.01.2012 является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Калининградской области согласно Приказам Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 29.11.2011 N 115-01э/11, от 30.11.2011 N 116-15э/11, (с учетом изменений, внесенных Приказом N 08-02э/15 от 28.01.2015) и от 23.01.2017 N08-01э/17.
Общество в период с июля по сентябрь 2020 года осуществило поставку электрической энергии на объект "Железнодорожный путь необщего пользования", находящийся по адресу Калининградская область, Зеленоградский район, п. Прохладное, к. н. 39:05:000000:2804, и выставило для оплаты счета-фактуры от 31.07.2021 N 1/072020/00772, от 31.08.2020 N 1/082020/00072, от 30.09.2020 N 1/092020/00930, от 30.11.2020 N1/112020/00426.
Правообладателем (собственником) объекта является Российская Федерация, что подтверждается регистрационной записью N 39:05:000000:2804-39/052/2019-1 от 23.12.2019 в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации N 63 от 24.01.2020 указанные объекты в спорный период были закреплены за Учреждением на праве оперативного управления.
Ссылаясь на неоплату ответчиками стоимости фактически потребленной тепловой энергии, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Повторно рассмотрев дело по правилам статьи 268 АПК РФ, исследовав письменные доказательства и доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила, предусмотренные статьями 539-547 названного Кодекса, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В пункте 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) определено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В части 4 статьи 154 ЖК РФ определено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение. водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник имущества несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение (подпункт 5 пункта 2 статьи 153 ЖК РФ).
До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица (пункт 3 статьи 153 ЖК РФ).
В силу пункта 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В пункте 1 статьи 296 ГК РФ предусмотрено, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. Право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у него с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решениями собственника.
Таким образом, по общему правилу, обязанность по возмещению ресурсоснабжающей организации стоимости теплопотребления возлагается на собственника либо иного обладателя вещного права.
Отказывая в удовлетворении иска суд первой интенции из того, что у Учреждения в исковой период отсутствовала обязанность нести расходы на содержание спорного имущества, поскольку такая обязанность возникает не ранее государственной регистрации права оперативного управления за Учреждением, которая состоялась позднее искового периода (20.11.2020).
Апелляционная коллегия не может согласиться с указанными выводами в силу следующего.
Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (пункт 1 статьи 296 ГК РФ).
Передача имущества в оперативное управление является основанием перехода к обладателю данного права обязанности содержать это имущество, в том числе оплачивать коммунальные платежи (статья 296 и статья 298 ГК РФ). То есть, основанием возникновения права является не сама регистрация, которая, лишь признает и подтверждает свершившийся юридический факт, а решение соответствующего органа - Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации.
В связи с указанным Учреждение, получившее имущество в оперативное управление, но не зарегистрировавшее соответствующее право, является законным владельцем имущества.
Из положений статей 210, 249 ГК РФ, части 3 статьи 30, статей 36, 37, 39, 154, 158 ЖК РФ следует, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и текущий ремонт общего имущества, коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, и взносов на капитальный ремонт.
Согласно пункту 4 Порядка закрепления и использования находящихся в Федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3, эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений, и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников.
В Определении Верховного Суда Российской Федерации N 309-ЭС19-378 от 12.08.2019 сформирован правовой подход, допускающий взыскание стоимости коммунального ресурса с лица, которое наделено актом собственника правом оперативного управления, но которое не осуществило регистрацию права оперативного управления.
Указанный правовой подход направлен, прежде всего, на защиту ресурсоснабжающей организации, в сферу полномочий которой не входит публичная легитимация права оперативного управления, и тем самым - обусловлена необходимостью защиты прав такого лица от недобросовестных действий потребителя, не осуществившего регистрацию права оперативного управления.
При изложенных обстоятельствах риски неосуществления государственной регистрации права оперативного управления на недвижимое имущество не могут быть возложены в данном случае на истца; действующим законодательством ресурсоснабжающим организациям не предоставлен механизм защиты их прав с целью понуждения к государственной регистрации права оперативного управления или иного вещного права.
В данном случае правом оперативного управления Учреждения наделено приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации N 63 от 20.01.2020.
Таким образом, с момента передачи имущества у Учреждения возникли жилищные права и обязанности в отношении спорного имущества, в частности, обязанность по оплате содержания и поставленных коммунальных ресурсов.
С учетом изложенного, исковые требования о взыскании задолженности за потребленную электроэнергию с июля 2020 по сентябрь 2020 г.г. в размере 42 196 руб. 22 коп, заявленные к Учреждению, подлежат удовлетворению в полном объеме.
Оснований для возложения на Министерство обороны субсидиарной ответственности за неисполнение Учреждением указанного обязательства не имеется, поскольку определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области производство по делу N А56-7989/2023 в части требований к Министерству обороны Российской Федерации о взыскании 42 196 руб. 22 коп. задолженности прекращено.
Судебный акт вступил в законную силу и исходя из положений статьи 16 АПК РФ основания для повторного рассмотрения данных требований к Министерству не имеется.
В силу статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Истцом начислена неустойка по правилам части 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Поскольку факт неисполнения основного обязательства материалами дела подтвержден, истец вправе требовать взыскания неустойки в заявленном размере (определенном по состоянию на 31.03.2022) с Учреждения и на основании статьи 399 ГК РФ - в субсидиарном порядке с Министерства обороны Российской Федерации.
На основании изложенного, решение суда подлежит отмене в силу неправильного применения судом норм материального права, требование истца подлежит удовлетворению в полном объеме.
Судебные расходы по иску и по апелляционной жалобе распределяются по правилам части 1 статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.09.2023 по делу N А56-7989/2023 отменить.
Иск удовлетворить в полном объеме.
Взыскать с федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в пользу акционерного общества "Янтарьэнергосбыт" 42 196 руб. 22 коп. задолженности за потребленную электроэнергию с июля 2020 по сентябрь 2020, а также 2000 судебных расходов по оплате государственной пошлины по иску и 3000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе
Взыскать с федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и в порядке субсидиарной ответственности - с Министерства обороны Российской Федерации в пользу акционерного общества "Янтарьэнергосбыт" 15 920 руб. 60 коп. неустойки, с продолжением начисления неустойки с 12.07.2023 по день фактической исполнения обязательства в размере, установленном частью 2 статьи 37 Федерального закона N 35-ФЗ от 26.03.2003 "Об электроэнергетике", а также 320 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины по иску.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.Н. Богдановская |
Судьи |
О.С. Пономарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-7989/2023
Истец: АО "ЯНТАРЬЭНЕРГОСБЫТ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОС. КАЗЕННОЕ УЧ. "СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПР. ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИН. ОБОРОНЫ